Усилить персональную ответственность губернаторов

БОСС-профессия | Главная тема
Текст | Николай ИВАНОВ

Совет Федерации опубликовал аналитический доклад «Об основных направлениях государственной региональной политики».

Аналитический доклад создан совместными усилиями верхней палаты парламента, региональными органами власти, высокопрофессиональными экспертами и прошел еще в апреле обсуждение в регионах. Главный приоритет — единый стандарт благополучия для всех регионов независимо от их экономических и природных особенностей.

«Стандарт благополучия» — новое понятие в социально-экономической лексике, которое предстоит закрепить законодательно. Оно не только интегрирует известные и узаконенные стандарты в образовании и медицине, но и предполагает создание новых, определяющих комплексный набор достойных жизненных условий.

Сегодня уровень развития субъектов Федерации крайне неоднородный. Социальные расходы на душу населения в Дагестане составляют 22,8 тыс. рублей, а в Ненецком автономном округе — 252,5 тыс. рублей. Разница более чем десятикратная. Хотя и разница в ВРП на душу населения громадная: ВРП самого бедного региона ниже в 41 раз ВРП наиболее состоятельного субъекта. А общие доходы пяти самых богатых регионов превышают доходы пяти самых бедных в 43 раза.

Диспропорции зафиксированы практически во всех сферах — от доступности жилья до уровня медицинского обслуживания. Федеральные органы власти, разумеется, приняли и принимают меры, включая реализацию майских указов президента РФ, чтобы гарантировать минимальные социальные стандарты. В ведение регионов федеральный центр передал в последние годы более ста полномочий, при этом отсутствовали положения о передаче достаточных источников их финансирования.

Около 62% расходов консолидированного бюджета приходится на социальную сферу, которую необходимо финансировать в первую очередь, иначе возникнут взрывоопасные перспективы гражданского недовольства. В частности, финансирование мер по майским указам президента обеспечено лишь на 64%.

Коммерческие долги бюджетов возросли до 2,3 трлн рублей, а доля инвестиционных расходов, по существу, затрат на развитие и подъем экономики за три года упала с 14,6 до 11%. Вывод авторов доклада: разработка стандарта благополучия должна быть увязана с совершенствованием межбюджетных отношений.

Намечены и меры: от введения регионального налога с продаж до инвентаризации расходов и анализа их эффективности.

Авторы доклада считают важным усиление персональной ответственности руководителей за срыв плановых показателей. Практика реализации этой нормы, как сказано в тексте доклада, пока не сформировалась. По мнению авторов, необходимо создать и нормативно закрепить ответственность федеральных органов исполнительной власти за состояние работы по формированию условий для социально-экономического развития регионов.

Весь массив стратегических документов следует увязать в рамках единой комплексной, четко функционирующей системы, которую призвана создать Стратегия пространственного развития России.

Авторы доклада подчеркивают, что эта стратегия — уникальный проект признанной во всем мире советской научной школы пространственного развития экономики страны, в котором были разработаны интегрированные стратегические документы — генеральная схема развития и размещения производительных сил и генеральная схема расселения.

Основным ориентиром государственной региональной политики должно стать обеспечение всем гражданам Российской Федерации, в каком бы субъекте Федерации они ни проживали, определенного уровня благосостояния, единого для всей страны не снижаемого стандарта качества жизни. Об этом заявила председатель СФ Валентина Матвиенко перед публикацией аналитического доклада Совета Федерации «Об основных направлениях государственной региональной политики». Документ 26 октября будет направлен в субъекты РФ и опубликован в СМИ.

«Будучи палатой регионов, Совет Федерации постоянно держит в поле зрения вопросы государственной региональной политики, обобщает успешные практики, анализирует возникающие проблемы. Какое-то время назад мы пришли к выводу, что решение многих из них требует внесения корректив в сами основы региональной политики. Иными словами, речь должна идти о ее обновлении, реформировании. Президент России Владимир Путин поддержал такую постановку вопроса ».

Аналитический доклад — плод совместной работы верхней палаты парламента, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, экспертного сообщества. Первая версия доклада была направлена в регионы в апреле нынешнего года. Совет Федерации проанализировал рекомендации и предложения, поступившие от органов государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, ученых-экспертов.

«Мы убедились, что не ошиблись, сделав акцент на расширении самостоятельности и повышении ответственности региональных властей в решении вопросов экономического, социального, культурного развития. Сегодня субъекты Российской Федерации накопили опыт, располагают кадрами, которые в состоянии компетентно и продуктивно решать возникающие в этой сфере вопросы, реализовывать в практической плоскости задачу создания условий для самодостаточного развития каждого региона. Мы получили поддержку субъектов РФ в этом вопросе», — рассказала Валентина Матвиенко.

По словам председателя СФ, задача номер один — стимулирование активности регионов. «Сейчас разрыв между ними по уровням социально-экономического развития, бюджетной обеспеченности большой, подчас огромный, и он далеко не всегда имеет под собой объективные основания. Совет Федерации предлагает и далее идти по пути расширения полномочий субъектов РФ и усиления их ответственности за результаты своей деятельности в экономике, социальной сфере. Нужно не ждать „милостей“ от федеральной власти, а активно и творчески работать самим, реализовывать потенциал роста, который имеется практически у всех регионов».

Перераспределение полномочий между уровнями власти должно проходить одновременно с закреплением доходных источников, необходимых для финансирования их исполнения, обеспечения общественно приемлемого не снижаемого стандарта качества жизни.

В целом, указала спикер СФ, следует уйти от системы, когда дотационные регионы ждут поддержки сверху, ничего не предпринимая для решения проблем. «Точно так же нужно перебороть ситуацию, при которой сильные регионы не заинтересованы в увеличении собственных доходов, моментально забираемых федеральным центром», — заявила Валентина Матвиенко.

В аналитическом докладе предлагаются законодательные, нормативно-правовые, управленческие, финансовые механизмы, направленные на решение этих задач. В их числе — предложения, в которых формулируются новые подходы в выстраивании федеративных отношений в бюджетной сфере. Большое внимание в докладе уделено вопросам экономических связей между регионами.

«По сути, речь идет о „сборке“ единого экономического пространства страны на современной технологической и производственной основе. Это требует активного и умелого использования регионами инструментов, заложенных в законах о стратегическом планировании, государственно-частном партнерстве, промышленной политике», — отмечает Матвиенко.

Спикер СФ считает, что реализация изложенных в докладе предложений по совершенствованию государственной региональной политики будет способствовать выходу страны на траекторию устойчивого и динамичного роста, повышению качества жизни граждан Российской Федерации, укреплению единого экономического и социального пространства.