Работодатели приняли вызов

«БОСС» в помощь |  Исследование
Текст | Елена ТИМОФЕЕВА

Больше половины HR-специалистов считает, что закрывать вакансии стало сложнее. Исследование hh.ru. 

В преддверии Дня рекрутера, который отмечается в России 20 сентября, служба исследований онлайн-платформы по поиску работы и сотрудников hh.ru провела опрос среди специалистов по управлению персоналом из 171 российской компании и выяснила, как за последний год изменилась их работа.

Рассказывая о ключевых изменениях в подборе персонала за последний год, 60% HR-менеджеров отметили, что у них снизился поток кандидатов и закрывать вакансии стало сложнее. Об обратном, то есть об увеличении потока кандидатов и более легком закрытии вакансий, сообщили лишь 3% опрошенных. Треть (32%) компаний стала чаще нанимать персонал в дистанционном формате. В каждой пятой компании (22%) начали привлекать более «дорогих» специалистов, в то же время 13% работодателей, наоборот, нанимают людей, которые согласны на более низкую зарплату. 21% компаний сейчас закрывают больше вакансий за счет внутренних кандидатов. 11% работодателей повысили требования к соискателям, не повышая зарплатные предложения, а 6% снизили зарплатные предложения, не снижая требований к квалификации кандидатов.

Аналитики hh.ru также опросили работодателей о главных HR-задачах в 2021 году. Большинство HR-менеджеров (46%) поставило на первое место работу над мотивацией и вовлеченностью персонала. Повышение квалификации и обучение персонала назвали 42%, такой же процент респондентов выделил работу над эффективностью и производительностью персонала. За формирование корпоративной культуры отдала голоса треть специалистов по управлению персоналом (34%).

В hh.ru обращают внимание на то, что в 2018 году важность этих задач для работодателей была заметно ниже. Тогда мотивации и вовлеченности персонала уделяли внимание 29% компаний, охваченных аналогичным исследованием hh.ru, повышение квалификации и обучения сотрудников ставили во главу угла 33%, повышение эффективности и производительности труда — 32%. Формирование корпоративной культуры обозначали в 2018 году одной из главных задач HR-политики компании лишь 6% опрошенных. Кроме того, в несколько раз вырос интерес работодателей к поиску талантов (к этой HR-стратегии в 2021 году склоняется 29% компаний, в 2018 таких было 6%), а также к HR-аналитике (17% в 2021 году против 3% — в 2018-м).

В задачах по оптимизации штата компании изменений не произошло: в 2021 году, как и в 2018-м, этому уделяли внимание 29% работодателей. А вот оптимизация затрат на персонал в пандемию стала более актуальна: в исследовании текущего года приоритет этого вопроса признали 27% респондентов (рост на 5% по сравнению с 2018 годом).

«В контексте работы с персоналом бизнес сегодня волнуют четыре вопроса: как привлекать кандидатов дешевле и быстрее, как удерживать существующих сотрудников, как повысить эффективность работы и, конечно, как сохранить баланс и оставаться в ресурсе — последнее особенно актуально на фоне пандемии», — приводится в исследовании комментарий HR-эксперта hh.ru, консультанта Премии HR-бренд и Рейтинга работодателей России Елены Лондарь.

Ответом на эти запросы, по ее словам, стали яркие тренды в работе с персоналом, которые заметны, в частности, на примере проектов участников Премии HR-бренд.

Эксперт выделяет пять ключевых трендов. Это цифровизация процессов, для которой сейчас есть множество инструментов, очень интенсивно развивающееся теперь digital-обучение и HR-аналитика, которая включает не только оценку ситуации на рынке труда, но и анализ внутренних HR-процессов, с помощью которого можно, к примеру, вовремя заметить выгорание сотрудника или спрогнозировать его возможное увольнение. Четвертый тренд — управление карьерой: «Бизнес понял, что привлекать новых людей гораздо дороже, чем удерживать и развивать существующих», а пятый — комплексная забота о благополучии сотрудников: программы wellbeing уже реализуются в 27% компаний.Б