Легкий профицит

БОСС-политика | Сюжет месяца/Экономика
Текст | Сергей ЛОПАТИН

Дума приступила к рассмотрению проекта бюджета России на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов. 

Нестандартная процедура

Выборный год изменил традиционный алгоритм прохождения проекта федерального бюджета в Государственной думе. Пришлось обойтись без так называемых нулевых чтений — предварительного обсуждения проекта бюджета Минфином России с представителями думских фракций, которое происходит еще до официального внесения закона об очередном финансовом плане правительства в Думу. В этот раз период, когда правительством и законодателями прорабатываются основные принципы бюджетной политики, совпал с финалом выборной кампании. Да и к 30 сентября, когда проект закона о федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов с прилагающимся к нему пакетом документов поступил в нижнюю палату парламента (согласно законодательству, это нужно сделать до 1 октября), только что избранный корпус депутатов восьмого созыва Государственной думы еще не собрался в полном составе. На стадии формирования находились и профильные комитеты.

Как бы то ни было, рассмотреть законопроект о бюджете депутаты должны будут в течение 60 дней. Первое чтение запланировано на конец октября. И, несмотря на то что представители двух парламентских фракций — «Справедливой России» и КПРФ — уже выступили с критикой федерального бюджета (прежде всего в части сокращения расходов по социальным статьям), больших баталий в Государственной думе главный финансовый документ страны, скорее всего, не вызовет. Ничего неожиданного в нем нет: структура расходов не меняется, традиционно самым затратным разделом финансового плана остается «социалка», доходов становится больше, докризисный график повышения коммунальных тарифов сохраняется.

Благоприятная повестка

Проект бюджета сверстан на основе базового сценария среднесрочного прогноза социально-экономического развития страны до 2024 года. Его макроэкономические показатели сценария среднесрочного прогноза, а также оценка внешнего фона в целом благоприятны для России. Рост экономики в ближайшие три года составит 3% ежегодно. Прогнозный объем ВВП в 2022 году определен на уровне 133,3 трлн рублей, в 2023 году — 141,9 трлн рублей, в 2024 году — 151,5 трлн рублей. С 2022 года ожидается возвращение инфляции к таргету ЦБ РФ 4% (напомним, в том же сценарии среднесрочного плана инфляция к концу 2021 года прогнозируется на уровне 5,8%). Курс доллара США к рублю следующие три года будет колебаться в районе 72–74 рублей. «В реальном эффективном выражении курс рубля будет стабильным, что, c одной стороны, позволит поддержать конкурентоспособность российского несырьевого экспорта, с другой — будет способствовать стабилизации внутренней ценовой ситуации», — отмечается в пояснительной записке к закону о федеральном бюджете.

Правительство рассчитывает, что в следующие два года бюджет будет профицитным. Ранее, при подготовке финансового плана на 2021 год, предполагалось, что бюджет останется дефицитным по крайней мере до 2024 года, однако благоприятная для экономики России экспортная конъюнктура 2021 года и высокие цены на нефть и газ позволили обеспечить опережающие поступления в казну и приблизиться к почти бездефицитному исполнению бюджета текущего года (в материалах к проекту федерального бюджета на ближайшие три года прогнозируется дефицит в 0,2% ВВП при изначально запланированных 2,4%), и оценка была пересмотрена.

Доходы бюджета в 2022 году составят 25,02 трлн рублей (расходы — 23,6 трлн рублей). В 2023 году — 25,5 трлн рублей доходов против 25,2 трлн рублей расходов. В 2024 году ожидается небольшой дефицит бюджета: доходы оцениваются в 25,8 трлн рублей, а расходы — в 26,3 трлн рублей.

Возвращение «бюджетного правила»

Поскольку базовый сценарий макропрогноза, на который опирается бюджет, предусматривает сохранение восстановительных тенденций в российской экономике и снижение на фоне массовой вакцинации влияния пандемии коронавируса на нее, авторы бюджетной конструкции рассчитывают вернуть работу над федеральным бюджетом в привычное русло, анонсируя возвращение в 2022 году полноценного механизма «бюджетного правила», смягченного на время кризиса, и постепенное, по мере роста экономики, сокращение мер поддержки, принятых на период пандемии. Соответственно, произойдет сокращение расходов бюджета по отношению к ВВП. В 2021 году они прогнозируются на уровне 19,3% ВВП, а в 2022 году составят 17,8%. В 2023–2024 годах динамика расходов соответствует динамике ненефтегазовых и базовых нефтегазовых доходов — 17,8% ВВП в 2023 году и 17,4% ВВП в 2024 году. Как сообщается в пояснительной записке к закону о федеральном бюджете на следующие три года, при определении объема расходов будет действовать готовящаяся сегодня к принятию норма Бюджетного кодекса, на бессрочной основе закрепляющая уровень структурного первичного дефицита в размере 0,5% ВВП.

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2022–2024 годах станут государственные заимствования Российской Федерации. Средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) на это привлекать не планируют. Также отмечается, что в 2022 году из ФНБ будет выделено 3,2 млрд рублей на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан.

Объем ФНБ, согласно проекту бюджета, в ближайшие три года увеличится. В 2022 году он вырастет с 13,9 до 16,5 трлн рублей, а к концу 2024 года — до 23,3 трлн рублей. Пополнение ФНБ произойдет в том числе за счет перечисления дополнительных нефтегазовых доходов, полученных в предыдущие годы.

Вырастет объем государственного долга. Прогнозируется, что по итогам 2021 года он составит 22,1 трлн рублей (против 18,9 трлн в 2020-м). К концу 2022 года госдолг достигнет 25,9 трлн рублей, 2023-го — 28,8 трлн рублей, а 2024-го — 31,9 трлн рублей. При этом в общем объеме госдолга будет преобладать государственный внутренний долг в связи с преимущественным выпуском государственных ценных бумаг Российской Федерации.

Начало декарбонизации

По сравнению с 2021 годом доходная часть бюджета в 2022 году вырастет с прогнозируемых в текущем году 23,8 до 25,02 трлн рублей. Однако в процентах к ВВП ее доля немного уменьшится — с 19,1% в 2021 году до 18,8% ВВП в 2022-м. Несмотря на рост поступлений, незначительное сокращение прогнозируется и в два последующих года — до 18,0% ВВП в 2023 году (доходы — 25,5 трлн рублей) и17,0% ВВП в 2024-м (25,8 трлн рублей). Авторы бюджетной конструкции объясняют это ростом ВВП и постепенным снижением нефтегазовых доходов в его объеме (с 7,2% в 2021 году до 5,7% в 2024-м).

Динамика нефтегазовых доходов такова: 9,5 трлн рублей — в 2022 году, 9,2 трлн рублей — в 2023-м и 8,6 трлн — в 2024-м. Доля этих поступлений в общем объеме доходов бюджета сократится с 38,1% в 2022 году до 33,2% в 2024 году.

Среди нефтегазовых доходов главным источником поступлений в казну остается налог на добычу полезных ископаемых. НДПИ в 2022 году планируется собрать в объеме 7,8 трлн, а в 2023-м и 2024-м — 7,8 и 7,5 трлн рублей. От ввозных таможенных пошлин в этот период ожидается 1,7, 1,3 трлн и 862 млрд рублей поступлений соответственно.

При этом согласно легшему в основу бюджета базовому сценарию макропрогноза, пик нефтяных цен пройден, в дальнейшем она будет дешеветь. Средняя цена барреля нефти марки Urals, которую экспортирует Россия, в 2022 году оценивается в $62,2, а в 2023 и 2024 годах — $58,4 и $55,7 соответственно.

Контрактные цены на газ в 2023 и 2024 годах также могут снизиться. В 2023 году средняя цена за тысячу кубических метров установлена на уровне $192,3, а в 2024-м — $180,6. Что касается 2022 года, то в проекте бюджета сохранен ориентир 2021 года — $208 за тыс. куб. м.

При этом авторы бюджетной конструкции оговаривают, что существенным риском для реализации прогноза по нефтяным и газовым поступлениям является активизация низкоуглеродной повестки крупнейшими странами: в этом случае на средне- и долгосрочном горизонте высока вероятность формирования ценовой траектории на более низком уровне.

Сборы по налогам

Ненефтегазовые доходы в период с 2022 по 2024 год планируются в объеме 15,5 трлн рублей, 16,3 трлн рублей и 17,3 трлн рублей соответственно. По отношению к объему ВВП ненефтегазовые доходы будут стабильны. «На протяжении 2022–2024 годов динамика поступления ненефтегазовых доходов будет в целом соответствовать динамике ВВП, их доля по отношению к ВВП будет составлять 11,6–11,4%. Незначительное снижение ненефтегазовых доходов по отношению к ВВП связано с запланированными отдельными разовыми поступлениями в 2022 и 2023 годах, а также с динамикой отдельных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации», — отмечается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета.

Также авторы бюджетной конструкции подчеркивают, что в реальном выражении ненефтегазовые доходы вырастут на 1,1% по отношению к 2021 году, что «обусловлено ростом поступлений основных внутренних налогов (НДС, налог на прибыль организаций) в связи с ожидаемым улучшением экономической динамики, дополнительными поступлениями в результате корректировки налогообложения отдельных отраслей экономики и реализацией мер, принимаемых в части улучшения администрирования и увеличения собираемости. Доля ненефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета вырастет с 64,4% в 2021 году до 66,8% в 2024 году».

В структуре ненефтегазовых доходов традиционно основная доля поступлений приходится на налог на добавленную стоимость. В 2022 году внутренний НДС принесет в бюджет 5,3 трлн рублей, а ввозной — 3,7 трлн рублей, в 2023 году это будет 5,8 и 3,9 трлн, а в 2024-м — 6,3 и 4 трлн рублей. Вторым по объему собираемости в казну значится налог на прибыль. Его сборы запланированы в объеме 1,4 трлн рублей (2022 год), 1,5 трлн рублей (2023 год) и 1,6 трлн рублей (2024 год).

Статьи расходов

На реализацию национальных проектов в ближайшие три года в бюджете запланировано более 8,8 трлн рублей. Наибольшее финансирование предусмотрено для нацпроекта «Демография». На него в общей сложности в этот период будет выделено около 2,6 трлн рублей (751,5 млрд рублей — в 2022 году, 881,3 млрд рублей — в 2023 году и 957,3 млрд рублей — в 2024-м). За ним следуют национальные проекты «Безопасные качественные дороги», куда в 2022–2024 годах планируется направить свыше 1,3 трлн рублей бюджетных ассигнований (331,7 млрд рублей — в 2022 году, 445,8 млрд рублей — в 2023-м и 544,8 млрд рублей — в 2024 году), и «Здравоохранение», на который за три года потратят 950,9 трлн рублей (в 2022 году — 342,9 млрд рублей, в 2023-м — 303,3 млрд рублей, в 2024 году — 304,6 млрд рублей).

Самый «дорогой» раздел финансового плана правительства — «Социальная политика». На него в 2022–2024 годах планируется потратить почти 18,5 трлн рублей. В 2022 году на «социалку» уйдет 5,8 трлн рублей, на 2023-й и 2024-й запланировано по 6,3 трлн рублей. По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела «Социальная политика» составит в 2022 и 2023 годах — 4,4 %, в 2024 году — 4,2%. Правда, из-за поэтапного отказа от антикризисных мер поддержки доля социальных ассигнований в общем объеме бюджетных трат сократится. Если в 2021 году она должна составить 26,5%, то в 2022, 2023 и 2024 годах — 24,6, 25,5 и 25,3% соответственно.

На втором месте — расходы на национальную оборону. Ассигнования по одноименному разделу федерального бюджета на 2022 год заложены в размере 3,5 трлн рублей, в 2023-м они составят почти 3,6 трлн рублей, а в 2024 году увеличатся до 3,8 трлн рублей. На третьем месте — национальная экономика, на поддержку и развитие которой в следующие три года планируется выделить в общей сложности 10,6 трлн рублей, на четвертом — расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Затраты по этой статье в 2022–2024 годах превысят 8,7 трлн рублей.

Общая сумма государственного финансирования по разделу «Образование», согласно проекту федерального бюджета, в следующие три года составит 3,8 трлн рублей. На здравоохранение в этот же период будет выделено около 3,7 трлн рублей.Б