Единый социальный


БОСС-политика | Сюжет месяца/Администрирование
Текст | Максим ПАВЛОВ
Фото | pxhere.com

Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) будут объединены.

Все в одном

Президент Владимир Путин подписал закон о создании единого Фонда пенсионного и социального страхования (Социального фонда России, СФР) путем реорганизации ПФР и присоединения к нему ФСС. Социальный фонд России начнет работу с 1 января 2023 года. Переходный период, как отмечали в правительстве, может занять до двух лет.

Новая структура сохранит все функции ПФР и ФСС. Социальный фонд России будет выступать страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и  профессиональных заболеваний, а также обеспечивать граждан мерами социальной защиты.

Средства Пенсионного фонда и Фонда соцстрахования, их земельные участки будут закреплены за новой структурой. Бюджет фонда будет формироваться раздельно по каждому виду обязательного социального страхования и социального обеспечения. При этом закон запрещает перекрестное финансирование между различными видами социального страхования.

Фонд получил полномочия инвестирования средств пенсионных накоплений, организации медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц.

Власти рассчитывают, что с созданием СФР получать пенсии, пособия и выплаты гражданам будет проще, удобнее и быстрее, так как обращаться за всеми этими услугами они будут в одно место. Единый социальный фонд также позволит минимизировать бюрократические издержки работодателей, которым больше не придется отчислять обязательные социальные платежи в разные фонды, и упростить администрирование таких взносов. Среди целей организации новой структуры и централизация осуществления обеспечивающих функций государственных внебюджетных фондов в части государственных закупок, бюджетного учета и отчетности, кадрового учета. А также вопрос экономии государства на  административных расходах на содержание обеих платформ, их аппаратов, имущества, IT-инфраструктуры. Высвободившиеся в результате объединения средства власти обещают направить на повышение пенсий.

Учредителем единого Социального фонда России выступает Правительство РФ, собственником его имущества — Российская Федерация. Сам СФР станет учредителем подведомственных ему региональных подразделений. Подведомственные фонду учреждения будут созданы в форме федеральных государственных бюджетных
учреждений.

Координировать работу фонда будет Минтруда. Председатель СФР будет назначаться Правительством РФ по представлению руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Минтруда). В правление СФР будет 35 человек — помимо председателя фонда, который также возглавит этот коллегиальный орган управления, его первого заместителя и четырех сотрудников фонда в правление войдут представители Минтруда, Минфина, Банка России, Государственной думы, Совета Федерации, объединений работодателей, профсоюзов, инвалидов и организаций, деятельность которых связана с защитой прав граждан в сфере социального обеспечения. Утверждать состав правления будет Правительство РФ.

Закон также запускает реформу системы взимания взносов на социальное страхование. Для исчисления всех страховых взносов (пенсионное, социальное, обязательное медицинское страхование) с 2023 года устанавливается единая база. И эти взносы работодатель должен будет перечислять единым платежом, а не по отдельности.

Давняя тема

Идея реформы внебюджетных фондов не нова. Дискуссии по этому вопросу ведутся уже несколько лет. В частности, в начале 2018 года тогда председатель Счетной палаты, а ныне вице-премьер, курирующий в правительстве в том числе социальную сферу, Татьяна Голикова предлагала объединить государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд
России, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — в единую организационную структуру, находящуюся в публичной собственности. Это, отмечала она, позволило бы, с одной стороны, исключить необходимость создания параллельных информационных систем всеми тремя фондами и, как следствие, сократить расходы на этот процесс, а также повысило бы прозрачность деятельности вновь созданного внебюджетного фонда и обеспечило бы высокий уровень доверия к нему со стороны населения.

Идея по изменению организационно-правовой формы трех государственных внебюджетных фондов, приданию им статуса публично-правовых компаний и их объединению много обсуждалась в 2019 году. Тогда против включения в эту конструкцию ФОМС выступили и представители самого ФОМС, и Минздрава, мотивируя свою позицию тем, что этот
фонд имеет иные принципы организации, финансового обеспечения и функции, нежели ПФР и ФСС.

Давно говорят о возможном реформировании Пенсионного фонда. Нередко возникали и радикальные предложения о реорганизации ПФР. В частности, в 2018 году бизнес-омбудсмен РФ Борис Титов предлагал упразднить фонд, передав его функции федеральному казначейству, а в 2020-м лидер «Справедливой России» Сергей Миронов призывал ликвидировать ПФР и платить пенсии напрямую из бюджета. Как правило, такие разговоры возникали на фоне критики деятельности ПФР, выявления недочетов в его работе, а также негативно воспринимавшейся в обществе темы «дворцов ПФР» — роскошных офисов фонда, на которые летом 2018 года в своем обращении к гражданам России в преддверии пенсионной реформы обратил внимание и президент Владимир Путин,  признавший, что «они (ПФР. — Ред.) слишком размахнулись со своими апартаментами». Кстати, в преддверии создания Социального фонда России власти постарались прояснить дальнейшую судьбу этих «дворцов». В начале лета, участвуя в заседании фракции «Единой России» в Государственной думе, Татьяна Голикова сказала, что высвободившиеся в результате реорганизации административные здания ПФР в регионах будут переданы под размещение стационаров или бюро медико-социальной экспертизы.

Цифровизация

В 2020 году заговорили о так называемом социальном казначействе — новом подходе к назначению мер социальной поддержки — и цифровой платформе, которая призвана  объединить все существующие в социальной сфере информационные системы. Создание этой системы было обозначено в Общенациональном плане восстановления экономики на  2020–2021 годы. Базой для запуска механизма социального казначейства стала утвержденная Правительством РФ в феврале 2021 года Концепция цифровой и функциональной  трансформации социальной сферы (до 2025 года).

Необходимость поэтапного перехода к предоставлению государственных услуг через социальное казначейство явилась одной из причин активизации работы по объединению ПФР и ФСС (от идеи включения в новую структуру ФОМС пока отказались).

Законопроект о создании единого Фонда пенсионного и социального страхования был разработан Минтруда. В начале 2022 года он прошел общественное обсуждение, а в мае вместе с сопутствующим внушительным пакетом поправок в Трудовой, Бюджетный, Налоговый кодексы и ряд других законодательных актов был внесен Правительством РФ в Государственную думу.

В первом чтении законопроект принят 8 июня. Ко второму чтению, которое состоялось в конце того же месяца, из законопроекта исчезли некоторые нормы, в частности,  предусматривающие публичное управление фондом. Изначально предполагалось, что деятельность СФР будет подотчетна наблюдательному совету, состоящему из семи человек (представителей Государственной думы, Совета Федерации, профсоюзов, работодателей). Однако депутаты посчитали, что функции наблюдательного совета дублируют функции правления, и предложили разработчикам закона убрать эти нормы.

Третье чтение законопроекта в нижней палате парламента прошло 5 июля, через три дня он был одобрен Советом Федерации, а 14 июля закон подписал президент.

Новый порядок

Важная новация закона — установление единой базы для исчисления страховых взносов. Согласно действующему законодательству, взносами облагаются три базы, на которые  начисляются взносы (на пенсионное страхование — 22% в пределах установленной предельной величины базы и 10% свыше базы, на обязательное социальное страхование — 2,9%, на
ОМС со всего фонда оплаты труда — 5,1%). С 2023 года устанавливается единый тариф на все виды страхования — 30% в пределах базы и 15,1% — сверх базы. Полученные средства будут распределены Федеральным  казначейством между видами страхования в следующей пропорции: 72,8% каждого взноса — на пенсионное страхование, 18,3% — на медицинское страхование, 8,9% — на социальное страхование.

Единая предельная база будет установлена по пенсионному и обязательному социальному страхованию. Ее предельная величина для исчисления страховых взносов на 2023 год — это предельная величина базы по обязательному пенсионному страхованию в 2022 году (1,65 млн рублей) плюс индексация.

Работодатели больше не смогут сокращать нагрузку на ФОТ через заключение с работниками гражданско-правовых договоров (экономия на выплатах на обязательное социальное страхование). С 1 января 2023 года взносы нужно будет платить и за работников, с которыми заключены трудовые договоры, и за тех, кто работает на основе гражданско-правовых договоров.

Все существующие льготные категории плательщиков объединяются в три группы. Ставки взносов пониженных тарифов не изменились: 15% — с сумм выше МРОТ (столько заплатят субъекты МСП с численностью сотрудников до 250 человек и свыше 250 человек, если основной вид их деятельности — продажа продуктов питания и напитков, участники проекта «Сколково», инновационных научно-технологических центров), 7,6% — для резидентов ТОР и других экономических зон, IT-компаний, разработчиков радио- электронной промышленности, организаций индустрии анимационного кино, социально ориентированных НКО и благотворительных организаций и 0% — для организаций, осуществляющих  выплаты членам экипажей судов.

Фиксированный размер страховых взносов для плательщиков, не производящих выплат и иных вознаграждений физлицам, с доходом менее 300 тыс. рублей на расчетный период 2023 года тоже не изменится и составит 45 тыс. 842 рубля (на пенсионное страхование и ОМС).

Российские предприятия переводятся на систему единого налогового платежа. С 2023 года взносы будут уплачиваться единым платежом. Отчетность, которой будет меньше, тоже нужно подавать в составе единой формы.

Кому выгодно

Эксперты полагают, что для работодателей реформа обернется некоторым увеличением затрат на социальные взносы (за счет того, что единая предельная база по пенсионному и обязательному социальному страхованию повысится, а также за счет введения обязанности по выплате страховых взносов за сотрудников, работающих по всем видам договоров).

Для персонала же изменения позитивны, поскольку с 2023 года работники, у которых заключены гражданско-правовые договоры, смогут оформлять больничные и получать пособие по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет (при действующей системе ФСС выплачивает их только сотрудникам в штате, работающим по трудовым договорам).

Государство, в свою очередь, рассчитывает за счет новой системы выплаты страховых взносов повысить размер социальных выплат. Когда законопроект рассматривался в Госдуме, представители подготовившего его Минтруда отмечали, что в результате увеличения предельной облагаемой базы и при введении единого тарифа максимальный размер пособия по уходу за ребенком к 2025 году составит 57,4 тыс. рублей в месяц (сейчас — 37,9 тыс. рублей), пособие по беременности и родам — до 660,9 тыс. рублей за 140 календарных дней  сейчас  — 435,9 тыс. рублей), максимальная выплата по временной нетрудоспособности при стаже восемь лет и более — 143,5 тыс. рублей (сейчас — 94,7 тыс. рублей).

Переходный период

До конца текущего года Пенсионный фонд и Фонд социального страхования продолжат выполнять свои функции в полном объеме. После создания Социального фонда России на базе их территориальной сети создадут единые офисы клиентского обслуживания. Поскольку в совокупности у обоих фондов около 3 тыс. офисов (свыше 2,5 тыс. у ПФР и 437 у ФСС), возможно, что после реорганизации их число сократится.

В клиентских офисах организуют личный прием граждан и страхователей в целях регистрации документов, представленных на бумажных носителях, и внесения сведений в информационные системы, консультирования и обучения граждан по использованию электронных каналов получения услуг. Единую цифровую платформу для Социального фонда России планируют запустить осенью этого года. В течение 2023 года ФСР сможет использовать бланки, штампы, печати и электронные подписи своих предшественников.

Сокращений сотрудников в коллективах объединяемых внебюджетных фондов не планируется. Законом о СФР установлены переходные нормы, которые предусматривают, что сотрудники Пенсионного фонда и Фонда социального страхования сохранят свои рабочие места и смогут работать в новой структуре без прохождения испытательного срока и аттестации. В перспективе им планируется предоставить рабочие места по новым направлениям.Б

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте