Соколов-Сибирский

 

Рубрика | Главная тема1

Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Фото | Итар-ТАСС

Новый министр транспорта Максим Соколов обещал сделать развитие транспортной системы Сибири одним из главных своих приоритетов.

 Для министра транспорта России Максима Соколова транспортное развитие Сибири стало одним из ключевых приоритетов.

В частности, 31 августа в Новосибирске он выступил на совещании по развитию транспортной системы Сибирского федерального округа с фундаментальным докладом о путях решения сибирских транспортных проблем. (Благодарим пресс-службу Минтранса России за материалы о позиции министра и подходах министерства к решению транспортных проблем Сибирского региона. — Ред.)

По его словам, Сибирь является особенным регионом, прежде всего, с геополитической и экономической точки зрения. Один из основных факторов, определяющих перспективы развития Сибири — огромный ресурсный потенциал этого региона, в том числе месторождения полезных ископаемых, гидроэнергетических и биологических ресурсов.

Другим фактором развития, по словам министра, является высокий производственный, научно-технический и научно-образовательный потенциал. Однако в современных условиях по многим видам продукции экономика Сибири может быть конкурентоспособной только при условии соответствующего развития транспортной системы.

Развитие транспортной инфраструктуры Сибири, как и всей страны, осуществляется в рамках долгосрочных документов, включая отраслевые стратегии развития, федеральные целевые, региональные и муниципальные программы, подчеркнул Соколов. Министр на совещании проанализировал состояние транспортной системы по видам транспорта.

 

Дорог много, но недостаточно

Сеть автомобильных дорог общего пользования, отметил он, включает около 10 тыс. км федеральных автомобильных дорог и около 100 тыс. км автомобильных дорог регионального значения. 78,3% сельских населенных пунктов имеют связь по дорогам с твердым покрытием с сетью автодорог общего пользования. «Это больше, чем в целом по стране (68,8%)», — подчеркнул Соколов.

В 2011 году объем финансирования дорожного хозяйства округа из федерального бюджета составил, по его словам, 33 млрд руб., в 2012 году эта сумма составит 28 млрд руб., в 2013–24 млрд руб. Направление вышеуказанных средств позволит продолжить строительство и реконструкцию объектов, а также завершить ряд важнейших автодорожных проектов, имеющих существенное значение для развития экономики регионов и межрегиональных связей между субъектами Российской Федерации.

Максим Соколов отметил: существенное значение для решения задач транспортного комплекса, стоящих в области обеспечения устойчивого экономического роста регионов и повышения уровня жизни граждан, имеет создание системы дорожных фондов, включающих в себя Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальные дорожные фонды. Формирование дорожных фондов, по его словам, базируется на устойчивых и прогнозируемых налоговых источниках: акцизе на автомобильное топливо и транспортном налоге.

Это обеспечивает стабильную финансовую базу дорожного хозяйства, создает возможность привлечения частных инвестиций, повышения эффективности реализации долгосрочных целевых программ развития и приведения в нормативное состояние автомобильных дорог (см. табл.). 

  Объемы дорожного фонда субъектов Российской Федерации               Сибирского федерального округа 
(по территории которых проходят автомобильные дороги федерального и регионального значения) — прогнозные данные Минфина России
 Год                                 Объем дорожного фонда
 2012 г.  49866,57 млн руб.
 2013 г.  59158,62 млн руб.
 2014 г.  66685,80 млн руб.

 

Глава Минтранса отметил, что ряд субъектов Российской Федерации округа приняли законы соответствующего уровня, по которым объемы ассигнований в региональные дорожные фонды существенно ниже, чем прогнозные данные Минфина России, и, как правило, именно эти регионы чаще всего обращаются за дополнительным финансированием из федерального бюджета.

Министр отметил, что Федеральная служба государственной статистики утвердила форму федерального статистического наблюдения №1-ФД «Сведения об использовании средств Федерального дорожного фонда, дорожных фондов субъектов Российской Федерации, муниципальных дорожных фондов» с указаниями по ее заполнению. Сведения, содержащиеся в этой форме, необходимы, по его словам, для обеспечения целевого использования средств дорожных фондов и подготовки прогнозов и программ в области развития сети автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения, определения направлений финансирования развития и функционирования единой дорожной сети, подготовки иных управленческих решений, связанных с использованием ассигнований из дорожных фондов и оценкой результатов деятельности дорожного хозяйства.

Кроме того, отметил он, в настоящий момент внедряются долгосрочные комплексные контракты, предусматривающие осуществление комплекса работ по проектированию, строительству или реконструкции, ремонту и содержанию участков автомобильных дорог или дорожных сооружений: так называемые «контракты жизненного цикла».

В целях их внедрения внесены необходимые изменения в законодательство о концессионных соглашениях, подготовлены соответствующие поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации. «Контракты, разработанные по этой схеме для дорожной отрасли, являются комплексными долгосрочными инвестиционного характера, на основании которых частный подрядчик-инвестор проектирует и строит объекты транспортной инфраструктуры за счет собственных и (или) привлеченных средств, а затем в течение длительного периода эксплуатации управляет объектом, обеспечивая содержание и необходимый ремонт объекта при заданном в контракте уровне обслуживания», — заметил Соколов.

Увеличить пропускную способность обслуживания возрастающих транспортных потоков, чтобы обеспечить интеграцию Сибири в систему транспортных коммуникаций России, позволят, по словам министра, реконструктивные мероприятия на дорогах «Байкал» (М-51, М-53, М-55), «Енисей» (М-55) и Тюмень — Ишим — Омск (Р-402). Также, отметил он, необходимо реконструировать участки автомобильных дорог на подходах к государственной границе Российской Федерации и устранить имеющиеся на этих участках грунтовые разрывы. Для повышения эффективности деятельности дорожного хозяйства существенное внимание должно уделяться внедрению инноваций при строительстве, ремонте и содержании автодорог.

 

Магистрали требуют внимания

Министр подчеркнул: по регионам СФО проходит около пятой части протяженности железных дорог России (17,8%), в том числе Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская и часть Забайкальской железной дороги, при этом только Западно-Сибирская дорога обеспечивает более 20% погрузки всей сети российских железных дорог.

Максим Соколов отметил крупные инфраструктурные проекты по развитию железнодорожного транспорта, осуществляемые на территории Сибирского федерального округа за счет бюджетных и внебюджетных источников. Прежде всего, это комплексное развитие участка Междуреченск — Тайшет, для обеспечения пропуска возрастающих грузопотоков в восточном направлении. Кроме того, заметил он, на условиях ГЧП начато строительство железнодорожной линии Кызыл — Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва. Цель инвестиционного проекта, по словам министра — создание опорной железнодорожной транспортной инфраструктуры для ускорения социально-экономического развития Республики Тыва на основе вовлечения в хозяйственный оборот месторождений ценных полезных ископаемых.

Кроме того, Соколов акцентировал внимание на комплексной реконструкции участка Карымская — Забайкальск для оптимального технологического обеспечения подходов к основному российскому пункту пропуска с Китаем — станции Забайкальск.

Далее: в рамках проекта ГЧП «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края» заканчивается строительство новой железнодорожной линии Нарын — Газимуровский завод. «В результате, — подчеркнул Соколов, — обеспечивается железнодорожное сообщение с новыми полиметаллическими месторождениями компании “Норильский никель”».

Наконец, отметил он, с помощью средств Инвестиционного фонда РФ реализуется проект развития Нижнего Приангарья в Красноярском крае, со строительством железной дороги Карабула — Ярки. И это, подчеркнул Соколов, только основные проекты, которые находятся в стадии реализации или уже близки к завершению.

Рассматриваются, отметил министр, и другие проекты развития железнодорожной инфраструктуры в пределах округа, как в рамках инвестпрограммы ОАО «РЖД», так и за счет бюджетных источников. «Например, развитие станции Чара на БАМе и примыкающих к ней подходов к Удоканскому медному месторождению и Чинейскому титано-магнетитовому месторождению».

Сейчас, подчеркнул Соколов, формируется новая федеральная целевая программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 г. Данная программа должна учесть приоритетные проекты развития, в том числе и транспортной инфраструктуры отдельных субъектов Сибирского федерального округа — Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области. Также разрабатывается и до конца текущего года должна быть внесена в Правительство Госпрограмма «Развитие транспортной системы России до 2018».

Не меньшего внимания, отметил Соколов, требует и текущая деятельность, в том числе пригородные пассажирские перевозки. Объем пассажирооборота в пригородном сообщении в Сибирском федеральном округе составляет порядка 2,9 млрд пассажирокилометров.

Основная проблема функционирования пригородных пассажирских компаний, по словам министра — убыточность их деятельности, которая ранее компенсировалась за счет тарифов на грузовые перевозки. В 2011 году размер некомпенсированных убытков от пригородных перевозок в Сибирском федеральном округе составил 900 млн руб. Новосибирская область, Кемеровская область решают вопросы организации пригородных перевозок совместно с железной дорогой и обеспечивают компенсацию убытков пригородных компаний. Необходимо, отметил Соколов, и другим субъектам Федерации СФО последовать их примеру.

По словам Соколова, в целях обеспечения доступности перевозки в пригородном сообщении для пригородных компаний установлены льготные (пониженные) тарифы за использование инфраструктуры ОАО «РЖД» в размере 1% от экономически обоснованного уровня, с компенсацией из федерального бюджета в размере 25 млрд руб. На 2013 год данная мера также сохранена. Но эти меры, подчеркнул министр, временные и «прошу руководство субъектов активизировать работу совместно с железнодорожниками по организации пригородных перевозок на безубыточном уровне или обеспечить перевозку людей в пригородном сообщении другими видами транспорта».

 

Развивать авиацию общими силами

Максим Соколов отметил огромное значение в развитии транспортной системы региона воздушного транспорта. В Сибир ском федеральном округе 69 аэропортов (аэродромов), подчеркнул он, из которых в перечень аэродромов национальной опорной аэродромной сети входит 21.

На 2012 год, отметил он, предусмотрено финансирование реконструкции следующих аэродромов: Абакан, Горячинск, Улан-Удэ, Иркутск (реконструкция действующего и строительство нового), Томск (Богашево), Братск в общем объеме 1,3 млрд руб.

По словам министра, на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов в пределах доведенных средств федерального бюджета в СФО предполагается реконструкция восьми аэропортов: Абакан, Новосибирск (Толмачево), Иркутск, Томск (Богашево), Братск, Горячинск, Улан-Удэ и Кызыл с финансированием в объеме 5,5 млрд. руб. Необходимо также, по его словам, выделение средств на реконструкцию аэропорта Норильск (Алыкель), в котором воздушный транспорт является единственным видом транспорта. Развитие нового аэропорта Иркутск сдерживается отсутствием инвестора.

Максим Соколов отметил, что из 31 субъекта Российской Федерации, расположенного на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федерального округов, только три субъекта Сибири изъявили желание участвовать в реализации программы субсидирования авиаперевозчиков на основе софинансирования из федерального бюджета. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. №629-р субсидии распределены на сумму 636,5 млн. руб.

Однако принимает участие в реализации программы субсидирования только Республика Алтай. Алтайский край, Забайкальский край проинформировали Росавиацию об отсутствии возможности выполнить намерения по принятию обязательств, соответствующих поданным в Росавиацию заявлениям.

Незаинтересованность в реализации программы субсидирования межсубъектовых воздушных перевозок субъекты Федерации СФО объясняют, по словам министра, неудовлетворенностью перечнем маршрутов, подлежащих субсидированию, и уровнем софинансирования из федерального бюджета (от 10 до 50% в зависимости от бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации). «Прошу руководство Росавиации обсудить этот вопрос отдельно с руководителями регионов округа еще раз», подчеркнул министр.

 

Внутренние воды

Министр в докладе отметил, что к основным водным артериям Сибирского федерального округа относятся водные бассейны крупнейших сибирских рек с их притоками, такие как Обь, Иртыш, Енисей, участок верхней Лены. Судоходство на этих реках обеспечивает потребности экономики и населения в 11 субъектах Российской Федерации, а также социально важные перевозки на Крайний Север и приравненные к ним местности.

Несомненно, отметил г-н Соколов, что в этом направлении внутренний водный транспорт остается одним из важных путей сообщения. Общая протяженность внутренних водных путей, расположенных в Сибирском федеральном округе, составляет 28184 км.

На сегодняшний день основным вопросом состояния внутренних водных путей в регионе является малая водность в навигацию 2012 года. Даже возрастающими объемами дноуглубительных работ зачастую не удается достигнуть гарантированных габаритов пути. Прежде всего, это касается верхних участков магистральных рек и боковых рек.

В Новосибирской области, по словам Соколова, ярко выявилась проблема обеспечения судоходства на 300-километровом участке ниже Новосибирской ГЭС в результате произошедшей посадки уровня воды. Росморречфлотом, отметил он, готовятся предложения для включения в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» по реконструкции этого участка.

