Цифровые технологии в современном FMCG-секторе


Цифровизация стала неотъемлемой частью всех сфер человеческой деятельности. Активно применяются высокие технологии и на быстро развивающемся, высококонкурентном FMCG-рынке. О том, какие современные инструменты предлагает цифровая IT-индустрия производителям, ретейлерам и агентствам для финансового, логистического, сбытового и административного управления, и о мерчандайзинге будущего, рассказывают эксперты агентства мерчандайзинга «Планограмма».

Инновационные ретейл-компании не боятся экспериментировать с новыми видами деятельности и использовать цифровые инструменты для совершенствования всех возможных процессов. Современных цифровых технологий множество. К наиболее популярным и актуальным относятся большие данные, облачные вычисления, интернет вещей и искусственный интеллект.

Большие данные (Big Data)

Применение Big Data позволяет формировать ассортиментную матрицу, оптимизировать товарные остатки, распределять продукцию – как между торговых точек, так и внутри каждой. Технология больших данных способна предсказывать спрос и анализировать результаты программ лояльности, отслеживать ценообразование.

С помощью технологии Big Data можно увидеть все точки встречи продукта и покупателя. Проанализировать их результаты и смоделировать товарные предложения. Big Data в виде геолокационного маркетинга, например, может держать покупателя в поле своего зрения и в месте продаж предлагать ему или скидку на определенный товар, или продукт, который ему нравится. Для этого в торговых точках используются специальные датчики на основе Bluetooth.

Облачные сервисы (Cloud Computing)

Применение этой технологии позволяет производителям и ретейлерам объединить свои информационные базы, что дает возможность создать унифицированную номенклатуру в соответствии с потребностями всех участников цепочки «Производитель – поставщик – ретейлер – покупатель». Объем таких данных, как правило, очень велик. Крупным ретейлерам приходится иметь дело с большим количеством информации по сбору, хранению и взаимодействию с контрагентами. Единственное место, где есть возможность хранить такие объемы – «облако».

Применение облачных технологий характерно для больших ретейл-компаний с большим штатом сотрудников, и разбросанных территориально. Это дает возможность централизовать и повысить эффективность управления IT-ресурсами.

Интернет вещей (IoT)

В FMCG-секторе IoT (через устройства, подключенные к интернету) совершенствует и облегчает управление всей цепи поставок, сводит к минимуму неточности и ошибки при инвентаризациях. Как итог – снижает затраты на персонал.

Один из инструментов IoT – радиочастотные метки (RFID-метки). Их можно встретить в московских супермаркетах, где их наклеивают на упаковку продукта. В зале устанавливается специальный портал, считывающий информацию с RFID-меток. Покупателю нужно только поставить заполненную корзину в специальную нишу. Система считывает информацию со всех упаковок, после чего остается только оплатить покупки.

Искусственный интеллект (Artificial Intelligence)

Главное достоинство искусственного интеллекта в том, что он не заменяет рабочий функционал персонала торговой точки, а, совершенствуя методы взаимодействия с покупателем, дополняет его.

Одна из самых актуальных тенденций в современном ритейле – персонализированный подход к покупателям. Для этого на основе технологии распознавания лиц анализируется поток посетителей торговой точки. Целевую аудиторию можно классифицировать по полу, возрасту, частоте посещаемости. Система может выделить, как людей из черного списка любителей шоплифтинга, так и VIP-покупателей. Искусственный интеллект помогает различать покупателей и предлагать им только товары, соответствующие их предпочтениям, что сказывается на повышении продаж и, соответственно, прибыли.

Искусственный интеллект способен, например, анализировать данные по продажам во всех магазинах сети и формировать на их основе планограммы выкладки товаров. Он может распознавать состояние полок в онлайн-режиме, и в случае обнаружения недостатков предложит сотрудникам способы их устранения.

Системы искусственного интеллекта помогают точно просчитать количество персонала в торговом зале в различные периоды и построить эффективный график работы сотрудников. Накопленную информацию система анализирует и составляет отчетность, на основе которой затем планируются рекламные компании и маркетинговые активности.

Мерчандайзинг обозримого будущего

Какая же роль отводится в технологичном ретейле мерчандайзеру? Это будет не просто специалист, «обслуживающий» полку. Его задачей станет представление главной идеи компании. Если идея и презентуемый продукт окажутся ему близки, то он будет более заинтересованно и качественно работать. Бесперебойно функционирующие базовые процессы дадут возможность мерчандайзерам подумать о творчестве и генерировать новые идеи. Персонал, имеющий современные ресурсы, сможет чутко реагировать на запросы клиентов и предлагать им купить то, что они хотят и у того, кому они доверяют. В идеале задачей мерчандайзеров станет формирование клиентского опыта, представление интересов покупателя и вовлечение его в инновации.

Многие компании переосмысливают подход к высокотехнологичным решениям, осознавая, насколько они влияют на повышение качества обслуживания клиентов, рост продаж и оптимизацию всех процессов. Пришло понимание и того, что без цифровых технологий выиграть в конкурентной гонке невозможно.

Текст | Вячеслав Таймазов, PR-менеджер агентства мерчандайзинга «Планограмма»

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте