Ценности образования

«БОСС» в помощь | Исследование
Текст | Анна ФОМИНА

16 лет назад россияне считали хорошим образованием то, что учит учиться. Сегодня — что формирует профессиональные навыки.

Сервис по поиску высокооплачиваемой работы Superjob выяснил, как изменились представления наших соотечественников о хорошем образовании. В опросе, проводившемся Superjob с 22 октября по 15 ноября 2021 года, приняли участие 1600 представителей экономически активного населения из всех округов страны.

Исследование показало, что в престиже высшего образования чаще убеждены россияне с высоким доходом. При этом под словосочетанием «хорошее образование» сегодня намного чаще, чем в середине нулевых, понимается образование, которое формирует ключевые навыки и компетенции.

Под словосочетанием «хорошее образование» почти каждый второй опрошенный (49%) понимает обучение, которое формирует навыки и ключевые компетенции: «Оно закладывает фундамент будущей профессии». Для 36% респондентов — это прежде всего образование, которое учит приобретать знания самостоятельно всю жизнь: «В современном мире важно не столько обладание какими-то знаниями и умениями, сколько умение постоянно учиться». По мнению каждого десятого участника опроса (10%), хорошее образование — это престижный вуз или престижный факультет: «Одно дело — учиться в провинциальном институте, совсем другое — в университете, который входит в сотню лучших в мире» — среди самых популярных аргументов.

Женщины чаще, чем мужчины, полагают, что хорошее образование — то, что формирует ключевые навыки и компетенции (так считают 54% респонденток и 44% опрошенных мужчин). Представителям сильного пола более близка позиция, что хорошее образование учит получать знания всю жизнь (с этим согласны 40% опрошенных мужчин против 32% женщин). «Хорошее образование учит учиться самостоятельно» — чаще других этой точки зрения придерживаются россияне с доходом свыше 80 тыс. рублей (44%). На важность выбора престижного вуза, как правило, указывают люди старше 45 лет (13%).

Superjob обращает внимание, что в 2005 году сервис проводил аналогичное исследование (с таким же объемом выборки), и констатирует, что за прошедшие 16 лет представления наших соотечественников о том, что такое хорошее образование, существенно изменились. В частности, в полтора раза более распространенным стало мнение, что хорошее образование — это прежде всего формирование ключевых навыков и компетенций. В середине нулевых так считал только каждый третий опрошенный (при этом более 52% заявляли, что хорошее образование — то, что учит «самообразовываться» и учиться всю жизнь). Сейчас же, напоминает сервис, с этим согласна почти половина респондентов.

Престижно ли сегодня иметь высшее образование? Утвердительно на этот вопрос ответили 63% участников опроса, отрицательно — 21%. Свою позицию скептики объясняют «девальвацией» высшего образования: «Это стало нормой. Диплом есть у большинства, но это не всегда означает высокую квалификацию» — цитируют авторы исследования одно из самых распространенных мнений.

Престиж высшего образования чаще признают женщины (их 69% против 56% придерживающихся этой точки зрения мужчин), а также респонденты с доходом свыше 80 тыс. рублей в месяц и те, у кого есть высшее образование (по 66% на каждую группу). Тех, кто отрицает ценность диплома бакалавра или специалиста, больше всего среди россиян со средним профессиональным образованием (31%).Б