Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-ноябрь 2023 года
Динамика поступления доходов и финансирования расходов в течение января-ноября текущего года свидетельствует об исполнении федерального бюджета в соответствии с целевыми параметрами структурного баланса, утвержденным в законе о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022).
По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе-ноябре 2023 года составил 25 963 млрд рублей, что на 4,8% выше объема поступления доходов за аналогичный период 2022 года. При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов – как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом – наблюдается устойчивая положительная динамика.
- Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 17 737 млрд рублей и увеличились на 25,6% г/г. Динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги,налог на прибыль) остается в устойчиво положительной области — в том числе к уровню 2021 года (как менее подверженному статистическим эффектам базы).
В целом объем и траектория поступления ненефтегазовых доходов по итогам января-ноября 2023 года свидетельствуют о значительном превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022 года).
- Нефтегазовые доходы составили 8 226 млрд рублей и снизились на 22,8% г/г, что связано с высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть марки Юралс в начале года, снижением цен и сокращением объемов экспорта природного газа. Месячная динамика нефтегазовых доходов остается на уровне, значимо превышающем их базовый размер (8 трлн рублей в год). При этом часть возмещения топливного демпфера по итогам октября 2023 года будет отражена в кассовых операциях в начале декабря. С учетом данных операций уровень нефтегазовых доходов в ноябре 2023 года превысил бы уровень предыдущего года на 11%.
Накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры и использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.
Динамика исполнения расходов федерального бюджета сохраняется на нормальном уровне после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов. По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета за 11 месяцев 2023 года составил 26 841 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 11,7% г/г (+4,9% г/г с начала 2 квартала 2023 г.).
В целом, в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466-ФЗ) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов (в соответствии с нормами «бюджетного правила»). Это обеспечивает стабильность первичного структурного дефицита на уровне параметров закона о бюджете (№466-ФЗ).
Исполнение федерального бюджета за январь-ноябрь 2023 года
(предварительные данные), млрд рублей
|
янв-ноя 2023* |
янв-ноя 2022 |
%, г/г |
утверждено законом от 05.12.2022 |
ДОХОДЫ |
25 963 |
24 780 |
+4,8% |
26 130 |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч. |
8 226** |
10 655 |
-22,8% |
8 939 |
базовые нефтегазовые доходы |
7 306 |
5 743 |
+27,2% |
8 000 |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.: |
17 737 |
14 125 |
+25,6% |
17 191 |
НДС (производство и импорт) |
10 234 |
8 333 |
+22,8% |
10 417 |
налог на прибыль |
1 740 |
1 551 |
+12,2% |
1 633 |
РАСХОДЫ, в т.ч.: |
26 841 |
24 037 |
+11,7% |
29 056 |
государственные закупки |
5 547 |
4 765 |
+782 |
4 982 |
ДЕФИЦИТ % ВВП |
-878 -0,5% |
743 0,5% |
-1 621 |
-2 925 -2,0% |
* доходы представлены с учетом поступивших на ЕНС платежей, отнесенных к соответствующим доходам федерального бюджета на 1 декабря 2023 года
** часть возмещения топливного демпфера по итогам октября 2023 года будет отражена в кассовых операциях по исполнению федерального бюджета в декабре текущего года. С учетом данных по начислению соответствующего платежа нефтегазовые доходы за 11 месяцев 2023 года составили 8 171,8 млрд рублей
Таким образом, исполнение федерального бюджета в соответствии с параметрами первичного структурного дефицита, определенного в законе о бюджете, наряду с использованием/формированием средств ФНБ в рамках механизма «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.
[1] Окончательные данные формируются с учётом бухгалтерских отчётов администраторов бюджетных средств, в которых учитываются операции, произведённые минуя счета Федерального казначейства (в т.ч. операции за рубежом).