На внутренних водных путях Сибирского федерального округа расположены два судоходных гидротехнических сооружения — уникальный Красноярский судоподъемник и Новосибирский шлюз. Поддержание их работоспособности требует пристального внимания со стороны ответственных организаций, подчеркнул министр. Важное значение, по его словам, имеет также скоординированная работа Росводресурсов и Росморречфлота в период навигации по установлению оптимальных режимов работы Ангаро-Енисейского каскада водохранилищ.

Он также заметил, что в рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», относятся программные мероприятия, которые направлены на обеспечение надежной и безопасной работы системы внутреннего водного транспорта Сибири, включая завоз грузов на Крайний Север и приравненные к ним местности.

 

Требуются новые ледоколы

Перспективы развития морского транспорта в Сибири, подчеркнул министр, связаны с дальнейшим освоением Северного морского пути. Основными механизмами при этом являются федеральные целевые, региональные и муниципальные программы, а также инвестиционные программы крупных компаний, направленные на комплексное развитие территории Сибири.

Проектом, стимулирующим развитие Севморпути, по его словам станет реализация комплексного плана по развитию производства и транспортировке сжиженного природного газа на полуострове Ямал (в районе пос. Сабетта Ямало-Ненецкого автономного округа, граничащего с Сибирским федеральным округом).

Реализация плана предусматривает, по его словам, не только строительство завода по переработке углеводородного сырья и порта по его отгрузке, но и реализацию комплекса мер, обеспечивающих безопасность мореплавания при его транспортировке по Севморпути в западном и восточном направлениях, включая маршрут по Карскому морю и морю Лаптевых, омывающих берег Сибирского федерального округа.

Для обеспечения развития судоходства в акватории Севморпути планируется также, как отметил г-н Соколов, строительство серии из трех универсальных атомных ледоколов с переменной осадкой мощностью 60 МВт, позволяющей выполнять работы по ледокольному обеспечению судоходства, как в акватории Севморпути, так и на малых глубинах в устьях сибирских рек, впадающих в моря Арктического бассейна.

«В соответствии с решением Морской коллегии при Правительстве проектная документация была передана Росморречфлотом на баланс ГК «Росатом». В настоящее время с новым ответственным исполнителем ГК «Росатом» заключен контракт на строительство. В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» запланировано строительство четырех линейных дизель-электрических ледоколов, один мощностью 25 МВт и три ледокола мощностью по 16 МВт», — заявил Соколов.

 

Новый регламент для автотранспорта

Отдельная тема в докладе министра — автомобильный и городской пассажирский транспорт.

«Обращаю особое внимание на новый Регламент выполнения Министерством транспорта Российской Федерации функции компетентного органа Российской Федерации по соглашениям о международном автомобильном сообщении в части согласования регулярных перевозок пассажиров автобусами», — заметил Соколов. В соответствии с этим регламентом обращения об открытии регулярных перевозок пассажиров автобусами в международном сообщении, осуществляемых по территории Российской Федерации, следует направлять в Минтранс России.

Соколов подчеркнул, что функции по подготовке документов об открытии маршрута, выдаче документов заявителям, ведению и размещению реестра маршрутов в открытом доступе осуществляет ФБУ «Росавтотранс».

Министр отметил, что в настоящее время в административных центрах федеральных округов Российской Федерации ведется работа по регистрации филиалов «Росавтотранса». Филиалы будут заниматься текущей работой по всем направлениям деятельности агентства, которую нецелесообразно концентрировать в Москве. Также на базе окружных госавтодорнадзоров, по его словам, будет развернут автоматизированный центр контроля и надзора перевозки пассажиров и опасных грузов.

Ространснадзором будет осуществляться регистрация данных навигационно-информационных систем и их операторов в автоматизированный центр контроля и надзора Ространснадзора. Оператором будет оформляться и выдаваться владельцу транспортного средства документ, подтверждающий оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Это, по словам министра, позволит обеспечить высокую автоматизацию контроля при перевозке опасных грузов и пассажиров автомобильным транспортом. Кроме того, Максим Соколов отметил, что с целью повышения экономической эффективности работы автотранспорта, снижения его аварийности и отрицательного воздействия на окружающую среду Правительством Российской Федерации в апреле 2012 года дано поручение о субсидировании субъектов Российской Федерации по закупке автобусов, работающих на газовом топливе, трамваев и троллейбусов.

«Реализация данной программы, — заявил глава Минтранса, — позволит субъектам Российской Федерации обновить часть подвижного состава экологически безопасными транспортными средствами. Кроме того, этот механизм создаст дополнительный стимул для развития газозаправочной инфраструктуры, что позволит развить эксплуатацию экологически чистых газомоторных автобусов.»

Максим Соколов обратился и к проблеме финансового состояния автотранспортных предприятий. Он отметил, что на протяжении многих лет тарифы на пассажирские перевозки существенно ниже их фактической стоимости. При этом возникающая разница не компенсируется перевозчикам в полном объеме.

«Учитывая социальный характер данных перевозок региональные органы власти и местного самоуправления устанавливают тарифы на проезд в городском и пригородном транспорте общего пользования, пренебрегая действующими нормативами расхода топлива, эксплуатационных материалов, отраслевым тарифным соглашением», — отметил министр. В результате действующие тарифы не в состоянии обеспечить не только рентабельную работу пассажирского транспорта, но и простое покрытие эксплуатационных расходов транспортных организаций.

Для решения проблемы Минтранс России разрабатывает Методические рекомендации по расчету тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования.

 

ГЧП — основной метод работы

В одном из первых официальных выступлений в должности министра (Интервью газете «Ведомости» от 3 октября с.г.) Максим Соколов заявил об актуальности широкого использования государственно-частного партнерства в развитии транспортной инфраструктуры.

Большой опыт в этой сфере он приобрел в бытность вице-губернатором Санкт-Петербурга. Там под его руководством был разработан первый региональный закон о ГЧП, в 2009 году началась реконструкция на принципах государственно-частного партнерства аэропорта Пулково — первого крупного проекта в России, осуществляемого на этих принципах.

Министр оценивает ГЧП как источник дополнительных средств и привлечения бизнес-технологий. Но в первую очередь ГЧП — это распределение рисков между государством и инвестором, который пришел в проект.

Ключевой пункт в развитии ГЧП — наличие высокопрофессиональных команд как со стороны концессионера, так и со стороны государства. Минтранс готов помогать развитию ГЧП как минимум на методическом уровне. Вырабатывается также специальное законодательство, позволяющее использовать ГЧП, в частности законодательство о контрактах жизненного цикла.

Должно ли государство само развивать транспортную инфраструктуру и отрасль в целом или создавать условия для ее развития?

По его словам, транспортный комплекс, — отрасль, где государству нужно и создавать условия для развития, и самому реализовывать отдельные стратегические проекты. Во втором случае важно, чтобы реализуемый проект тоже способствовал привлечению частных инвестиций. И именно такой принцип положен в основу подхода министерства к транспортному развитию Сибири.

 

 

МНЕНИЯ БОССОВ:

 

Александр ГАНОВ, генеральный директор ГК «Континент»:

Сибирский регион в РФ имеет огромное стратегическое значение. Его потенциал трудно переоценить. Если рассматривать Сибирь как промежуточную точку при транзите грузов из Азии в Европу, то развитие транспортной составляющей в этом регионе имеет приоритетное значение для России. Оно даст нашей стране огромные финансовые средства, которые будут взиматься в качестве платы за транзит через нашу территорию.

Можно рассматривать Сибирь непосредственно как пункт консолидации товаров, которые будут поступать из Азии в Европу. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что огромное количество полезных ископаемых добывается в восточной части нашей страны.

Соответственно, Сибирский регион, где непосредственно осуществляется добыча и через который проходит транзит с крайних восточных территорий, должен быть обеспечен нормальной транспортной инфраструктурой.

Та транспортная инфраструктура, которая существует в регионе сегодня, не может считаться достаточной для решения всех актуальных задач.
Географическое положение Сибирского региона и огромный потенциал в области добычи полезных ископаемых позволяет нам говорить о трех составляющих транспортной инфраструктуры, на которые надо обращать самое пристальное внимание.

Первая — нефтегазотранспортная система. Не секрет, что подавляющее большинство нефти и газа добывается именно на территории Сибири. Сейчас необходимо рассматривать два направления, которые для нашей страны являются наиболее актуальными. Одно из них — азиатское, оно в последнее время приобретает все более и более важное значение. Масштабные планы, связанные с экспортом нефти и газа в Китай и другие азиатские страны, находят воплощение в некоторых проектах по прокладке трубопроводов в эти страны. Второе направление связано с экспортом ресурсов в страны Европы, то есть в западном направлении. Сегодня, насколько мне известно, рассматривается несколько проектов и ведется строительство и развитие новых месторождений нефти и газа на территории Сибири, которые позволят нам удовлетворить потребность в этом продукте как европейских, так и азиатских стран.

Второй составляющей является железнодорожная система. Как уже было отмечено, речь идет непосредственно об экспорте продукции, связанной с добычей полезных ископаемых по тем же двум направлениям (азиатское и европейское). Соответственно, развитие железнодорожной инфраструктуры, создание современных перевалочных пунктов со всеми возможностями для консолидации и перевалки полезных ископаемых, насыпных и наливных грузов, конечно, имеет для Сибирского региона приоритетное значение. На данный момент существует проблема недостатка мощностей транспортной инфраструктуры и отсутствия современных логистических пунктов, связанных с железнодорожной компонентой.

И, наконец, третьей составляющей являются автомобильные дороги, которые в нашей стране имеют традиционно важное значение и традиционные проблемы в плане качества и достаточности транспортной системы для автомобильного транспорта. Качество автомобильного покрытия, его разветвленность не позволяют говорить о возможности разработки новых месторождений по добыче полезных ископаемых, расширения производства существующих промышленных предприятий, строительства перерабатывающих заводов и высокотехнологичного производства. Нехватка дорожного покрытия в этом регионе просто катастрофическая, и на это нужно обращать самое пристальное внимание.

Еще М.В.Ломоносов говорил: «Российское могущество прирастать будет Сибирью…». Я думаю, что это высказывание актуально и по прошествии нескольких веков. Потенциал Сибири, несомненно, очень большой, и как этот потенциал будет использован, будет зависеть от того, насколько успешно мы реализуем проекты, связанные с развитием транспортной инфраструктуры региона.

 

Маргарита АВДЕЕВА, совладелец ГК «Ронова»:

Говоря о транспортном раз­витии Сибири, хочу сразу подчеркнуть острую нехватку транспортных коммуникаций по всей России. Наверняка многие помнят изречение: «Где дорога, там — жизнь». Для нашей страны это особенно актуально.

Сейчас в России порядка 1,2 млн км дорог и все мы понимаем, что этого недостаточно для такой огромной страны. А учитывая, что Сибирь может и должна стать связующим звеном между Европой и Азией, развитие транспортной инфраструктуры этого региона, по моему мнению, является одной из наиболее важных задач. И здесь важно развитие всех видов инфраструктур, а также международных транспортных коридоров. Появление новых дорог делает Россию конкурентноспособной на рынке международных перевозок. Насколько мне известно, одним из приоритетных направлений развития российского транспортного комплекса является интеграция России в мировой рынок транспортных услуг.

В России с дорогами, традиционно, беда, но ситуация постепенно выправляется. По итогам прошедшего саммита АТЭС развитие транспортной инфраструктуры стало целевой задачей. Наша страна могла бы получать огромную прибыль с транзитных перевозок. Например, Китай очень заинтересован в прокладке новых железных дорог в Сибири. У нас огромный территориальный ресурс, который мы не используем. Это расточительство!

Говоря о важности транспортного развития Сибири с позиции клининговой компании, отмечу, что во многие регионы мы приходим вслед за своими клиентами — так сложилась ситуация на рынке. И быстрее мы приходим в те регионы, где развита транспортная инфраструктура. Все это говорит о том, что вслед за дорогами в Сибирь придут крупные производственные компании, появится необходимость в больших бизнес-центрах, а это, в свою очередь привлечет компании, оказывающие услуги. Одним словом, появится большое количество рабочих мест, а от них напрямую зависит экономическое состояние региона.

 

 

Михаэль ДОБНЕР, генеральный директор OMNINET в России и СНГ:

На мой взгляд, развитие транспортной инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке в настоящее время является ключевым вопросом для этих регионов, поскольку существенно влияет на их экономический рост в целом. Другими словами, отставание регионов будет наблюдаться до тех пор, пока российское правительство не начнет предпринимать шаги в направлении расширения их транспортной инфраструктуры.

Согласно последнему годовому отчету РЖД, скорость движения грузовых составов РЖД снизилась на 10%. Средняя скорость движения грузовых составов РЖД по итогам 2011 года составила 10,3 км в час (247 км в сутки). Для сравнения, в Европе средняя скорость грузовых поездов — 90–120 км в час, а немецких составов Inter Cargo Express — 120–160 км в час. Есть и более близкие к РФ по площади государства — например, Китай. Здесь средняя скорость грузового поезда с учетом побочных операций превышает 60 км в час, что в шесть раз больше, чем в России.

Информагентство «РИА-новости» сообщило, что компания РЖД планирует увеличить инвестпрограмму на 32 млрд руб. Конечно, инвестиции необходимы всей транспортной системе России. Однако для полной модернизации построенной при СССР железнодорожной инфраструктуры нужна не только активная поддержка правительства и инвесторов, но и время — долгие десятилетия. Поэтому необходимо верно определить приоритетные и перспективные направления.

Лично мне наиболее привлекательными кажутся инвестиции в расширение транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока, что способствует развитию газовой, нефтяной и угольной промышленности, а также урановых и алмазных рудников этих регионов.

 

 

 

Основные задачи развития автодорожной отрасли Сибири:

 – увеличение пропускной способности опорной сети, в первую очередь по магистральным направлениям и созданию обходов городов;

 – развитие автомобильных подходов к международным автомобильным пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации;

 – транспортное обслуживание комплексного освоения новых территорий и разработки месторождений полезных ископаемых.

 

 

 

Меры государственной поддержки повышения доступности услуг воздушного транспорта для населения Сибири, реализуемые Правительством РФ:

 – субсидирование федеральных казенных предприятий, создаваемых на базе аэропортов регионального и местного значения;

 – субсидирование аэропортов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

 – субсидирование воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и Сибири в европейскую часть страны и в обратном направлении;

 – субсидирование региональных (межсубъектовых) воздушных перевозок пассажиров в Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округов.

 

 

 

Из доклада заместителя министра транспорта России Олега Белозерова «О проекте государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»» на заседании общественного совета Минтранса России 19 октября с.г.:

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где местные и региональные перевозки носят социальный характер и не являются предметом коммерчески эффективного бизнеса, для их развития необходимо прямое участие государства.

Для решения этой задачи Минтранс предлагает реализацию системы мер:

 – совершенствование и развитие механизмов субсидирования региональных перевозок. На эти цели из федерального бюджета ежегодно будет выделяться дополнительно 5 млрд. рублей;

 – государственная поддержка аэропортов и федеральных казенных предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

 – упрощение процедуры сертификации региональных аэропортов с низкой интенсивностью полетов и обеспечение возможности привлечения аэропортами сил и средств муниципальных образований для обслуживания рейсов;

 – создание условий развития конкуренции в сфере наземного обслуживания.

Реализация мер позволит повысить авиационную подвижность населения более чем в 2 раза.

 

 

 

Направления совершенствования инфраструктуры внутреннего водного транспорта на территории СФО:

 – повышение уровня безопасности Новосибирского шлюза и Красноярского судоподъемника;

 – дальнейшее обновление судов технического флота;

 – улучшение технического состояния причальных сооружений в портах, оборудование причальных и береговых сооружений в городах, местах «зеленых» стоянок на туристических маршрутах;

 – модернизация и замена морально и физически изношенного перегрузочного оборудования и иных технических средств и устройств;

 – создание специализированных портовых мощностей для освоения новых видов грузопотоков.

 

 

 

Меры развития транспортного флота внутреннего водного транспорта, предусмотренные Транспортной стратегией:

 – проведение реновации судов, ремонта и модернизации флота;

 – пополнение флота за счет закупки судов преимущественно российского производства;

 – ускоренное списание морально и физически устаревших судов, подготовка решения о запрещении эксплуатации судов, создающих угрозу для безопасности судоходства;

 – создание транспортных судов новых типов, в том числе для осуществления специализированных и интермодальных перевозок (суда для перевозки сжиженного газа и химических грузов, толкаемые составы смешанного (река — море) плавания, суда типа «ро-ро», контейнеровозы и др.);

 – строительство комфортабельных туристическо-экскурсионных судов, скоростных судов;

 – создание скоростных пассажирских судов, способных работать на участках с ограниченными габаритами пути, в районах с отсутствием или недостаточным развитием альтернативных видов транспорта.

 

 

 

Задачи ФБУ «Росавтотранс»:

 – подготовка документов об открытии маршрута, выдача документов заявителям, ведение и размещение реестра маршрутов;

 – подготовка и переподготовка водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, и консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов;

 – рассмотрение заявок на получение допуска к деятельности по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств (тахографов);

 – выдача свидетельств о допуске сервисных центров (мастерских) к деятельности по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств.