Спасет ли мир красота


Великая победа, что знает человечество,
Победа не над смертью и, верь, не над судьбой.
Вам засчитал очко судья, что судит суд небесный,
Только одну победу — победу над собой.
Омар Хайям

Что это мы все о бизнесе да о политике? Как будто бы в мире больше ничего важного нет. А как же культура? И то, что она должна воплощать в жизнь, — красота?

Князь Мышкин, герой романа Достоевского «Идиот», утверждал, что красота спасет мир. Правда, вся история человечества показывает, что ничего красота не спасает, а бывает, что
и серьезные конфликты разжигает — в борьбе за эту самую красоту.

Вернемся к культуре. Это как раз область человеческой деятельности, которая и призвана «нести красоту в массы». А что такое вообще культура?

Впервые это слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего в I веке до н. э. Трактат был посвящен не просто обработке земли, но и особому, душевному отношению к ней. Катон дает, например, такой совет: нужно обойти покупаемый участок несколько раз, и если участок хорош, то он будет все больше нравиться, а понравиться он должен непременно. То есть речь о том, что участок должен быть не только полезен, но и красив.

Однако стало «неладно что-то в датском королевстве». Появилось множество «культур», которые с культурой имеют мало общего. Взять хотя бы пресловутую «культуру отмены» — она как раз требует запрещать целые культурные направления, не вписывающиеся в нынешний «вестернизированный» тренд с его причудливыми течениями: ЛГБТ, BLM, вокизмом, всевозможными субкультурами и прочей белибердой. Если называть вещи своими именами, это уже не культуры. Это, скорее, отрицание культуры, навязывание своего мировоззрения, хотя возникли такие течения в том мире, который называет себя свободным, но на деле разобщен, индивидуализирован до крайности, эгоистичен.

А ведь культура как таковая и ее материальное воплощение — искусство — все еще существуют? Конечно, существуют и в общем, даже на фоне всех крайностей и шараханий так называемого цивилизованного общества, чувствуют себя совсем неплохо.

Что до искусства, то Кант говорил: «Из всех искусств первое место принадлежит поэзии».

И тут мы передадим слово большому другу нашего журнала — философу, методологу, лингвисту, основателю и руководителю Школы причинности Василию Павловичу Гочу. Поговорим с ним о культуре, ее роли в обществе, разобщенности социума. И, конечно, о поэзии, особенно поэзии Ближнего Востока, Ирана, которая уже значительное время находится в сфере его основных интересов.

Ведь поэзия и сегодня имеет важное значение для самосовершенствования человека, помогает ему одерживать моральные победы, а главное — именно ту победу, которую, по словам Омара Хайяма, ему засчитает Всевышний, — победу над собой.

©Юрий Кузьмин
Издатель

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте