Дмитрий ПЕВЦОВ: нахожусь сегодня в нужном месте и в нужное время, ведь именно сейчас происходят необратимые изменения в истории России и всего мира
БОСС-стиль | Гостиная
Текст | Юрий КУЗЬМИН, Анна ДЫМОВА
Фото | Кирилл ЖУРАВОК, Павел ЗАВОЛОКИН, Юрий ИНЯКИН, Ирина ПАНКОВА, Александр СТЕРНИН, архив Дмитрия ПЕВЦОВА
Знаменитый российский актер театра и кино, народный артист России, депутат Государственной думы рассказывает о своем пути в профессию, работе со знаменитыми режиссерами, о своей гражданской позиции, государственной и общественной деятельности.
— Дмитрий Анатольевич, в нынешнее непростое время вы заняли отчетливую патриотическую позицию. А что для вас вообще значит понятие патриотизма, как оно должно проявляться?
— Патриотизм — это действенная любовь к своему Отечеству. Не та любовь, которая «вздохи-поцелуи при луне», хотя и это тоже может и должно быть. Любовь — это работа, работа над собой в том числе. Патриотизм — ЛЮБОВЬ к Родине, любовь к стране, которая дала тебе жизнь, ГОРДОСТЬ за страну, где много столетий твои предки клали свои жизни, защищая твои независимость, свободу, язык, культуру, веру. А для того чтобы любить Родину, недостаточно просто иметь гражданство, нужно хорошо знать ее историю, культуру, ее духовные корни. И не только знать все это, но и трудиться на благо своей страны.

— Почему, как вы думаете, значительная часть нашей, так сказать, творческой интеллигенции заняла как раз антипатриотическую позицию, поуезжала из страны, поддерживает противника?
— Вот именно, «так сказать»… Многие из уехавших ни к творчеству, ни к интеллигенции никакого отношения не имеют. Ну а их отъезд и проклятия в сторону «бывшей» Родины — всего лишь естественное продолжение их прошлой жизни: внутренняя эмиграция, презрение ко всему отечественному, ненависть к руководству государства и, конечно, активное желание не видеть ничего вокруг… кроме себя. Ничего, если это не касается их карьеры, заработка, «медных труб» и прочего. Думаю, многие из этих громких «уезжантов» будут очень скоро, но уже по-тихому проситься обратно, ибо там они никому не нужны, своих хватает…

— Теперь перейдем к вашей творческой деятельности. В вашей ранней биографии есть несколько неожиданная деталь — это работа после окончания школы фрезеровщиком на заводе. Согласитесь, довольно неожиданно, когда молодой человек из, как было принято говорить, хорошей семьи, сын известного спортсмена и тренера по пятиборью Анатолия Ивановича Певцова и спортивного врача Ноэми Семеновны Роберт после школы не поступает в вуз, а идет работать на завод. Что стояло за этим шагом? И что дал вам тот рабочий опыт?
— В вуз, а это был педагогический институт, я поступал сразу после школы и не поступил — на экзамене по химии застукали со шпаргалкой… Работа фрезеровщиком (в школьном УПК я отчасти овладел этой профессией) была лишь способом переждать время до следующего поступления в вуз. А вот четыре месяца двадцать дней монотонного (доверяли делать только простейшие детали, но в огромном количестве) стояния у станка привели меня к странной мысли — не попробовать ли мне пойти в киноартисты? Именно не «опыт работы», а ее качество направило мой взгляд в сторону актерской профессии. Еще так совпало, что моя одноклассница поступала в театральный и мне кое-что рассказала об этом увлекательном времени. А в цеху, где я работал, распространяли билеты, по-моему, даже бесплатные, в театры Москвы — как я сейчас понимаю, на не очень востребованные спектакли. На один из них я и пошел. Это был спектакль по рассказам Василия Шукшина в филиале Малого театра, где в массовых сценах были заняты студенты Театрального училища имени М. Щепкина, ребята моего возраста. В общем, все это вместе плюс мое полное непонимание, что такое актерская профессия, и побудило меня поступать на актерский факультет.

— Ваши родители связали свою жизнь со спортом, но вы, хотя и увлекались спортом с детства, кажется, никогда не стремились сделать в нем карьеру. Почему? И вообще какую роль в вашем становлении как человека и как профессионала сыграли родители?
— Чтобы добиться значительных результатов в каком-либо спорте, необходимо иметь спортивную злость, ярко выраженный талант и неистребимое желание добиваться олимпийских высот. Ни тем, ни другим, ни третьим я не обладал, хотя гораздо позже, уже в зрелом возрасте, начав заниматься шоссейно-кольцевыми автогонками, кое-чего добился и даже получил звание кандидата в мастера спорта. Впрочем, долгое время, занимаясь различными видами спорта — спортивной гимнастикой, горными лыжами, дзюдо, карате, я научился терпеть и долго работать без видимых результатов. В актерской профессии, я считаю, без этого нельзя состояться.
Ну а мои родители, конечно же, всегда и во всем мне помогали, даже в таком безумном шаге, как поступление в театральный вуз. Маме и папе за все мой низкий поклон. Горжусь ими. Думаю, они бы радовались сейчас за меня, Царствие им Небесное.
— Вы известный актер театра и кино, поющий артист, выступающий с концертными программами, театральный педагог, а осенью позапрошлого года стали депутатом Государственной думы. Кто вы сейчас больше: политик и общественный деятель или все-таки человек искусства? Оставляет ли работа на общественно-политической ниве, особенно сегодня, в столь сложный и напряженный для нашей страны период, возможности и время для творчества?
— Если попытаться расставить приоритеты, наверное, будет так:
- Общественная деятельность и работа в Думе.
- Институт Современного Искусства (ИСИ), где мы вместе с супругой руководим актерской кафедрой и ведем свой курс.
- Музыкальный проект «ПЕВЦОВЪ-ОРКЕСТР» (гастроли-концерты-съемки).
- Участие в работе киностудии «Артос», где я — координатор и член худсовета.
- Мои спектакли в Ленкоме, которых почти не осталось по причинам, от меня не зависящим.
Пока все успеваю.
— Несколько вопросов о вашем пути в актерской профессии. Ваш дебют на большой театральной сцене связан с Анатолием Эфросом и Театром на Таганке, который он тогда возглавлял. В 1984 году Эфрос пригласил вас, выпускника ГИТИСа, в театр и ввел на одну из центральных ролей, Васьки Пепла, в «На дне» Горького. Чем вам запомнились работа с Эфросом и те несколько лет, что вы служили на Таганке? Тогда ведь был один из самых сложных периодов истории этого театра.
— Эфрос пригласил меня в театр в 1985 году, когда я учился на четвертом, выпускном, курсе, и Пепла я сыграл ровно в День театра, 27 марта, еще будучи студентом ГИТИСа… Тогда, почти 40 лет назад, я мало что понимал. Все получалось, все нравилось, везде хвалили, а главное, я сам себе очень нравился. Поэтому оценить масштаб личности Анатолия Эфроса тогда я не мог, да и не пытался. Понимание начало приходить только после его ухода из жизни. А тогда я запомнил его необыкновенную легкость, гениальные актерские показы, хулиганство и простоту в общении. Я по многу раз смотрел его спектакли, стоя в самом конце зрительного зала Новой сцены.
Помню мои первые заграничные гастроли с Театром на Таганке на фестивале «Битэф» в Югославии, куда меня взяли, «отмазав» на полгода от армии… При жизни Эфроса я жил в театре в розовых очках. После его ухода театр, который он пытался спасти, рухнул окончательно. Для меня, «артиста Эфроса», это было особенно чувствительно. Я до такой степени не принимал нового худрука и то, что начало происходить после смерти Эфроса, что выразил свою позицию в открытом письме в одной из московских газет… Помню, был большой скандал, на собрании коллектива меня подвергли остракизму, но я никогда не забуду аплодисменты вахтерши театра, когда я появился на служебном входе, а в руках у нее была только что прочитанная газета с моим открытым письмом.
К слову, кроме великого Эфроса на Таганке мне удалось поработать с Романом Виктюком в его знаковом спектакле «Федра» с Аллой Демидовой в заглавной роли. И там же началась работа с потрясающим греческим режиссером Теодором Терзопулосом над спектаклем «Квартет» по пьесе Х. Мюллера. Кстати, премьеры «Квартета» в театре «А» и «Фигаро» в Ленкоме состоялись в одном месяце, в январе 1993 года, с разницей в несколько дней.
— Следующий значимый период вашей театральной жизни — это Ленком, где вы служили более 30 лет и сыграли, пожалуй, свои самые известные театральные роли (в том числе в спектаклях Марка Захарова и Глеба Панфилова). Чем стал для вас этот театр и как повлияло на вас сотрудничество с Марком Захаровым?
— Ленком стал для меня вторым домом и оставался им вплоть до смерти великого Марка Захарова. Я пришел туда сразу на заглавную роль («Гамлет») и все 28 лет при Марке Анатольевиче продолжал играть только главные роли. Вот такое счастье…
Контраст после Таганки был потрясающим. Живой, талантливый, веселый, демократичный театр без дрязг и закулисных пошлых интриг — таким был Ленком в начале 1990-х. Каждый знал свое место в иерархии театра, и все вместе делали великое дело: строили театр Марка Захарова.
Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Олег Янковский, Александр Абдулов, Леонид Броневой, Инна Чурикова, Александр Збруев, Николай Караченцов, Всеволод Ларионов — Марк Анатольевич собрал уникальную «коллекцию» блистательных артистов, и все они, абсолютно все, — нормальные, доступные, простые в общении. Это меня просто поразило.

В «Гамлета» нас вводили Александр Збруев и Олег Янковский. Сами! Глеб Панфилов появился уже на последних репетициях. И это было нормально для Ленкома: великие народные артисты помогали молодым осваиваться в профессии.
Ну а с Марком Анатольевичем работать было невероятно интересно и трудно одновременно. Он создатель своего уникального авторского театра, и соответствовать его фантазии, остроумию, таланту было очень непросто. Но чем труднее была задача, тем интереснее результат. Треплев, Фигаро, Чичиков, Кочкарев, Жевакин, Яичница, Резанов, Дульчин, принц Уэльский, Государь, Сталин — это роли в спектаклях Марка Анатольевича. Конечно, я просто счастливчик и везунчик — столько поработать с великим режиссером! Захаров знал весь театр по имени-отчеству, но в минуты особенной нежности мог назвать и по имени. За 28 лет работы с блистательным режиссером он раза два назвал меня по имени…
Глеб Панфилов, с которым мне удалось поработать в кино трижды, подарил мне в Ленкоме две роли «на вырост». Сначала Гамлета, к которому я не был готов ни по-актерски, ни по-человечески, а потом роль Генриха Плантагенета в «Аквитанской львице» — одну из моих самых трудных и любимых ролей в театре. Работа с Глебом Анатольевичем стоит отдельного интервью, особенно потому, что это связано еще и с партнерством с великой Инной Чуриковой. Но опять — везение и удача — работа с таким великим мастером, Художником своего дела. Спасибо, Господи, за такие встречи на профессиональном пути.
— Широкой публике вы стали известны все-таки в первую очередь благодаря кино, и началась эта всенародная популярность с культового для молодежи 1990-х фильма «…По прозвищу «Зверь». Меня эта роль очень впечатлила, хотя к тому времени мы уже видели и Рэмбо, и прочие западные экшен-фильмы. А какие из множества ваших киноработ особенно значимы для вас лично?
— Работы с Глебом Панфиловым («В круге первом», «Мать»). «Снайпер. Оружие возмездия», «Бандитский Петербург», «Эйнштейн. Теория любви», «Остановка по требованию», «Турецкий гамбит», «Ангел в сердце», «Гибель империи».
— Сейчас в это практически невозможно поверить, но ведь Дмитрий Певцов не сразу стал поющим артистом. Как и когда это произошло, и чем стало для вас вокальное творчество?
