Юрий СТРАШУН: установка всеобъемлющих информационных систем требует больших капитальных затрат
Рубрика | Технологии
Текст | Юрий КУЗЬМИН
Фото | из архива Юрия СТРАШУНА
Ведущий научный сотрудник ОАО «Институт электронных управляющих машин им.И.С.Брука»— об основных тенденциях развития промышленных информационных систем (ПриС).
— Юрий Павлович, в 2010 году в издательстве «Радио и связь» в соавторстве с Александром Владимировичем Гришиным вышла ваша книга «Промышленные информационные системы и сети». За короткое время она приобрела известность в среде специалистов по автоматизации предприятий. книга достаточно специализированная, однако А.В. Гришин и вы — известные идеологи промышленной автоматизации. Поэтому как руководитель журнала, ориентированного на бизнес, я хотел бы задать вам несколько вопросов, касающихся общих аспектов внедрения систем автоматизации. Еще несколько лет назад был широко распространен термин «киС»(корпоративная информационная система). Сейчас он встречается гораздо реже. С чем это связано? Может быть, с падением интереса к универсальным системам автоматизации или же с сегментацией рынка по конкретным продуктам?
— В настоящее время весьма актуально применение стандартизованных в международном масштабе терминов. Термин «КИС» не является таковым. Аппаратно-программное построение КИС, по существу, поддерживается стандартами МЭК IEEE 802.15, IEEE 802.16. Задачей последнего является обеспечение, в частности, в рамках КИС, связи между локальными сетями и региональными сетями.
— Чем промышленная информационная система принципиально отличается от КИС? Может ли она быть переконфигурирована для информатизации и автоматизации непромышленного предприятия?
— В книге дано определение ПрИС как общей инфраструктуры на базе информационных и сетевых технологий и однородных аппаратно-программных средств, в том числе встраиваемых, с возможностью манипулирования цифровыми данными, включая видеоизображение, голос и т.п. В этом смысле КИС является одним из вариантов ПрИС.
В случае непромышленного предприятия акцент делается на технических средствах мониторинга с выдачей его результатов оператору и руководству корпорации (национального или транснационального уровня).
— Существуют ли аппаратные компоненты для ПриС отечественно го производства, а то создается ощущение, что отечественных электронных компонентов и узлов уже не существует в принципе?
— Аппаратные компоненты для ПрИС отечественного производства существуют. Они выпускаются в России компаниями ОАО «ИНЭУМ им. И.С. Брука», ТЕКОН, «Симанитрон», FASTWEL, «ПЛК-системы», «ОВЕН», «ЭМИКОН», НПФ «Круг» и др.
— А как насчет программного обеспечения? Здесь, наверное, с отечественными разработками получше?
— Отечественные разработки программного обеспечения ПрИС охватывают возможность использования ОС Windows, Linux, QNX и прикладных программных пакетов, функционирующих под их управлением. Для функционирования системы программное обеспечение не менее важно, чем аппаратное. Разработка, как правило, ведется параллельно.
Основным инструментом для создания прикладного ПО в разработках ИНЭУМ им. И.С.Брука являются системы визуализации и управления технологическими процессами. С точки зрения повышения удобства эксплуатации современные средства сбора данных позволяют осуществлять некоторые процедуры обслуживания их самих и контролируемого им оборудования в дистанционном режиме. В качестве примера можно назвать программный продукт TRACE MODE Data Center для мобильного мониторинга и управления.
— Какая система, по вашему мнению, предпочтительнее — разрабатываемая силами предприятия или приобретаемая у системного интегратора (отечественного или зарубежного?), устанавливаемая и обслуживаемая им же?
— На мой взгляд, с точки зрения критерия цена/производительность предпочтительна система, разрабатываемая силами предприятия.
— Какие стандарты автоматизированных систем сейчас наиболее распространены? В вашей книге акцент делается на систему SCADA, однако эта система, насколько я помню, была весьма востребованна в 90-х годах, а каково положение с ней сейчас?
— В ПрИС актуально применение средств обработки, хранения и представления информации оператору (промышленных коммуникационных компьютеров, АРМов, SCADA-систем).
Последние широко используют различные версии стандарта ОРС. Происходит доработка и адаптация стандарта ОРС под задачи реального времени — ведущие мировые производители систем управления предприятием/корпорацией создают и успешно используют собственные ОРС-серверы.
— На каких сетевых стандартах и протоколах сегодня наиболее широко строятся информационные системы?
— Перечень сетевых стандартов и протоколов, по существу, дан в ответе на первый вопрос. К нему следует добавить новый протокол для высокоскоростных региональных сетей IEEE 802.17. Он разрабатывается начиная с 2000 года. С его помощью можно осуществлять несколько обменов данными одновременно.
— Контроллеры, маршрутизаторы и сетевые адаптеры каких фирм находят наиболее широкое применение?
— Наибольшим спросом пользуются контроллеры, маршрутизаторы и сетевые адаптеры компаний Hirschmann, RuggedCom, GarrettCom, Korenix, Cisco Systems, Siemens, Panduit, Belden и др.
— Для средних и малых предприятий создание всеобъемлющих информационных систем обязательно или достаточно обходиться «точечными» решениями?
— Установка всеобъемлющих информационных систем требует больших капитальных затрат. Поэтому во многих случаях приходится обходиться «точечными» решениями. Последние поддерживаются, в частности, отечественной компанией «ЭФО».
— Каковы перспективы развития корпоративных и промышленных информационных систем?
— Развитие таких систем будет идти в направлении разработки комплексов, состоящих из технических средств различных компаний-производителей для легко масштабируемых открытых бизнес-систем, создания систем диспетчерского управления с единым диспетчерским центром и порталом бизнес-анализа с центральной базой данных, а также существенного увеличения числа задач реального времени, решаемых в этих системах.
СТРАШУН Юрий Павлович — ведущий научный сотрудник ОАО «Институт электронных управляющих машин им. И. С. Брука» (ОАО «ИНЭУМ им. И.С.Брука», ИНЭУМ), доцент Московского горного университета. Родился в 1938 году на Украине.
В 1961 году окончил Московский авиационный институт им. Орджоникидзе. С того же года — сотрудник ИНЭУМ. В 1968 году после окончания аспирантуры Московского энергетического института (МЭИ) защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.
С 1969 по 1972 год работал ассистентом в МЭИ. С 1972 года по настоящее время — ведущий научный сотрудник ИНЭУМ.
Ю.П. Страшун — автор 86 научных печатных работ, включая четыре свидетельства и один патент на изобретения. Принимал участие в разработке и внедрении в производство ряда машин централизованного контроля М-40, управляющего вычислительного комплекса СМ-4 и ряда машин СМ1800 в ИНЭУМ. В настоящее время участвует в работах по расширению функциональных возможностей машины СМ1820М.