Закон о высоких чувствах

1Рубрика | Взгляд на общество

Текст | о. Всеволод ЧАПЛИН

Пора защитить символы.

Проблема, которую законопроект об оскорблении чувств верующих отчасти решит, стоит очень давно и с каждым годом обостряется по всему миру. Я поднимал эту тему еще пять лет назад в рамках консультативного совета ОБСЕ по вопросам свободы религии или убеждений.

Тогда дискуссия о том, где проходят границы между свободой самовыражения и нравственными нормами, была вызвана публикациями карикатур на основателя ислама. С тех пор подобного рода инциденты стали возникать все чаще. В России, например, они происходят практически каждую неделю.

Когда кто-то посягает на священные для тех или иных людей символы: будь то религиозные святыни, мировоззренческая символика, символы государства — это очень опасно. Тем самым совершается акт агрессии по отношению к целой группе людей. Жесткая ответная реакция, которую вызывают такие действия, не случайна. Ведь борьба против символов — это борьба за власть, это попытка поставить ту или иную общественную группу в униженное или подчиненное положение по отношению к тем, кто не полагает эти символы важными.

Из-за подобных действий в истории разных стран начинались конфликты и войны. Поэтому преступление против символов вовсе не так безобидно, как мелкое хулиганство.

Когда кто-то сжигает Коран или рубит православную икону — такие действия могут вызвать общественные волнения, и не должны совершаться нигде и никогда. Проблема нарастает, и ее нужно решать на уровне закона.

При этом речь идет о том, что посягательство на значимые для той или иной группы людей символы должно быть исключено в принципе. Не только в храме или в месте скопления людей, но и в Интернете, и в ходе специальных акций.

В заключении Общественной палаты России на законопроект говорится, что он содержит юридически неопределенную терминологию, например, выражение «религиозные убеждения и чувства граждан». Однако стоит вспомнить, что в нынешней редакции Административного кодекса уже есть норма, предполагающая денежный штраф за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики.

Так что указанное понятие уже прочно вошло в юридическую практику. Попытка оспорить его корректность носит характер доведения ситуации до абсурда — столь же общими являются понятия «национальной вражды», «розни» и прочие, активно используемые в праве. При этом сегодня наказание за оскорбление религиозных чувств таково, что может включаться организаторами той или иной провокационной акции в статью плановых расходов. Поэтому принятие закона, влекущего за подобные действия уголовную ответственность, мне представляется правильным.

Также в заключении Общественной палаты приведено мнение о том, что указанная проблематика покрывается ст. 282 Уголовного кодекса РФ. Это мнение некорректно, так как указанная статья не предусматривает наказания за осквернение почитаемых верующими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики.

Надо признать, что практически все законопроекты, вызывающие широкую общественную дискуссию, проходят серьезную доработку. Обычно это происходит между первым и вторым чтениями. Как будет идти доработка по этому законопроекту, мне предсказать довольно сложно — это решат депутаты Госдумы. Но то, что вокруг законопроекта развернется серьезная дискуссия, и в него будут вноситься поправки — предположить нетрудно.

 

ЧАПЛИН Всеволод Анатольевич, протоиерей — председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, настоятель храма святителя Николая на Трех Горах в Пресненском районе г. Москвы.

Родился 31 марта 1968 в Москве. В 1990 году окончил Московскую духовную семинарию, в 1994 году — Московскую духовную академию. Кандидат богословия. С 1985 года — сотрудник Издательского отдела, с 1990 года — Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП). Рукоположен во диаконы в 1991 году, во священники в 1992 году.

Возглавлял секретариат ОВЦС МП по взаимоотношениям Церкви и общества. В 2001–2009 годах — заместитель председателя Отдела внешних церковных связей.

Решением Священного синода от 31 марта 2009 года назначен председателем новообразованного Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.

Член Общественной палаты. Член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России. Член Экспертного совета Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций. Член Консультативного совета ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений. Доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Является председателем Экспертного совета «Экономика и этика» при патриархе Московском и всея Руси. С 22 марта 2011 года — член Высшего церковного совета Русской православной церкви.

Автор и ведущий программ «Комментарий недели» (ТВ «Союз»), «Время доверия» (радиостанция «Русская служба новостей»), «Земля и люди» (ТВ «Мир»). Член Союза писателей России. Действительный член Академии российской словесности.