Развитие — в планах

1Рубрика | Главная тема

Текст | Николай ФЕДОТОВ

Транспортная ситуация в Сибирском регионе остается сложной.

 

Главные магистрали — железнодорожные

Решающее значение для успешного экономического развития Сибирского региона играет расширение транспортной сети — в таком мнении на сегодняшний день сходятся большинство экспертов.

Несмотря на то, что государством на протяжении предшествующего столетия предпринимались значительные меры по ее расширению, транспортная инфраструктура Сибири и поныне развита весьма слабо. По сути, главной транспортной артерией региона остается Транссибирская железнодорожная магистраль — дорога через Евразию, соединяющая Москву и Санкт-Петербург с крупнейшими Восточно-Сибирскими и Дальневосточными промышленными городами.

В настоящее время Транссиб связывает Европейскую часть, Урал, Сибирь, а точнее — российские западные, северные и южные порты, а также железнодорожные выходы в Европу (Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск), с одной стороны, с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию (Владивосток, Находка, Забайкальск).

Это самая длинная железная дорога в мире — ее длина 9298,2 км, и она имеет глобальное значение не только для нашей страны, но и для азиатских стран, стран Европы и Америки. Технические возможности Транссиба позволяют проводить по нему до 100 млн т грузов в год. Однако, еще в 2010 году тогдашний министр транспорта (а ныне советник президента России) Игорь Левитин заявил, что пропускные способности Транссибирской магистрали полностью исчерпаны.

К числу железнодорожных магистралей Сибирского региона относятся также Западно-Сибирская, Восточно-Сибирская и Южно-Сибирская железные дороги. В 2008 году был подписан меморандум о строительстве Северо-Сибирской железной дороги, которая должна объединить Западную и Восточную Сибирь, что существенно сократит путь на Дальний Восток и в Китай.

Она пройдет через Ханты-Мансийский АО, Томскую область, Красноярский край и Иркутскую область. Целью данного проекта является возможность снизить нагрузку на Транссибирскую магистраль и начать разработку новых месторождений полезных ископаемых в Сибири. В ближайшем будущем будет построена железная дорога Якутск–Магадан и организовано скоростное движение на линиях Уссурийск — Владивосток и Владивосток — Хабаровск.

Широкомасштабным проектом в процессе освоения Сибирского региона стало строительство Байкало-Амурской магистрали, которое началось в 1938 году и продолжается по настоящее время. Эта железная дорога «дополнила» Транссиб с Севера, пересекла многочисленные горные хребты и реки.

Ее строили в надежде освоить природные ресурсы Восточной Сибири, расположенные в труднодоступных местах. На протяжении Байкало-Амурской магистрали планировались несколько крупных промышленных комплексов, но на данный момент появился только один — Южно-Якутский угольный комплекс.

Стоимость строительства БАМа в ценах 1991 года составила 17,7 млрд руб., таким образом, БАМ стал самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР. Несмотря на то, что за последнее время оборот грузов, проходящих по этой железной дороге, вырос, она все еще остается нерентабельной.

По мнению специалистов, если не будут освоены новые месторождения полезных ископаемых, расположенные вблизи магистрали, она не будет приносить дохода. Ряд таких проектов существовал до экономического кризиса 2008 года, но их реализация была заморожена.

Тем не менее, Байкало-Амурская магистраль оценивается экспертами как перспективное направление, и правительство страны приняло ряд мер по ее модернизации, с целью увеличения пропускной способности дороги и строительства дополнительных капиллярных веток, которые будут вести к месторождениям полезных ископаемых. Сейчас появились новые ветки «Тайшет — Братск — Усть-Кут» и «Тайшет — Абакан», соединившие БАМ с Транссибом и Южно-Сибирскую магистраль с Транссибом.

«Стратегия-2030» предусматривает резкое увеличение пропускной способности БАМа, особенно для тяжеловесных поездов. Руководитель ОАО «РЖД» Владимир Якунин неоднократно упоминал о планах перевода всего грузового движения с Транссиба на БАМ: Транссиб, по его мнению, должен специализироваться на пассажирских и контейнерных перевозках. Осенью 2010 года в ходе телемоста тогда председателя Правительства России Владимира Путина с губернатором Амурской области Олегом Кожемяко и жителями Тынды Владимир Якунин предположил, что согласно объемам, заявляемым важнейшими грузоотправителями, «перевозки по БАМу в ближайшие годы возрастут до 30–50 млн т в год. Это потребует строительства вторых путей Байкало-Амурской магистрали».

При этом объем инвестиций в БАМ составит около 400 млрд руб. Будет построено 13 новых железнодорожных линий общей протяженностью около 7 тыс. км. Это в первую очередь такие грузообразующие линии, как Лена — Непа — Ленск, Хани — Олекминск, Новая Чара — Апсатская, Новая Чара — Чина, Шимановская — Гарь — Февральск, Улак — Эльгинское месторождение.

Относительно новой трассой является Амуро-Якутская железнодорожная магистраль (АЯМ). Это уже частично действующая (на участке Сковородино — Томмот), частично строящаяся (на участке Томмот — Якутск) железная дорога в восточной России, связывающая Транссиб и БАМ с Республикой Саха (Якутией). Ее строящийся участок должен соединить центральные районы республики и ее столицу — город Якутск — с железнодорожной сетью страны.

Это крупнейшая железнодорожная стройка России трех последних десятилетий. Пассажирское сообщение и грузовое движение на линии в настоящее время осуществляется до станции Томмот, находящейся примерно в 450 км к югу от запланированной конечной станции в Якутске. Участок от Томмота до Нижнего Бестяха имеет статус строящегося и, как ожидают, будет закончен в 2013 году. В ноябре 2011 года в церемонии укладки «золотого звена» принял участие президент России Дмитрий Медведев.

 

Доставка по трубе

Сибирь — главный поставщик нефти и газа, поэтому в регионе быстрыми темпами развивается трубопроводный транспорт. Крупнейшая в мире система магистральных трубопроводов «Дружба», когда-то связавшая между собой страны СЭВ, начинается в Сибири.

К числу наиболее известных нефтепроводов Сибирского региона относятся «Нижневартовск–Куйбышев», «Нижневартовск — Усть-Балык», «Усть-Балык — Омск», «Усть-Балык — Уфа — Альметьевск», «Александровское — Анжеро-Судженск» и «Сургут — Полоцк».

За последние десять лет было построено несколько новых магистральных трубопроводных сетей, необходимых для формирования альтернативного пути транзита газа через Прибалтику. Важным проектом по поставке нефти является строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь–Тихий океан», часть которой на отрезке «Тайшет — Сковородино» была введена в эксплуатацию в 2009 году и позволила поставлять нефть к нефтеналивному порту на Дальнем Востоке и нефтеперерабатывающему заводу под Находкой. Сейчас продолжается строительство отвода от основного нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» в КНР под названием «Сковородино — Дацин» и ведутся строительные работы на участке «Унеча — Усть-Луга».

Вся система газопроводов страны объединена между собой в Единую систему газоснабжения России. Она дает возможность обеспечить газом населенные пункты вдоль трассы газопровода, создавать новые рабочие места и приносит доход в бюджет региона. Газопроводы Сибирского региона — основа Единой системы газоснабжения России, к ним относятся «Ямал — Европа», «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», «Бованенково — Ухта», «Ухта — Торжок», «Туймазы — Омск — Ангарск», «Уфа — Новосибирск», «Шаим — Тюмень», «Ухта — Ярославль» и «Алтай».

Многие проекты по строительству новых веток газопровода еще не завершены. В частности, на данный момент продолжаются строительные работы, которые позволят соединить месторождения газа в Сибири со странами Востока, прежде всего с Китаем. Развитие магистральной сети трубопроводов позволяет развивать местную инфраструктуру и улучшать жизнь жителей региона.

 

Водные артерии

Важную роль для экономического развития региона играют водные транспортные пути. Крупные речные порты находятся в Новосибирске, Тобольске, Омске, Томске, Сургуте, Нижневартовске, Колпашево, Бийске, Барнауле и Красноярске. По судоходным рекам, которыми так богата Сибирь, осуществляют грузопассажирские перевозки внутри региона, а также в другие страны.

Требуется комплексная реконструкция водных путей и улучшение судоходства на реках Томь, Кета, Тура и Тобола, ремонт речных портов и гидротехнических сооружений внутреннего сообщения. Основные проблемы связаны с моральным износом и необходимостью модернизации шлюзов, причалов, терминалов, перегрузочного оборудования, а также капитального ремонта припортовых железнодорожных и автомобильных подъездных путей.

 

Только самолетом…

Поскольку многие районы Сибири считаются труднодоступными и удалены на значительное расстояние как друг от друга, так и от других районов страны, большое значение для жизни региона имеет авиационный транспорт, который в некоторых случаях не имеет альтернативы. Он позволяет повысить мобильность населения Сибири. Узловые аэропорты находятся в Новосибирске, Красноярске, Барнауле, Бийске, Норильске, Иркутске, Новокузнецке, Омске, Томске, Улан-Удэ, Кемерово, Чите, Абакане и Горно-Алтайске.

Основная проблема в сфере воздушного сообщения — устаревшие комплексы аэропортов. На данный момент существует необходимость в восстановлении инфраструктуры аэропортов Шушенское, Игарка, Енисейск, Дудинка, Богучаны, Хатанга, Усть-Кокса, Кош-Агач, Тура, Туруханск, Байкит и Ванавара. Впрочем, не менее важная проблема — обеспечение доступности услуг авиакомпаний населению.

 

Автодороги — в планах

Не менее важное значение для экономического развития Сибирского региона имеет автомобильный транспорт. В настоящее время сеть автодорог с твердым покрытием в Сибири развита слабо, их удельный вес относительно общей протяженности значительно ниже общероссийских показателей.

Тем не менее, в некоторых случаях автомобильный транспорт в регионе остается главным путем сообщения между населенными пунктами. В сеть автомобильных дорог входят магистрали общего пользования, их основная часть сосредоточена в южных и центральных районах региона — Амуро-Якутская автомагистраль, автомагистраль Абазы–Ак-Довураку, Чуйский тракт, Усинский тракт и Колымское шоссе.

Расширение же сети в основном происходит за счет освоения новых месторождений полезных ископаемых, для связи их между собой, а также с крупными населенными пунктами, производственными базами, портами и железнодорожными станциями.

Дальнейшее развитие системы автомобильных дорог и других видов транспорта Сибирского региона входит в программу стратегии развития транспортной отрасли Министерства транспорта РФ. Она включает в себя строительство новых и модернизацию существующих автомобильных дорог для увеличения пропускной способности опорной автодорожной сети, а также автодорожных коммуникаций в полосе евроазиатского транспортного направления «Восток–Запад» и Северного морского пути.

 При подготовке статьи использованы материалы портала sibprom-region.ru