И снова о реновации

БОСС-политика | Сюжет месяца/Законопроекты
Текст | Ольга КАЛИНИНА
Фото | pixabay.com

Вызвавший немало споров законопроект о «всероссийской реновации» успешно прошел первое чтение. Впереди — его доработка.

С оглядкой на столицу

Законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о совершенствовании института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья)» поступил на рассмотрение нижней палаты парламента в середине сентября. Он подготовлен группой сенаторов — вице-спикером Совета Федерации Николаем Журавлевым, председателем Комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олегом Мельниченко, его первым заместителем в этом комитете Андреем Шевченко и депутатом Госдумы, руководителем парламентского Комитета по транспорту и строительству Евгением Москвичевым.

Новая законодательная инициатива также известна как законопроект о «всероссийской реновации», поскольку в документе, несмотря на то что в нем ни разу не упоминается слово «реновация», есть явные отсылки к московскому опыту реализации одноименной программы по расселению из ветхого и аварийного жилья. Ранее с предложением распространить программу реновации на все регионы страны, разработав закон, в котором в том числе были бы заложены экономические механизмы для ускоренного решения проблемы ветхого жилья, выступала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Документ предполагает внесение поправок в Градостроительный, Жилищный и Земельный кодексы РФ. Основная его цель — ускорить выполнение программы расселения ветхого и аварийного жилья в России.

В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что он предусматривает единый механизм комплексного развития территорий (КРТ) с разными основаниями принятия решений для аварийного жилья, жилья, подлежащего сносу, реконструкции по адресным программам и для промышленных территорий. К территориям комплексного развития авторы инициативы предлагают отнести земельные участки, не менее чем на 50% занятые аварийным или иным жильем, подлежащим сносу, реконструкции, промышленной зоной. При этом оговаривается, что в случае реновации промзон в границы территории не могут включать жилые дома.

Решение о комплексном развитии территории по предложениям органов государственной власти регионов вправе принять Правительство РФ. Подобные полномочия могут получить и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Кроме того, законом или иным нормативным правовым актом региона ими могут быть наделены органы местного самоуправления.

Программа по сносу и реконструкции

При этом региональные власти получают полномочия составлять адресные программы по реконструкции и сносу многоквартирных домов, на основании которых может быть принято решение о комплексном развитии соответствующей территории.

«Адресная программа по сносу и реконструкции многоквартирных домов (далее также программа по сносу и реконструкции) направлена на обновление среды жизнедеятельности и создание благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда на территории субъекта Российской Федерации, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства, устанавливает очередность сноса или реконструкции многоквартирных домов, включенных в указанную программу» — такое определение авторы законодательной инициативы предлагают внести в Жилищный кодекс РФ.

Выполнение программы по сносу и реконструкции многоквартирных домов регионы (либо муниципальное образование, в границах которого осуществляется деятельность по комплексному развитию территории) могут осуществлять самостоятельно или посредством передачи ими полномочий специально созданным для этих целей юрлицам.

Для комплексного развития территорий предлагается привлекать инвесторов — через аукционы, организаторами которых могут выступать исполнительный орган государственной власти (или орган местного самоуправления), принявший решение о комплексном развитии территории, либо действующая на основании договора с ним специализированная организация. Принять участие в этих торгах могут компании, имеющие как минимум трехлетний опыт участия в строительстве многоквартирных домов, общая площадь которых в совокупности составляет не менее 5 тыс. кв. м.

К обязательствам инвесторов, взявшихся за комплексное развитие территорий с жилыми зонами, планируется отнести, в частности, строительство и передачу властям коммунальной, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры на территории.

Права собственников

Отмечается, что при формировании реализации программ по сносу и реконструкции жилых домов региональные власти обязаны учитывать мнение местных жителей. Так, для решения о включении дома в программу требуется одобрение двух третей собственников или арендаторов квартир в нем. Для того чтобы исключить дом из программы по сносу и реконструкции, нужно более одной трети голосов. Порядок определения лиц, имеющих право на участие в голосовании, и порядок учета их голосов устанавливается регионом.

Собственникам и нанимателям в сносимых домах должны предоставляться равнозначные жилые помещения (с не меньшим числом комнат и жилой площадью, в том же населенном пункте, городском округе, а если тот имеет внутригородское деление — в том же районе). За дополнительную плату они могут приобрести жилые помещения большей площади и (или) жилые помещения, имеющие большее количество комнат, чем предоставляемые им равнозначные жилые помещения. Кроме того, собственники имеют право потребовать предоставить им не равнозначное помещение, а равноценную квартиру или получить денежное возмещение. Права на выплату денежного возмещения не имеют собственники квартир с обременением (ипотекой) или если в квартире проживают несовершеннолетие, недееспособные или ограниченно дееспособные люди.

В случае если договор о переходе права собственности на жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, включенном в программу, не был заключен в течение 90 дней с момента получения его собственником, решение вопроса о переселении будет решаться через суд.

Нежилые помещения в домах, вошедших в программу сноса и реконструкции, принадлежащие частным собственникам, подлежат изъятию, а их владельцам полагается компенсация.

Много замечаний

С момента появления законопроекта в Государственной думе споры о нем не утихали. Против новой инициативы выступили как часть депутатского корпуса, так и ряд представителей экспертного сообщества.

В частности, отрицательное экспертное заключение по нему дал Совет при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. В выпущенном по этому поводу сообщении пресс-службы консультационного органа приводились слова главы совета, председателя Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова, что основное принципиальное замечание к законопроекту — его направленность на принудительное ограничение и лишение права собственности, неприкосновенность которого гарантирована Конституцией. «В целях соблюдения максимальных гарантий защиты права частной собственности, согласно ст. 35 Конституции РФ и ст. 1 протокола № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, необходимо соблюдать следующие требования в случае их принудительного ограничения или прекращения: наличие значимого публичного интереса, который не может быть удовлетворен иначе; равноценное и предварительное возмещение; соблюдение порядка, установленного федеральным законом; независимый судебный контроль. Однако в законопроекте эти гарантии отражены не в полной мере. Проект не обеспечивает в должной степени имущественные и жилищные права граждан и во многих аспектах не позволяет улучшить их жилищные условия», — констатировал он.

Кроме того, Павел Крашенинников отмечал, что положения законопроекта перекликаются с Законом о реновации в г. Москве. «Однако этот закон принят относительно недавно, и программа реновации еще не успела полноценно быть опробованной на практике. К тому же эта программа во многом обусловлена спецификой градостроительного и жилищного регулирования в г. Москве, а также финансовыми и другими материальными возможностями ее участников, поэтому слепое копирование положений Закона о реновации вряд ли сможет обеспечить надлежащую правовую основу для регулирования программы сноса и реконструкции многоквартирных домов во всей России. При этом законопроектом не совершенствуется система переселения граждан из многоквартирных домов, подлежащих сносу, а даже во многом уменьшаются гарантии защиты их жилищных прав по сравнению с Законом о реновации», — подчеркивал он.

Законопроект вызвал нарекания и у Фонда «Институт экономии города». В своем заключении эксперты фонда указали, что «законопроект не только сохраняет все отрицательные моменты существующего регулирования комплексного развития территорий, не нашедшего применения на практике, но и усугубляет проблемы развития застроенных территорий». Среди основных претензий к законопроекту названы слабая градостроительная обоснованность необходимости реализации проектов КРТ, нарушение имущественных и жилищных прав граждан, а также нарушение базовых принципов и документов градостроительного регулирования.

Близкие выводы содержатся и в экспертном заключении рабочей группы по вопросам пространственного развития и градостроительной политики Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, призвавшего Думу доработать законопроект.

Нет согласия

В Государственной думе законодательную инициативу критиковали представители фракции «Справедливая Россия», напоминая, что подготовленный ее представителями альтернативный законопроект уже два года находится на рассмотрении нижней палаты парламента. Законопроект «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации», авторами которого выступили председатель партии «Справедливая Россия» и руководитель ее думской фракции Сергей Миронов и председатель Комитета Государственной думы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская, поступил на рассмотрение в сентябре 2018 года.

В нем также изложены предложения по регулированию сноса и реконструкции многоквартирных домов в масштабах всей страны в рамках принимаемых субъектами Российской Федерации адресных программ. Одно из отличий этого законопроекта от новой законодательной инициативы — это большее внимание к интересам местных жителей. В частности, предлагалось, что решение о включении дома в программу может быть принято, только если за это проголосуют все собственники жилья.

Говоря о новой законодательной инициативе, в «Справедливой России» указывали, что законопроект выгоден в первую очередь крупным застройщикам и серьезно ущемляет право собственности на жилье. «Мы будем голосовать против законопроекта, который вносят сенаторы и депутат Москвичев. Потому что в этом законопроекте предлагается, что нормы, определяющие, какой многоквартирный дом подлежит реконструкции и реновации, устанавливают субъекты РФ. Мы реалисты и знаем, что вместо реально ветхих аварийных домов под эту программу начнут массово попадать дома, которые находятся в хороших частях города, где подведена вся инфраструктура, чтобы было выгодно застройщику, а не людям», — приводит пресс-служба «Справедливой России» слова Сергея Миронова, сказанные журналистам незадолго до первого чтения нового законопроекта в Госдуме.

Против законопроекта также выступал ряд депутатов КПРФ, ЛДПР и «Единой России».

Выйти на консенсус

Первое чтение законопроекта о совершенствовании института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья прошло 17 ноября.

На том же заседании был рассмотрен и отклонен альтернативный законопроект «Справедливой России».

Видеотрансляция пленарного заседания велась на сайте Государственной думы.

Участие в обсуждении принял заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин. Он уточнил, что в целом правительство поддерживает законопроект, но считает, что есть детали, которые нуждаются в дальнейшей доработке, и попросил депутатов не затягивать с рассмотрением его в первом чтении. По словам вице-премьера, закон должен быть принят как можно скорее. Пять регионов благодаря поддержке президента в ближайшее время закончат программу расселения аварийного жилья, которая была принята по домам, признанным аварийными до 1 января 2017 года. Это Магаданская область, Карачаево-Черкесская Республика, Саратовская область, Чеченская Республика и Сахалинская область. Закон необходим регионам, чтобы начать новую программу расселения аварийного жилья, пояснил Марат Хуснуллин. Он подчеркнул, что власти всех 85 российских регионов одобрили законопроект.

Кроме того, вице-премьер отметил, что, согласно расчетам правительства, только на начальном этапе, в первые десять лет реализации, программе комплексного развития территорий потребуется 2 трлн рублей — это средства застройщиков и деньги из региональных, муниципальных и федерального бюджетов.

Законопроект был принят большинством голосов, «за» проголосовало 303 депутата.

Спикер Государственной думы Вячеслав Володин убежден в значимости принятия закона до конца года. Он напомнил, что законопроект вызвал неоднозначную реакцию в депутатском корпусе, однако, по его словам, «важно, чтобы законопроект решал проблемы граждан. И в этой связи мы не имеем права на ошибки, поэтому мы сближаем позиции». Сейчас, по мнению Вячеслава Володина, можно сказать, что по ряду ключевых положений удалось найти консенсус. Спикер Госдумы также попросил Марата Хуснуллина провести встречи по законопроекту во фракциях и в рамках двух профильных комитетов Госдумы — Комитета по транспорту и строительству и Комитета по жилищной политике и ЖКХ.

Вице-премьер в ответ заверил, что готов поработать со всеми разработчиками в подготовке документа ко второму чтению и максимально учесть все замечания.

На доработку законопроекта о комплексном развитии территорий и внесение в него поправок депутатам предоставлено 30 дней.Б