— Учиться петь и водить спортивный автомобиль я начал почти одновременно, в самом начале 2000-х, по одной причине: в какой-то момент я понял, что ни то, ни другое, оказывается, не умею. А чтобы научиться петь, надо петь. Петь как можно чаще и больше, чем я и стал заниматься. Причем регулярно. Везде, где можно и нельзя…
Постепенно появился свой коллектив и… новый язык общения со зрительным залом.
На своих выступлениях я не пою песенки, а разговариваю со зрителем. Говорю о том, что меня беспокоит, бесит, печалит, радует, с помощью прекрасной поэзии, облеченной в талантливую музыку. В отличие от театра на концерте я могу из каждой песни сделать маленький спектакль, сыграть за полтора часа пятнадцать — двадцать ролей, а весь концерт драматургически выстроить как законченное музыкально-театральное действо.
— С 2013 года вы работаете в Институте Современного Искусства, ведете вместе с Ольгой Дроздовой актерскую мастерскую, возглавляете кафедру театрального искусства. Как вы пришли к преподавательской работе и чему стремитесь научить своих подопечных? Чему вообще, на ваш взгляд, надо учить нашу молодежь и как ее воспитывать?
— Преподавать нас с Ольгой пригласила ректор ИСИ Ирина Наумовна Сухолет, за что ей громаднейшее спасибо. И если я согласился сразу, то супругу пришлось уговаривать почти три месяца. В результате оказалось, что для Ольги именно преподавание стало теперь основным занятием. Она ушла из театра «Современник» и параллельно с обучением студентов нашего первого набора в 2013–2017 годах окончила магистратуру, получив профессиональное режиссерское образование. У Ольги открылся незаурядный педагогическо-режиссерский талант, который получил широкое поле для своего применения.
В нашем деле крайне важен индивидуальный подход к каждому студенту, и моя супруга очень тонко и точно находит «ключики» к каждому из них. С появлением в нашей жизни этой молодежи мы узнали новую радость — не за себя, не за свои успехи, а радость и гордость за учеников, когда у них получается.

И, конечно же, мы, как можем, пытаемся их не просто обучить профессии, но и сделать из них нормальных, именно нормальных людей. Не «артистов артистычей», а нормальных, со здоровой психикой и правильным отношением к миру, к себе, к профессии людей. Мы стараемся познакомить их с интересными, знаковыми для нашей страны людьми, с православной верой, с историей нашей Родины. Сейчас, когда какое-либо воспитание на всех уровнях образования практически отсутствует, следует доносить до студентов важнейшие смыслы и мотивы жизни человека в нашей Богом хранимой стране. С прошлого года у нас учатся «Певчие Дрозды-3» — наш уже третий набор. И еще, полушутя-полусерьезно, девочкам советуем добиться в жизни главного — удачно выйти замуж, а парням — после окончания института найти себе нормальную мужскую профессию.
— Вопрос глубоко личный, который можно и пропустить, но, если ответите, мы были бы очень благодарны. Вы верующий и воцерковленный человек, хотя к вере, к православию вы ведь пришли не сразу. Как это произошло?
— Не сразу. Как и большинство «захожан», я был крещен и появлялся в храме от случая к случаю, только когда супруга настоятельно просила. А вот когда в семье случилось несчастье, и все, чем я жил до тех пор, перестало иметь смысл, тогда меня и повернуло к христианской вере, где я нашел и спасение, и новые смыслы. Теперь я прихожанин Сретенского монастыря в Москве. Каждую неделю мы с семьей бываем на литургии и причащаемся Святых Христовых Тайн. Когда есть время, пою в хоре Антиохийского подворья и у себя в Сретенском, дружу с монахами, батюшками: у них есть, чему поучиться. Теперь в любых городах, где я бываю на гастролях, православный храм для меня — родной дом.

— Недавно на свет родилась киностудия «Артос», непосредственное отношение к которой имеете вы и ваша супруга. Название новой кинокомпании явно указывает на то, что ее проекты связаны с православием. Какую именно продукцию делает «Артос», в каких форматах? В каком качестве в работе этой студии участвуете вы с Ольгой?
— Мы с супругой — члены худсовета киностудии «Артос», участвуем в выборе и обсуждении сценариев, готовых фильмов. Не все проекты студии напрямую связаны с православием, но все, что мы делаем, обязательно несет ДОБРО, ВЕРУ, ЛЮБОВЬ, НАДЕЖДУ, СВЕТ и патриотизм. Формат наших проектов имеет максимально широкий спектр: полно- и короткометражные, телевизионные, многосерийные, документальные, анимационные фильмы; кино- и театральные проекты, спектакли, киноальманахи и концерты. Иногда мы с Ольгой и сами принимаем участие в проектах как актеры, уже снимаем наших выпускников и даже студентов.
— Этот вопрос в определенной мере связан с самым первым. Значительную часть своей жизни вы отдали театру и творческой работе и никогда в отличие от многих коллег по цеху не скрывали своей гражданской позиции, не стеснялись своего патриотизма. Театр, кино и искусство вообще могут существовать вне политики, интересов страны, идеологии, если угодно?
— Сейчас такое время, когда невозможно быть вне жизни страны. Если до начала спецоперации многим деятелям культуры и искусства казалось, что их жизнь и творчество совершенно не связаны с политикой, то теперь им всем приходится делать конкретный выбор, с кем они. И тут нейтральной позиции быть не может. Либо ты с Россией, которая в очередной раз в мировой истории заканчивает развязанную не ею войну, либо ты с теми, кто убивал и продолжает убивать мирных жителей Донбасса — детей, женщин, стариков, с теми, кто обстреливает больницы и детские сады, с теми, кто поставляет летальное оружие украинским националистам. Кто-то сбежал и громко поносит свою Родину, зарабатывая себе на жизнь русофобством, а кто-то остался и молчит… Молчит просто потому, что не хочет лишиться привычной кормушки. Сегодня время выбора. И неслучайно еще в 1965 году Евгений Евтушенко написал: «Поэт в России — больше, чем поэт…»

— Почему вы решили пойти на выборы в Государственную думу и в чем видите свои задачи как депутата? Став первым зампредом думского Комитета по культуре, вы уже неоднократно выступали с предложением увеличить государственное финансирование сферы культуры. Почему вы считаете это столь важным и на какие направления должны быть направлены эти средства?
— До моего решения стать депутатом, вернее, до того, как мне предложили участвовать в избирательной кампании, я на протяжении многих лет пытался оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждался. И лично, и через свои социальные сети помогал обращавшимся ко мне фондам, благотворительным организациям, конкретным людям. Так что первая причина такого (кажущегося) крутого разворота в моей жизни: депутатство открывает для меня гораздо более широкие возможности помощи людям — и конкретно, и через законотворчество.
Вторая причина — пришедшее в последние годы понимание того, что могу спокойно обходиться без актерской профессии, которой отдал уже больше 40 лет. Да, я могу и буду играть на сцене и в кино, но только там, где это будет полностью совпадать с моим человеческим, гражданским, православным мировоззрением. Так что, слава Богу, нахожусь сегодня в нужном месте и в нужное время, ведь именно сейчас происходят необратимые изменения в истории России и всего мира. Рад, что удается лично участвовать в этих великих переменах.
Что касается финансирования культуры, да, действительно, бюджет, выделяемый на культуру, на мой взгляд, необходимо увеличить в разы. Ведь именно сегодня, и об этом говорит Президент России в своих Указах, культура — сфера национальной безопасности. Но просто «влить» побольше денег — это не решение проблемы. Сейчас остро необходим контроль за конечным продуктом, на который потрачены государственные деньги. Пока у нас, к сожалению, на законодательном уровне государство не имеет юридического права вмешиваться в процесс под названием «я художник, я так вижу». Не всякое «творчество» является искусством, и вот тут нужны экспертные советы с правом вето. В эти советы, я убежден, помимо профессионалов должны входить педагоги, психологи, в том числе и детские, представители силовых и военных ведомств, врачи, «профессиональные» родители (где трое или более детей в семье) и представители традиционных религиозных конфессий.
— В заключение личный вопрос. Два года назад вы отметили юбилей знакомства с вашей супругой Ольгой Дроздовой. Уже более 30 лет вы вместе. В чем секрет столь красивого и гармоничного союза? И что значит для вас семья?
— Семья — это малая церковь. А терпение — главный секрет. Покой, отдых, работа… над собой, пополнение душевной энергии и, конечно же, заботы и радости — это моя семья. И здесь мне всегда не хватает времени. Иоанн Златоуст сказал: «Муж и жена подобны руке и глазам. Когда руке больно, глаза плачут. Когда глаза плачут, рука утирает слезы». Что тут еще добавишь?Б

ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич.
Народный артист России.
Депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва.
Родился 8 июля 1963 года в Москве в семье тренера по современному пятиборью, заслуженного тренера СССР А.И. Певцова и кандидата медицинских наук, первого президента Федерации лечебной верховой езды и инвалидного спорта Н.С. Роберт.
В 1985 году после окончания ГИТИСа принят в труппу Театра на Таганке. Проходил службу в армии в команде актеров-военнослужащих в Центральном академическом театре Советской армии (ЦАТСА).
В 1991 году приглашен в труппу московского театра Ленком.
Известен рядом успешных театральных ролей в знаковых постановках ведущих советских и российских режиссеров: Анатолия Эфроса, Марка Захарова, Владимира Мирзоева, Романа Виктюка, Глеба Панфилова и других.
В кино дебютировал в 1986 году в фильме Т. Лиозновой «Конец света с последующим симпозиумом». К настоящему времени сыграл более 50 ролей в фильмах и сериалах.
Среди киноработ: Яков Сомов в фильме «Мать» (реж. Г. Панфилов, 1990), Савелий Говорков в фильме «…По прозвищу «Зверь» (реж. А. Муратов, 1990), Сергей Челищев в сериале «Бандитский Петербург. Фильм 2» (реж. В. Бортко, 2000), Андрей Смирнов в сериале «Остановка по требованию» (реж. Д. Файзиев, 2000–2001), граф Зуров в фильме «Турецкий гамбит» (реж. Д. Файзиев, 2005), генерал Духонин в сериале «Гибель империи» (реж. В. Хотиненко, 2005), Иннокентий Володин в сериале «В круге первом» (реж. Г. Панфилов, 2006), Петя Миловзоров в фильме «Без вины виноватые» (реж. Г. Панфилов, 2008), старший лейтенант/майор Яшин в фильме «Снайпер: Оружие возмездия» (реж. А. Ефремов, 2009), банкир Сергей Андреевич «О любви» (реж. В. Бортко, 2016) и других.
С 1999 года выступает с концертными программами как поющий актер. Был задействован в главных ролях нескольких известных мюзиклов.
В 2000-х занимался автомобильным спортом, регулярно принимал участие в соревнованиях по шоссейно-кольцевым автогонкам. Выполнил норматив кандидата в мастера спорта.
С 2013 года вместе с супругой Ольгой Дроздовой преподает актерское мастерство в Институте Современного Искусства (ИСИ), с марта 2019 года — заведующий кафедрой театрального искусства ИСИ.
В сентябре 2021 года избран депутатом Государственной думы по 200-му одномандатному избирательному Медведковскому округу г. Москвы.
Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1996 года (за исполнение роли Треплева в спектакле «Чайка» по пьесе А. Чехова в театре Ленком).
Награжден орденами Почета (2007) и «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2013).
Отмечен премией Европейской киноакадемии «Феликс» (за исполнение роли второго плана, Якова Сомова, в фильме «Мать» (1990), Российской театральной премией «Чайка» (2000) и Национальной актерской премией имени Андрея Миронова «Фигаро» (2015).
Имеет медаль «За труды во благо Элистинской епархии» (Элистинская и Калмыцкая епархия Русской православной церкви, 2017).
Женат. Супруга — народная артистка России, режиссер, педагог Ольга Дроздова. Воспитывает сына.