Четыре шага и их последствия

БОСС-политика | Общество
Текст | Сергей КОМАРОВ
Фото | pixabay.com

В прошедший под знаком пандемии 2020 год российские власти приняли три решения и выступили с одной инициативой, которые будут долго сказываться на социальной политике. Мнение экспертов Высшей школы экономики (ВШЭ).

Высшая школа экономики в конце апреля опубликовала свой регулярный «Мониторинг социально-экономического положения и социального самочувствия населения», где представлен анализ ситуации в стране по итогам 2020 года. Авторы исследования — сотрудники Института социальной политики: проректор ВШЭ Лилия Овчарова, заведующая
Центром анализа доходов и уровня жизни института Алина Пишняк, преподаватель и эксперт Марина Красильникова. Пандемия коронавируса — основной фактор, определивший социальные и экономические результаты 2020 года, констатируют эксперты. В то же время они обращают внимание на четыре ключевые решения и инициативы государства, непосредственно не связанные с противостоянием эпидемии, но имеющие долговременные последствия для формирования и реализации социальной политики в России.

Первое — это решение правительства о создании единого цифрового реестра (регистра) граждан (Федеральный закон от 8 июня 2020 года №168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации»), оператором которого станет ФНС. Авторы мониторинга называют это важным шагом для создания «социального казначейства» — «всеобъемлющей системы социальной помощи населению, которая позволит в полной мере реализовать адресный подход, поскольку единый реестр станет беспрецедентно полным источником персональной информации о каждом гражданине».

Второе — пересмотр способа определения величины прожиточного минимума и МРОТ. (Федеральный закон от 29 декабря 2020 года №473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».) Новый подход подразумевает отказ от расчета прожиточного минимума на основе статистической стоимости потребительской корзины и определение его как части (44,2%) среднедушевого дохода. По мнению экспертов ВШЭ, переход от абсолютного (по потребительской корзине) к относительному (доле
от медианного дохода) критерию определения черты бедности означает перевод политики по сокращению бедности на уровень решений об уровне жизни всего населения страны, а не только его беднейших слоев. Ведь сокращение доли бедного населения в новом определении невозможно без существенного снижения дифференциации денежных доходов всего населения.

Третье — изменение в налогообложении населения. А именно повышение с 13 до 15% ставки НДФЛ для граждан с доходами выше 5 млн рублей, налог на проценты по депозитам, превышающим 1 млн рублей. Эти нововведения авторы мониторинга оценивают критически, указывая, что на фоне незавершенной реформы накопительной пенсионной системы они могут затруднить реализацию личных стратегий пенсионных накоплений, так как снижают привлекательность самой массовой формы сбережений.

Четвертое — анонсированная ЦБ РФ инициатива по введению «цифрового рубля», дополнительной форме национальной валюты, которая должна совместить преимущества наличной и безналичной форм. Эксперты ВШЭ обращают внимание на то, что начало общественных дискуссий о «цифровом рубле» совпало с одной из самых знаковых реакций населения на карантинные ограничения — ростом спроса на наличные деньги.Б