ИКТ и ВРП


Текст | Сергей ШАПОШНИК, Александр ЕВТЮШКИН, Геннадий ПАЗИН

Что отличает сегодня развитую страну от развивающейся? Прежде всего использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Без этого немыслимо современное общество, построенное на знаниях, общество, ведущая роль в экономическом развитии которого принадлежит не добыче сырья и производству материальных продуктов, а производству и потреблению интеллектуального продукта — созданию, обработке, перемещению и использованию информации и знания.

 

Самое серьезное, что может угрожать современному обществу, — это «цифровой разрыв»: такое отставание части стран (и части социума), при котором государства, регионы и социальные слои, не обладающие навыками и техническими возможностями использования ИКТ, окажутся полностью оторваны от остального мира, далеко ушедшего вперед, буквально перестанут понимать, что и как в этом мире происходит.

В этой ситуации для всех стран важно оценивать и отслеживать уровень готовности к информационному обществу и прежде всего — уровень готовности к использованию ИКТ в современном понимании такого использования.

Разработаны международные методики, которые предназначены для изучения и мониторинга состояния интегрального показателя в разных странах и для межстранового сравнения. Правительства многих государств уделяют большое внимание данному показателю, чтобы иметь возможность выявить слабые места и своевременно разработать меры для их устранения.

А что в России?

В России разработка методологии и проведение оценки готовности к информационному обществу осуществлялись начиная с 2001 года в рамках двух проектов, поддержанных программой infoDev Мирового банка. Проводил ее Институт развития информационного общества (ИРИО), выпустивший в 2004 году аналитический доклад «Готовность России к информационному обществу».

С 2003 года дирекция по мониторингу развития информационного общества ИРИО оценивает «электронную готовность» и для российских регионов. В настоящее время подготовлен индекс готовности регионов к информационному обществу, который строится на оценке факторов электронного развития (ИКТ-инфраструктуры, человеческого капитала, делового климата) и использования ИКТ в регионах для совершенствования ключевых сфер деятельности (государственного управления, бизнеса, здравоохранения, культуры), а также населением и в домохозяйствах.

По данным за 2003—2004 годы, впервые в России построены рейтинги для всех регионов России (за исключением Чеченской Республики). Композитный индекс готовности регионов к информационному обществу основан на более чем 60 показателях, большинство из них взяты из государственной и ведомственной статистики.

В ходе подготовки индекса проводился детальный статистический анализ факторов электронного развития региона. Результаты его представляют самостоятельный интерес и заслуживают обсуждения. В частности, были изучены зависимости между показателями делового климата (экономических условий, существующих в регионах для электронного развития) и использованием ИКТ.

Показатели делового климата проанализированы для всех обследованных регионов, причем рассчитаны коэффициенты корреляции этих показателей между собой и с композитным индексом «Использование ИКТ для развития». Коэффициенты корреляции показывают наличие или отсутствие (и степень) зависимости одних показателей от других.

Чем ближе коэффициент корреляции к единице, тем сильнее зависимость (рост одного показателя приводит к росту другого), и наоборот, чем ближе он к нулю, тем менее зависят показатели друг от друга. Коэффициент корреляции выше 0,3 означает существенную зависимость. Отрицательный коэффициент корреляции говорит о зависимости противоположной направленности: рост одного показателя приводит к уменьшению другого.

Результаты расчета коэффициентов корреляции приведены в таблице. Они весьма любопытны. Некоторые из них подтвердили предположения, сделанные до начала исследований, но часть их довольно нетривиальна и показывает существование зависимостей вовсе не очевидных.

О чем говорит исследование?

Исследование говорит о том, что наиболее сильно связана с уровнем использования ИКТ доля продуктов питания в структуре расходов домохозяйств на конечное потребление (чем ниже доля, тем выше уровень электронного развития, коэффициент корреляции 0,696). И это не случайно: структура расходов домохозяйств отражает как общий уровень экономического развития региона, влияющий на использование ИКТ в бизнесе и общественном секторе, так и покупательную способность населения по отношению к ИКТ. Тем самым данный показатель как бы интегрирует основные экономические предпосылки спроса на ИКТ в экономике.

Второе место по корреляции с электронным развитием имеет показатель производства валового регионального продукта (ВРП) на душу населения (коэффициент корреляции 0,611). Следует отметить, что эти два показателя довольно сильно зависят друг от друга (коэффициент корреляции 0,547), что в принципе очевидно: чем больше доля ВРП на душу населения, тем больше доходы домохозяйств, а чем выше доходы, тем меньшую долю в расходах домохозяйств составляют продукты питания.

Эта зависимость могла быть больше, если бы не одна особенность экономического развития регионов России: чем выше ВРП на душу населения, тем выше показатели, характеризующие степень неравномерности распределения доходов в обществе. Так, в Москве соотношение между доходами 20% наиболее богатого населения и 20% наиболее бедного достигало в 2002 году 26,4 (для сравнения: в России в среднем оно составляло 8,2, тогда как в ЕС — всего 4,6).

На третьем месте по вкладу в уровень ИКТ для развития оказались налоговые доходы консолидированного бюджета (на душу населения): коэффициент корреляции 0,557. Зависимость же этого композитного индекса от доступности для бизнеса финансовых средств оказалась не столь существенной: коэффициент корреляции с объемом выданных кредитов (доля ВРП) вообще пренебрежимо мал (0,09), а с валовыми вложениями в основной капитал — то есть общим уровнем инвестиций — весьма незначителен (0,159). Эти зависимости несколько возрастают, если рассматривать связь показателей только с показателями доступа к ИКТ предприятий региона, но остаются достаточно низкими (на уровне 0,212 — 0,260).

О чем это говорит? Прежде всего о том, что привлеченные средства и вложения в основной капитал направляются на цели, не связанные с автоматизацией деятельности компаний. Дополнительного изучения заслуживает гипотеза об относительно большей роли госбюджета для развития ИКТ в России.

Если все действительно так и российский бизнес проявляет пассивность в работе с ИКТ, отставая в их финансировании от органов государственного управления, то данная тенденция может привести к потере конкурентоспособности российского бизнеса на мировом рынке, так как использование ИКТ в бизнесе во всем мире приводит к существенному повышению его конкурентных возможностей.

Обращает на себя внимание тот факт, что иностранные инвестиции очень сильно (0,774) коррелируют с валовыми вложениями в основной капитал. Значит, основные инвестиции в реальный сектор связаны с зарубежными вложениями. Правда, как показывает анализ ситуации в регионах, зачастую эти инвестиции только номинально зарубежные, так как инвесторами становятся офшорные компании, созданные российскими гражданами и предприятиями. Тем не менее такое положение в области инвестиций нельзя считать благополучным.

Интересно, что количество предприятий, чьи акции котируются на центральных фондовых рынках (РТС и ММВБ), связано с уровнем использования ИКТ для развития сильнее, чем собственно доступность финансовых ресурсов — кредитов и инвестиций (коэффициент корреляции 0,444). Таким образом, чем больше в регионе открытых акционерных компаний, привлекающих капитал с фондового рынка, тем выше уровень ИКТ для развития.

Почему лидируют ОАО?

Этот результат требует более подробного обсуждения. Заметно, что открытые акционерные общества, акции которых торгуются на центральных фондовых рынках, потребляют и продвигают ИКТ в большей степени, чем все остальные российские предприятия. Такое различие в поведении обусловлено объективными причинами. Дело в том, что одним из основных факторов мотивации использования ИКТ бизнесом является влияние ИКТ на рыночную капитализацию предприятия.

Активное использование ИКТ, с одной стороны, повышает эффективность деятельности предприятия за счет сокращения транзакционных издержек, а с другой — снижает потери за счет повышения эффективности управления и учета (и улучшения прозрачности предприятия). Оба эти свойства ИКТ на мировых фондовых рынках приводят к росту рыночной капитализации (стоимости акций), даже если предприятие только объявляет о намерении внедрить новую ИКТ-систему или технологию, не говоря уже о том, что при удачном внедрении растут объективные экономические показатели предприятия.

С другой стороны, повышение прозрачности и улучшение управляемости сами по себе делают предприятие более привлекательным для инвесторов, у которых при этом уменьшаются риски. В результате и собственники, и топ-менеджеры открытых акционерных обществ, акции которых находятся в свободной продаже, объективно заинтересованы в развитии и использовании ИКТ на своем предприятии и охотно вкладывают в это деньги.

К сожалению, в России лишь незначительная доля предприятий выводит свои акции на действительно открытый рынок. Акции большинства отечественных ОАО фактически не торгуются на фондовом рынке, который в нынешних условиях представляет собой не более чем «демо-версию». Действительно, на фондовом рынке обращаются акции примерно 450 российских компаний, причем количество предприятий мало изменилось за последние восемь — десять лет. К тому же реальные обороты по акциям значительной части даже этих предприятий невелики.

Как стимулировать регионы?

Отметим, что темпы роста ВРП за последние пять лет мало связаны с уровнем использования ИКТ в регионе (коэффициент корреляции 0,207). Даже в тех регионах, где ВРП растет быстрее, чем в среднем по стране, рост мало связан с использованием и развитием ИКТ. Это говорит о том, что для развития ИКТ необходим определенный уровень экономического развития, без достижения которого нельзя ожидать высоких показателей развития информационного общества.

Что же делать? Меры, которые необходимо принять для улучшения ситуации, очевидны. Экономические предпосылки для использования ИКТ формирует общая политика, направленная на улучшение делового климата, экономический рост, повышение уровня жизни населения.

Важной задачей является стимулирование бизнеса (в первую очередь малого и среднего) к использованию и развитию ИКТ в регионах, главным образом за счет снижения рисков бизнеса, поощрения (и упрощения) выхода на публичный фондовый рынок, улучшения инвестиционного климата, предложения широкого спектра услуг для бизнеса на основе ИКТ в общественном секторе (развитие «электронного правительства» и т. п.). Если не начать принимать меры в этом направлении, то велик риск зафиксировать и усилить отставание отечественного бизнеса, что не может не привести к очень неприятным последствиям для российской экономики в целом.

 

 

Авторы – эксперты Института развития информационного общества

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте