Наталья ВИРТУОЗОВА: информация должна подаваться оперативно, объективно и привлекательно


10Рубрика | Информационная политика

Текст | Юрий КУЗЬМИН

Фото | пресс-служба правительства Московской области

Наталья Сергеевна Виртуозова курирует областную политику в области связей с общественностью и информации в качестве зампреда областного правительства с начала официальной губернаторской легислатуры Андрея Воробьева — сентября 2013 года. За прошедшие год и три месяца удалось создать целостную, саморазвивающуюся информационную систему региона, включающую новые информационные продукты, новые способы коммуникации с целевыми аудиториями, новые медиаинструменты.

О том, каковы приоритеты информационной политики и стратегия развития медиа в регионе, Наталья Виртуозова рассказала нашему журналу.

— Наталья Сергеевна, за последний год стало заметно, что Московская область с приходом на пост губернатора Андрея Юрьевича Воробьева начала развиваться очень динамично. И столь же заметны изменения в информационной политике области, что, в свою очередь, связывают с приходом на это направление вас и Рубена Оганесова. Какие главные цели вы поставили себе на ближайшую и среднесрочную перспективу?

— Самая главная цель — привести все средства массовой информации Мос­ков­ской области в «современный вид». Именно средства массовой информации должны помочь нам все связать воедино — мы сейчас все вместе формируем единое информационное пространство.

— Что значит современный вид?

— Современный вид — это когда зритель хочет тебя смотреть, а читатель — читать. Когда мы пришли, зрительская и читательская аудитории были небольшими, телеканал был в «доисторическом состоянии».

Информация должна подаваться оперативно, объективно и привлекательно.

— Портал «В Подмосковье» работает, насколько я знаю, около года, и за это время он резко поднялся в рейтинге цитируемости среди СМИ Московского региона и занимает «топовые» места в рейтинге СМИ этого региона, особенно среди интернет-медиа. Какое место вы отводите интернет-проектам среди всех ваших СМИ?

— Портал «В Подмосковье» стал первым интернет-ресурсом, который на информационном, я бы сказала — событийном, уровне начал объединять всю Московскую область, и это один из факторов его успеха. Значимость интернета сейчас прекрасно понимают все наши СМИ: и радио, и газеты, и телевидение. Для каждого из них интернет — это еще один способ доставки контента.

— Вы говорили, что на базе портала будет создано информационное агентство региона. Почему именно на базе портала? Агентство это ведь, прежде всего, актуальные и эксклюзивные новости. Какие ресурсы предполагается использовать в качестве генераторов новостей и аналитики? Не проще ли привлекать сторонние ресурсы на правах аутсорсинга?

— Портал изначально был задуман как агентство. Мы начали развивать в регионе агентскую сеть, аккумулировать все самые интересные и важные новости региона. В ноябре было создано агентство. Мы его назвали Региональное информационное агентство Московской области, сокращенно РИАМО. Главой назначен Максим Шарапов. Это очень профессиональный человек. Его главная задача — создать во всех уголках Московской области корреспондентскую сеть, с помощью которой мы могли бы получать нужную информацию.

Что касается инструментария, то у РИАМО он будет разнообразным. Для профессиональной аудитории уже создана новостная лента, на которую ежедневно выходит более ста сообщений о самых важных событиях в области. И количество новостей будет постоянно расти.

Главным информационным окном в интернете останется уже известный портал «В Подмосковье».

Что касается перспектив, то сейчас внутри агентства идет работа над созданием современных городских порталов, которые появятся в большинстве городов и районов области. Агентство будет осуществлять стратегическое руководство этими местными порталами, а сами они станут, по нашей задумке, «живыми» интернет-проектами, которые будут оперативно информировать жителей обо всем, что происходит вокруг них в родном городе и в целом в Подмосковье. Первые такие городские порталы появятся уже весной 2015 года.

— Новости агентства будут посвящены только жизни Подмосковья и, отчасти, Москвы, или же амбиции новой структуры выйдут за границы региона? Планируете ли выходить на федеральный уровень?

— Основой РИАМО станет, конечно, подмосковный контент. Московские темы тоже будут освещаться, в основном те, которые могут быть интересны не только москвичам, но и жителям Подмосковья, приезжающим в столицу работать или отдыхать.

Серьезно замахиваться на федеральный контент РИАМО не планирует и этому есть объяснение. Наша главная цель ведь, не рассказать жителям региона о федеральных и мировых новостях, об этом им прекрасно расскажут федеральные СМИ. Наша цель — донести информацию о Московской области в том числе на федеральный уровень.

Для этого РИАМО займется созданием тематических проектов, посвященных, например, туризму, недвижимости, инвестиционному климату в целом.

— Какова цель создания медиахолдинга Подмосковья? В бизнесе холдинг, как правило, создается для консолидации финансовых потоков и экономии общих ресурсов. Что будет консолидироваться и экономиться при создании вашего медиахолдинга, поскольку вы государственная структура?

— Над созданием медиахолдинга мы сейчас активно работаем. Основная идея холдинга состоит в том, что сосредоточение всех областных средств массовой информации в условной «объединенной редакции» даст синергию, даст возможность где-то сэкономить, что-то улучшить, обмениваться информацией и проводить cross-promo.

Самое главное — это даст новое качество информации. Но для того, чтобы подойти к этому новому качеству, необходимо сделать некоторые технологические и юридические шаги, чем собственно мы сейчас и занимаемся.

— Сейчас, к сожалению, не лучшие времена для печатных СМИ. Тиражи падают. А вы тиражи увеличиваете. Есть мнение, что интернет вытесняет печать. Каково ваше мнение на этот счет? Как обстоят дела с ежедневной газетой «Ежедневные новости. Подмосковье», планируются ли какие-то изменения? Несмотря на стагнацию печатного сегмента, вы даже запустили еженедельное приложение. Пользуется ли оно спросом?

— Да, сейчас ситуация такова, что люди «уходят» в интернет. Мы это понимаем, учитываем, занимаемся развитием данного направления. У каждого нашего СМИ есть свой сайт, у телеканала «360 ТВ», например, за последние два месяца аудитория увеличилась в пять раз, у портала «ИнМосрег» — в четыре раза, и у нашей газеты есть полноценный сайт, и там тоже аудитория постоянно растет. Но, тем не менее, от печатных изданий тоже невозможно отказаться, так как каждое утро свежая газета попадает к чиновникам на стол, а там самая актуальная и свежая информация, среди которой очень много и критических материалов.

Для населения мы упростили форму доставки печатных изданий. Теперь свежий выпуск можно взять в каждой электричке, в каждом автобусе, на вокзалах, в школах, в больницах.

Кстати, как вы правильно сказали, мы запустили еженедельное приложение «Наше Подмосковье» с обзором самых важных событий уходящей недели, краеведческими открытиями, анонсами культурных и спортивных мероприятий. Фишка каждого номера — интервью со звездой. И это — тиражом в 140 тысяч экземпляров.

Тем же, кто предпочитает интернет и хочет все здесь и сейчас, могу рекомендовать почаще заходить на сайт mosregtoday.ru. Там еще до выхода печатной версии можно ознакомиться с электронными версиями обеих областных газет. И найти много новостей, которые в газету не вошли.

— Радио «Наше Подмосковье» в этом году начало вещать в УКВ-диапазоне. А есть ли перспективы получения FM-частоты?

— Покупка FM-частоты — очень дорогое удовольствие. В ближайшее время мы себе этого позволить не можем.

— О телевидении, пожалуй, задам, несколько вопросов, так как на нем изменения особенно заметны. Канал 360° стал действительно интересным. Я говорю это по своему опыту. Вообще, мало смотрю ТВ, но, когда смотрю, то один из двух-трех каналов обязательно будет «Подмосковье»! Почему, кстати, «360°»?

— Дело в том, что у нас шла очень серьезная работа по ребрендингу телеканала. Мы обратились к пяти ведущим агентствам, работающим в этой области. Нам было предложено около 70 наименований. Из предложенных больше всего нашей телевизионной команде и губернатору понравилось именно это название — «360°». Связано это с тем, что изменения на телеканале произошли очень существенные, даже не на 180°, а на все 360°.

Мы проанализировали, чего не хватает нашим людям в тех климатических условиях, которые у нас существуют, особенно зимой, которая длится почти восемь месяцев. Им не хватает ярких красок, солнца, радости, поэтому мы хотим, чтобы наш телеканал радовал людей. В связи с этим у нас появились такие яркие цвета, такие красивые ведущие и при этом настоящие профессионалы. У нас вся команда очень молодая и творческая, поэтому нам хотелось и телеканал сделать жизнерадостным.

— Как идет работа над совершенствованием информационного сегмента? Откуда черпаете новостные блоки?

— Информационная служба — скелет и ключевое подразделение на канале. У коллег сложная задача — если федеральное ТВ чаще всего приходит туда, где до них поработали агентства и печатные СМИ, то региональное телевидение ищет новости там, где их не видят другие. Это требует больших сил — десятки съемок каждый день, много часов собственного видео и заказанного у партнеров. Успехи есть — федеральные вещатели часто показывают картинку, снятую нашим каналом, и далеко не только тогда, когда речь идет о повестке дня областных властей. По будням в 20:00 выходит двухчасовое информационное шоу «Большие новости» — оно показывает хорошие цифры и является отдельным достижением. Создавать такой продукт каждый день — это вызов даже для крупных вещателей, что уж говорить о такой компактной службе информации, как наша.

— Отличное впечатление производят программы о досуге, например посвященные достопримечательностям Подмосковья. Собираетесь ли совершенствовать и расширять это направление?

— Да, конечно. Наш канал и другие средства массовой информации Подмосковья постоянно рассказывают об усадьбах, музеях, монастырях, а также о том, где можно хорошо и полноценно отдохнуть, позаниматься спортом, провести выходные.

— Вечером у вас идут, как правило, блоки художественных лент, обычно голливудских, но не мейнстрим. Как вы пришли к этой идее и какое развитие планируется?

— Если говорить о развлекательной составляющей нашего телеканала, то мы не можем себе позволить, как центральные телеканалы, создавать свои телесериалы, поэтому мы стараемся закупать фильмы, которые должны обязательно иметь художественную ценность и хорошие отзывы. При этом, если на больших каналах кинопоказ поглощает значительную долю бюджета, то в нашем случае все ровно наоборот — коллеги строят сделки с прокатными компаниями таким образом, чтобы купить знаковые фильмы максимально недорого.

— Мы, я не боюсь в этом признаться, — журнал положительного примера. Да и вам критики чуть ли не в вину вменяли, что вы «торгуете» хорошими новостями. Насколько оправданно доминирование хороших новостей, полезной информации, ведь большинство медийщиков считают, что плохие новости «продаются» лучше?

— Да, это такое расхожее мнение. Еще старуха Шапокляк из известного мульт­фильма пела: «Хорошими делами прославиться нельзя». Сейчас есть телеканалы, которые так увлеклись негативом, что родители вынуждены ограждать своих детей от просмотра некоторых программ в вечернее время, так как там присутствует очень много сцен насилия и информации, негативно влияющей на сознание и психику ребенка. Да и взрослые люди, приходя с работы, в вечернее время хотят посмотреть нечто позитивное. Меня некоторые обвиняют, что мы рисуем «сахарную» картинку, но это абсолютное заблуждение. Человеку нужно, оказавшись дома после работы и долгой дороги, как правило в пробках, за очень короткий срок, во-первых, отдохнуть, а, во-вторых, узнать что-то полезное.

Но жизнь, конечно, очень разная, поэтому на телеканале, в газете и на нашем портале есть и немало критики. Очень большой популярностью пользуется рубрика «Расследование 360», где показываются весьма жесткие материалы, которые не всем нравятся. У нас очень разнообразная информация, но при этом заполнять только негативом наш телеэфир мы не будем. Сбалансированная информация приносит свой результат. Аудитория растет.

— Вы поддерживаете медиа-клуб «Обла­ко», где журналисты из Московской области и других регионов имеют возможность напрямую общаться с корифеями отечественных СМИ. Как и для чего появилась эта идея?

— Я сама окончила факультет международной журналистики, всю жизнь работаю с журналистами и очень их люблю. Основная идея клуба — создание площадки, где областные журналисты могут пообщаться со «звездами» отечественной журналистики и между собой. Гостями клуба стали мэтры журналистики Сергей Доренко, Дмитрий Киселев, Владимир Соловьев, Арам Габрелянов.

— Что вам дала работа в «Единой Рос­сии»? Хорошая ли это была школа?

— «Единая Россия» научила меня очень многому. Дисциплине, ответственности, опе­ра­тивности. Партия «Единая Рос­сия» — это моя школа. Б

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте