Тарифы удаляют от Европы

9Рубрика | Регулирование

Текст | Татьяна ГОЛОВАНОВА, Николай БОГАТЫРЕВ

Рост тарифов на ЖКХ привел к тому, что они составили 11% расходов граждан.

В июле и сентябре в России в два приема выросли тарифы на коммунальные услуги и энергоресурсы для населения. Рост тарифов обычно происходит с 1 января, но в этот раз, с учетом президентских выборов, он был смещен на середину года и третий квартал. От этого менее болезненным рост тарифов не стал. Доля платежей в расходах граждан увеличилась с 10 до 11%. При этом в Евросоюзе она составляет в среднем 8%.

Проблему комментирует начальник отдела оценки консалтинговой группы «Финэкспертиза» Александр Дорофеев:

— 11% расходов на коммунальные услуги — это много или мало? Назвать такой показатель расходов на коммунальные услуги приемлемым, с учетом размера средней зарплаты, можно с большой натяжкой. Поскольку социальная дифференциация граждан высока, то для населения с низкими доходами платить за ЖКХ оказывается весьма затруднительным, а такой слой населения в России широк. Каждая дополнительная тысяча у большинства семей в России на счету.

Сегодня рост номинальной заработной платы сопоставим с ростом тарифов на оплату услуг ЖКХ. Правительство старается следить за тем, чтобы резких необоснованных скачков тарифов не было.

Самый большой рост доли расходов на ЖКХ у москвичей: доля их расходов на жилищно-коммунальное хозяйство за год увеличилась почти вполовину. Во вторую очередь доля расходов граждан на оплату услуг ЖКХ выросла в Карачаево-Черкесской Республике, в Калмыкии и Нижегородской области, но все равно этот рост в два раза ниже, чем в Москве. Связано это с отсутствием адекватного повышения зарплат с учетом инфляции и одновременно скачком роста тарифов — в Москве это соотношение оказалось самым невыгодным для жителей.

Тарифы на оплату коммунальных услуг в России ниже, чем в европейских странах и в США, из-за того, что там экономика имеет более ярко выраженную рыночную направленность: граждане получают большую зарплату и платят за услуги столько, сколько достаточно для их качественного предоставления. Не стоит забывать и о качественной стороне вопроса: жилищно-коммунальная инфраструктура в развитых странах значительно лучше.

В России же недостаток средств на поддержание жилищно-коммунального хозяйства всегда покрывался из местных бюджетов, потому что при невысоких зарплатах граждан существенно увеличивать тарифы нельзя.

При этом не стоит забывать, что долги россиян за коммунальные платежи увеличиваются каждый год. В основном не платят «идейно», будучи обиженными на существующую систему или пользуясь несовершенствами механизма принуждения к оплате. Малоимущие, но ответственные граждане стараются сначала внести коммунальные платежи, а потом уже тратить средства на свои нужды. Гораздо меньшая часть лиц не платит из-за действительно трудной жизненной ситуации.