В поисках идентичности

1Рубрика | Взгляд на бизнес

Текст | Олеся КУНЕЙКО

Какие требования предъявляют компании к кандидатам на управленческие позиции и что, в свою очередь, ждут от потенциальных работодателей сами соискатели?

По моим наблюдениям, соответствие кандидатов на руководящие позиции культуре, ценностями компании (личностные качества, присущие кандидату, его поведение, способы выстраивать коммуникацию) сегодня выходят для работодателей на первый план. Безусловно, технические навыки потенциальных сотрудников важны, но этого недостаточно. Наши клиенты хотят работать с профессионалами, с которыми они имеют схожие взгляды. И даже в условиях дефицита профессиональных управленцев терпеть «звезду», которая будет разрушать корпоративную культуру и принятые правила, никто уже не хочет.

Требования работодателей всех индустрий к личностным качествам претендента на управленческую позицию фактически одни и те же. Это должен быть лидер, обладающий самостоятельностью, способный принимать решения, брать на себя ответственность. Менеджер, умеющий мыслить стратегически, но в то же время эффективный при реализации стратегии на операционном уровне (то есть уровне осуществления конкретных проектов и задач). Предприниматель, способный видеть новые возможности для развития бизнеса компании, умеющий работать в ситуации высокой неопределенности. Руководитель, нацеленный на постоянное повышение эффективности процессов. Командный игрок, умеющий достигать синергии со всеми функциональными руководителями для достижения общих целей компании.

Ward Howell в поисках сотрудников для своих клиентов не ограничивается рамками только России. Исходя из запросов компаний, мы работаем как на рынке стран СНГ, так и на рынках дальнего зарубежья. При этом ключевой вопрос при поиске и переходе иностранного менеджера на работу в компанию — как быстро он адаптируется к российским реалиям.

Для работодателей очень важно, чтобы кандидат обладал предыдущим опытом в России/СНГ или же имел отношение к работе с этими странами. Например, менеджер на уровне крупного региона запускал проекты в России, открывал здесь бизнес, курировал Россию/СНГ как один из регионов более крупной территории, находящейся в его подчинении. Бывает, что подобного опыта у кандидата нет, но по своим компетенциям он работодателю подходит, в этом случае человек должен хотя бы иметь представление о российском менталитете, обычаях и нравах в России, чтобы «не испугаться» культурных особенностей, сразу включиться в работу, а не тратить огромное количество времени на адаптацию. Кроме того, очень желательно, чтобы кандидат говорил по-русски: когда мы ведем поиск в странах ближнего зарубежья, мы ищем русскоговорящих специалистов. От кандидатов из дальнего зарубежья клиенты, как правило, не ждут знания русского языка, достаточно английского.

Какие требования предъявляют сами кандидаты к потенциальным работодателям? Для большинства менеджеров важны прозрачные правила игры, понятная стратегия развития, четкие ожидания от их работы. Также немаловажным аспектом является корпоративная культура — все большее число кандидатов начинает обращать внимание, в какой атмосфере, с какими людьми — коллегами, руководителями, подчиненными им придется работать вместе.

Однозначного ответа на вопрос «Что является для кандидатов основной мотивацией при смене работы?» — конечно, не существует. У каждого менеджера мотивация своя, все зависит от потребностей конкретного человека. Но мы замечаем, что денежная составляющая все чаще не является основополагающим фактором при принятии такого решения. Постепенно уходят в прошлое времена, когда первый вопрос, который задает кандидат на собеседовании, касается компенсации и социального пакета. Люди понимают, что соответствующие задачи и функционал будут оплачиваться соответствующе. Сегодня кандидаты все чаще сначала расспрашивают о будущих задачах и уже потом озвучивают ожидаемую компенсацию, опираясь на свой текущий уровень дохода. Обобщая все вышесказанное можно сказать, что на решение кандидата о переходе в другую компанию сегодня влияет совокупность нескольких факторов: интересный проект, новый функционал, новая или развивающаяся индустрия.

 

Кунейко Олеся — менеджер проектов консалтинговой компании Ward Howell.

Окончила Самарский государственный университет.

Работала в международной рекрутинговой компании, также была тренером и руководителем проектов в общероссийской некоммерческой организации.

С 2007 года — в компании Ward Howell. Специализируется на поиске профессионалов для агропромышленного сектора экономики и для компаний, работающих в индустрии транспорта и логистики. Также является менеджером проектов практики «Телекоммуникации» и «Потребительский рынок/Торговля» со специализацией на поиске руководителей, отвечающих за управление цепочками поставок.