Андрей МАРГОЛИН:обучение государственных гражданских служащих не должно быть формальным

54-57Рубрика | Спецпроект: Кадровая политика

Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА

Фото  | архив МГУУ Правительства Москвы

Московский городской университет управления Правительства Москвы (МГУУ Правительства Москвы) — не только один из самых уважаемых столичных вузов, но и ведущий образовательный и научный центр, играющий особую роль в формировании и развитии кадровой системы Москвы. О том, какие специалисты требуются сегодня столице, какими знаниями должны обладать современные московские чиновники, об актуальных программах и проектах университета нам рассказал исполняющий обязанности ректора МГУУ Правительства Москвы доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации Андрей Маркович Марголин.

— Андрей Маркович, в каких специалистах сегодня нуждается система управления города Москвы, и как МГУУ Правительства Москвы работает для обеспечения этой потребности?

— Как вы знаете, недавно Правительством Москвы был обновлен перечень наиболее важных для городского хозяйства направлений подготовки, по которым студентам высших учебных заведений будут выплачиваться именные стипендии. В их числе, например, такие программы бакалавриата и магистратуры, реализуемые в нашем университете, как «Социальная работа» и «Информационные системы и технологии». Сам факт наличия программы в отмеченном перечне является свидетельством ее актуальности.

Что же касается подготовки специалистов для сферы управления, то эта работа изначально направлена на удовлетворение потребностей города. Сейчас принято ругать российские вузы за то, что они выпускают слишком много управленцев и юристов. Но, к сожалению, в этом обсуждении присутствует далеко не всегда обоснованный валовой подход. Да, менеджеров и юристов действительно много, но проблема в том, что высококвалифицированных специалистов среди них недостаточно. Если бы их было больше, то, наверное, многие сегодняшние проблемы, например, в области противодействия коррупции, продвижения социально-экономических реформ, не стояли бы перед Россией так остро. Поэтому мы видим свою задачу в том, чтобы готовить качественных управленцев, которые будут востребованы не только на государственной службе и в городском управлении, но и в бизнесе.

Почему и в бизнесе? Например, потому, что из-за ожидаемого переезда штаб-квартир крупных компаний из Москвы в другие города часть бюджетных доходов будет утрачена. Соответственно, перед столицей, несмотря на наличие некоторого переходного периода, стоит задача достаточно быстрого развития малого и среднего предпринимательства. Управлять этими предприятиями должны высококвалифицированные менеджеры.

— В МГУУ Правительства Москвы московские чиновники проходят программы повышения квалификации государственных гражданских служащих. Недавно эти программы были серьезно переработаны. Что изменилось в них по содержанию, по форме?

— Действительно, программы повышения квалификации государственных гражданских служащих были сильно реформированы.

В Москве порядка 25 тыс. государственных гражданских служащих, а согласно закону о государственной гражданской службе каждый чиновник не реже одного раза в три года обязан повышать свою квалификацию. Соответственно, ежегодно через наш университет в рамках программы повышения квалификации проходит примерно 7 тыс. человек. Но важно, чтобы отношение государственных служащих к обучению не было формальным и программы повышения квалификации действительно способствовали их профессиональному развитию. Наш учредитель — Правительство Москвы, понимая это, поставил перед университетом задачу разработать программы формирования у московских чиновников профессиональных компетенций, обеспечивающих повышение качества предоставления государственных услуг жителям столицы и успешную реализацию государственных программ г. Москвы.

Новые программы были разработаны университетом совместно с Управлением государственной службы и кадров Правительства Москвы. Их содержание максимально ориентировано на практику. Длительность большинства из них сократилась до 20–30 академических часов. Теоретические блоки минимизированы, их мы стараемся оформить в раздаточном материале, а то время, которое отводится аудиторным часам, в большей степени посвящается выступлениям экспертов-практиков с наиболее актуальной информацией по теме. Кроме того, в наших курсах много кейсов, тренингов, мастер-классов.

По сравнению с тем, что было раньше, новые образовательные программы стали более специализированными, учитывающими потребности конкретных целевых аудиторий. Понятно, что не все 7 тыс. чиновников, ежегодно проходящих обучение в университете, будут учиться по уникальным программам, но программы обязательно должны быть содержательными. Это может быть развитие так называемых мягких навыков, soft skills, — например, в области коммуникаций, переговорного процесса, управления временем, или достраивание уже имеющихся компетенций в профессиональной сфере специалиста.

Но есть люди, на которых Москва рассчитывает стратегически, это кадровый резерв органов государственной власти столицы. Для таких слушателей разработаны более продвинутые, эксклюзивные учебные планы, созданные на базе государственных программ развития г. Москвы на 2012—2016 годы. Сегодня в этот блок входит шесть приоритетных образовательных программ: «Развитие системы образования в московском мегаполисе», «Управление развитием здравоохранения г. Москвы», «Управление развитием ЖКХ и благоустройства в г. Москве», «Пути повышения эффективности управления развитием транспортной системы г. Москвы», «Пути повышения качества и доступности государственных услуг в столичном мегаполисе» и «Управление подведомственными учреждениями».

Такие программы идут в модульно-отраслевых форматах, что позволяет обеспечить однородность групп и настроить учебный процесс под конкретную целевую аудиторию слушателей. Подход к обучению комплексный, он предполагает и рассмотрение лучшего российского и мирового опыта, анализ кейсов — реальных проектов, реализуемых в Москве, активное участие слушателей в тренингах, круглых столах, семинарах. Кроме того, в скором времени в рамках этих программ можно будет пройти зарубежные стажировки.

К эксклюзивным мы также относим программу МВА, по которой наш университет в этом году выиграл крупный корпоративный проект, и программу «Специалист по государственному и муниципальному управлению — Master of Public Administration (МРА)», ее мы запускам в конце декабря.

— В отличие от популярного у нас МВА, программа МРА, предназначенная именно для государственных и муниципальных служащих, занимающих средние и высшие руководящие позиции, в России распространена очень слабо. Чиновников со степенью МРА в государственном управлении единицы. Как вы планируете заинтересовать этим проектом целевую аудиторию?

— Вы правы, в нашей стране МРА пока еще большая редкость. Учебных заведений, играющих в России на этом поле рынка образовательных услуг, очень мало. Так сложилось, что первый в стране выпуск по программе МРА был сделан в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, где до назначения и.о. ректора МГУУ Правительства Москвы работал ваш покорный слуга. Команда, которая запускала этот проект и принимала непосредственное участие в разработке стандартов МРА в России, перешла в Московский городской университет управления и надеется сделать конкурентоспособную программу МРА, ориентированную на подготовку управленческих кадров для государственной службы в столичном мегаполисе.

Мы рассчитываем оказаться в числе лидеров рынка. Во-первых, потому что хорошо знаем особенности МРА и как это работает. Во-вторых, потому что в программе задействована очень сильная международная команда преподавателей, включающая и действующих руководителей органов исполнительной власти Москвы, и ведущих преподавателей университета, и известных иностранных специалистов. Предусматривается также возможность зарубежных стажировок слушателей программы МРА с посещением образовательных центров по повышению квалификации кадров для государственного управления.

— А кто преподает государственным служащим на курсах повышения квалификации университета?

— 80% преподавателей — это эксперты-практики, среди которых руководители и специалисты органов исполнительной и законодательной властей столицы, городских организаций, учреждений и предприятий, федеральных органов власти. Кроме того, занятия проводят преподаватели университета, многие из которых также имеют колоссальный практический опыт. Например, недавно кафедру общественных финансов, бух­учета и аудита университета возглавила Марина Евгеньевна Оглоблина, которая руководит Главным контрольным управлением г. Москвы, а до этого возглавляла Департамент экономической политики и развития г. Москвы. Марина Евгеньевна обладает совершенно уникальным знанием Москвы, и теперь свои знания и опыт она будет передавать молодежи. Другой пример — кафедра управления государственными и муниципальными заказами, которой руководит Геннадий Валентинович Дегтев, возглавляющий Департамент г. Москвы по конкурентной политике. Эта кафедра разработала и реализует магистерскую программу, аналогов которой в России нет.

Наш новый проректор по повышению квалификации — доктор экономических наук, профессор Лев Александрович Соколов, известный бизнес-тренер. В МГУУ Правительства Москвы он перешел из компании «МегаФон», где возглавлял Департамент развития и обучения. Понятно, что Лев Александрович обладает не только огромным практическим опытом, но и большой сетью профессиональных контактов, он привлекает к работе в наших программах лучших профессионалов в области управления персоналом.

У МГУУ Правительства Москвы много зарубежных партнеров. У нашей команды шестилетний опыт организации зарубежных стажировок федеральных государственных служащих и крепкие связи с ведущими образовательными, научными и тренинговыми центрами в Северной Америке, Юго-Восточной Азии, Европе. Этот опыт мы, конечно, используем для развития и международного признания бренда МГУУ Правительства Москвы.

— Слушатели программ повышения квалификации МГУУ активно изучают передовой опыт зарубежных стран в области государственного и городского управления. Каким странам при этом отдается предпочтение?

— Каждая страна имеет свой уникальный опыт в разных сферах государственного и городского управления, и нас здесь интересует то, что может быть максимально полезно в российских реалиях. Давайте посмотрим, чей опыт в области противодействии коррупции будет интересней России. Возьмем рейтинг Transparency International, и в пятерке лидеров увидим три скандинавские страны, Новую Зеландию и Сингапур. Кого из них выбрать? Конечно, Сингапур. Потому что Северная Европа и Новая Зеландия никогда высокой коррупцией не отличались, а вот в Сингапуре до прихода к власти Ли Куан Ю уровень коррупции был гораздо выше, чем сегодня в России.

Или, например, сфера ЖКХ. Можно, конечно, направить российских специалистов изучать опыт Австралии, одного из мировых лидеров в этой области, но гораздо полезней обратить внимание на Финляндию, потому что климатические условия там схожи с нашими.

— Какие программы повышения квалификации сегодня наиболее востребованы?

— Большим спросом, как всегда, пользуются программы по развитию hard skills, навыков, ориентированных на профессиональную область. Сейчас, например, к нам поступает много обращений по программам для специалистов сферы транспорта, ЖКХ — областей для Москвы очень чувствительных и проблемных. Мы тесно взаимодействуем с департаментами образования и здравоохранения столицы, Комитетом государственных услуг г. Москвы.

Что касается развития soft skills, то сейчас очень востребованы как программы по совершенствованию управленческих навыков, так и курсы, направленные на развитие межличностных коммуникаций. Например, много слушателей приходит к нам на тренинги по проведению презентаций, по командообразованию. Новая тенденция — это растущее внимание к программам по повышению клиентоориентированности, и это неудивительно, поскольку сегодня руководством города клиентоориентированность поставлена во главу угла.

Кроме того, по-прежнему, очень большой спрос на программы по организации документооборота и повышению компьютерной грамотности.

— Насколько я знаю, ваши новые программы повышения квалификации госслужащих, несмотря на свою молодость, оказались востребованы не только в Москве, но и в других российских городах, и даже за рубежом.

— Да, это так. Вообще, в наших ближайших планах тиражировать опыт университета на регионы. И первая ласточка уже есть — наши эксклюзивные программы по повышению квалификации, разработанные для кадрового резерва Москвы, привлекли внимание калужан. Заинтересованность проявляют и другие российские города.

Программа «Управление развитием здравоохранения г. Москвы» очень заинтересовала представителей Китая. Недавно изучать наш опыт приезжала китайская делегация, среди членов которой были руководители крупных лечебных заведений Пекина и представители пекинской администрации, курирующие сферу здравоохранения.

Кстати, выход на международный образовательный рынок — тоже один из приоритетов университета. В скором времени МГУУ Правительства Москвы представит образовательную программу под названием «Москва — глобальный город». Она разработана для иностранных граждан — тех, кто работает в России, и тех, кто хочет изучить опыт российской столицы.

Кроме того, в этом году мы вышли на рынок подготовки федеральных государственных служащих, и к концу года в нашем университете повысят свою квалификацию более тысячи человек.

— При университете создан независимый Центр оценки, который оценивает профессионализм и управленческий потенциал чиновников, претендующих на то, чтобы попасть во внутренний кадровый резерв Правительства Москвы. Не могли бы вы рассказать о его работе?

— Центр был создан около года назад по инициативе нашего учредителя. На сегодняшний день через него прошло уже около тысячи человек. В центр приходят самые разные люди — и действующие руководители, и кандидаты на руководящие посты.

Идеология работы центра проста: если мы посмотрим на социологические исследования, то увидим, что популярность госслужбы сегодня достаточно высока, работать на государство хотят очень многие наши соотечественники, но задача тех, кто формирует кадровый резерв Правительства Москвы, — взять лучших. Центр — это своего рода сито, которое помогает отобрать наиболее способных кандидатов.

Кроме того, Центр оценки — эффективный инструмент, позволяющий правильно идентифицировать направление дальнейшего обучения государственного служащего. Часто бывает, что чиновник проходит аттестацию и попадает в кадровый резерв, но при этом получает рекомендации по дальнейшему развитию каких-то определенных компетенций. Из всей линейки программ повышения квалификации, которые предлагает сегодня университет, ему рекомендуют несколько необходимых именно ему программ.

— А по каким навыкам чаще всего отсеивают кандидатов в кадровый резерв?

— С жесткими профессиональными навыками у кандидатов, как правило, все в порядке. А вот с soft skills часто бывают проблемы, особенно с навыками коммуникации и владением современными информационными технологиями.

— Методика оценки служащих, и вообще система оценки эффективности управления пришла в государственное управление из бизнеса. А что из корпоративного опыта не приемлемо в публичном управлении?

— Вы коснулись очень давней дискуссионной темы. Есть люди, которые считают, что корпоративное управление и государственное управление суть одно и то же, и что никаких особых различий тут быть не может. Я не сторонник такой точки зрения. Границы управленческих возможностей государственного служащего и топ-менеджера компании — разные. Это видно на простом примере: что делает частная компания в кризис? Увольняет лишних сотрудников. А государство при тех же обстоятельствах не может уволить свой народ. Соответственно, механизмы публичного управления нужно прорабатывать с более детальным учетом самых разнообразных интересов — экономических, политических, интересов социальных и профессиональных групп и т.д., а это очень сложно. И далеко не всегда технологии, которые в бизнесе дают определенный результат, могут даже рассматриваться в области государственного управления.

Однако есть вещи, которые сближают государственное и корпоративное управление. В свое время Дэвид Нортон и Роберт Каплан создали сбалансированную систему показателей, с помощью которой доказали, что бизнес должен уйти от финансового фетишизма и при оценке эффективности своей деятельности учитывать не только финансовые показатели, а государство в свою очередь при принятии управленческих решений должно научиться учитывать и финансовые результаты. И здесь бизнес и государство могут друг друга многому научить.

Вообще, с моей точки зрения, государственно-частное партнерство в разных его проявлениях — один из самых актуальных трендов сегодняшнего дня. Будущее за трансфертом управленческих технологий из бизнеса в государственный сектор, и наоборот. Позитивный опыт государственно-частного партнерства будет накапливаться, и это приведет не только к экономическим, но и социальным и, если угодно, политическим последствиям. Я убежден, что большую роль в этом взаимодействии должны играть образовательные и научные центры. Университет — это естественная площадка для того, чтобы согласовывать долгосрочные интересы государства, бизнеса и гражданского общества. Именно поэтому МГУУ Правительства Москвы очень много работает в рамках государственно-частного партнерства, реализуя образовательные программы, проводя конференции, выпуская научные, но ориентированные на практику труды.

 

 

Марголин Андрей Маркович — исполняющий обязанности ректора Московского городского университета управления Правительства Москвы. Доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ.

Родился 14 ноября 1957 года. В 1979 году с отличием окончил Московский гидромелиоративный институт по специальности «инженер-экономист».

В 1987 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. С сентября 1993 года, после защиты диссертации доктора экономических наук, работал в Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС) в должностях доцента, профессора, заместителя заведующего кафедрой.

С 2004 года занимал должность проректора по международным связям РАГС, возглавлял Международный институт государственной службы и управления. В сентябре 2010 года назначен исполняющим обязанности ректора РАГС на период реорганизации вуза.

В феврале 2012 года назначен исполняющим обязанности ректора Московского городского университета управления Правительства Москвы.

Автор более 100 научных работ. Имеет более чем 25-летний опыт проведения лекционных и практических занятий по экономической проблематике, а также опыт руководства научными исследованиями по заказам органов государственной власти и корпоративных структур, управления международными образовательными и исследовательскими программами. Подготовил более 30 докторов и кандидатов экономических наук.

В качестве эксперта неоднократно принимал участие в государственной экспертизе Федеральных целевых программ и реализации проектов, финансируемых Европейской комиссией.