Как облачные решения меняют бизнес

БОСС в помощь | Технологии
Текст | Ольга МУРАВЬЕВА
Фото | pixabay.com

Сейчас облачными технологиями в той или иной степени пользуются в разных отраслях бизнеса. Причем эти решения имеют для компаний гораздо большее значение, чем может показаться на первый взгляд. Какие задачи помогают закрыть облачные решения, разберемся вместе с экспертами.

Организация работы по проекту и коммуникации между участниками

Технологически продвинутым распределенным командам облачные решения позволяют изначально построить культуру удаленной работы. А средним и небольшим компаниям, у которых недостаточно ресурсов для выстраивания собственной качественной инфраструктуры и серверных мощностей, они дают возможность делегировать «облаку» часть своей работы. В этом уверен технический директор (Chief technical officer, СТО) облачного сервиса Granatum Solutions Андрей Малыгин.

Руководитель отдела BIM-технологий компании «Метрополис» Светлана Пархоменко отмечает, что облачные технологии в проектировании уже неотъемлемый инструмент работы при реализации и согласовании проектов.

«Данные решения помогают нам организовать прозрачную и понятную коммуникацию между всеми участниками проекта, организовать удобный документооборот и настроить необходимые согласования документов. В настоящий момент стандарт в области проектирования зданий и сооружений в плане использования облачных технологий — это облачные сервисы BIM 360 от компании Autodesk. Этот облачный сервис имеет несколько реализованных кейсов от создания документооборота до реализации самого проекта, — поясняет Светлана Пархоменко. — Пандемия не застигла нас врасплох даже при переходе всего коллектива на удаленный режим. Проекты, над которыми велась работа, были выпущены в срок и с надлежащим качеством».

Изменение способа управления IT-проектами

Вице-президент по технологиям компании Sigfox Россия Янн Штрауб считает, что облачные технологии позволяют полностью изменить способ управления IT-проектами — перейти на модель OPEX, то есть оплату реального потребления, которая уже не требует значительных инвестиций, и сократить срок выхода на рынок новых разработок. Тем не менее переход компаний на «облако» идет небыстрыми темпами.

«Чтобы облачные технологии внедрялись активно, самые большие изменения должны произойти в отношении людей к этим технологиям и способу работы. Пандемия COVID-19 показала, что облачные технологии — наиболее устойчивое решение для обеспечения безопасности бизнеса. Так как они управляются специализированными компаниями с очень сильным SLA, переход с внутреннего сервера на внешний абсолютно прозрачный, сохраняется тот же уровень сервиса и безопасности, обеспечивая бизнесу возможность работать больше, в том числе за счет объема резервного копирования. Кроме того, гибкость облачных решений позволяет компаниям достичь двойного целевого роста в течение целевого периода, что было бы невозможно в мире CAPEX», — уточнил Янн Штрауб.

Управление фидбеком

Основатель компании по обжарке кофе Torrefacto Илья Савинов полагает, что облачные системы управления взаимоотношениями с клиентом (CRM) могут стать удобным средством аналитики предпочтений покупателей. Анализируя эти данные, компания может скорректировать предложение и повысить продажи.

«Важно понять, что CRM-система — это не волшебная палочка, которая увеличивает продажи, а рабочий инструмент, позволяющий выстроить и поддерживать долгосрочные отношения с каждым клиентом. Особенно актуальна роль CRM с учетом того, что далеко не во всех отраслях компания получает прибыль уже с первого заказа клиента. Задача CRM-системы — собирать и хранить данные. Причем не только о самих клиентах или их заказах, а также важные для потенциальных продаж сведения: какие товары просматривал клиент, что он добавил в избранное и т. д. Из этой информации складывается картина потребностей каждого клиента и история взаимодействия с ним. Накопленные сведения помогают компании задействовать весь комплекс инструментов для повышения повторных продаж, возврата клиента, увеличения среднего чека и т. д.

Наличие CRM-системы в компании обязательно также, если компания хочет понимать, насколько эффективна ее рекламная деятельность в интернете. Системы сквозной аналитики интегрируются с CRM и позволяют оценить прибыль, полученную с заказов, привлеченных через разные рекламные каналы», — поясняет Илья Савинов.

Сокращение текущих расходов бизнеса

По мнению Янна Штрауба, помимо надежности облачные решения позволяют бизнесу существенно сэкономить.

«С чисто технической точки зрения использование «облака» позволяет сократить срок первоначальной разработки минимум на два-три месяца за счет того, что все уже готово и не нужно самостоятельно настраивать приложения, систему мониторинга и контроля. Текущие расходы уменьшаются автоматически. К тому же облачные технологии позволяют расширить визуализацию активов компаний и контролировать гораздо больше, чем было доступно ранее», — говорит вице-президент по технологиям компании Sigfox Россия.

В качестве примера эксперт приводит результаты оценки для некоторых проектов компании, в которых с помощью облачной технологии решения «под ключ» начинаются менее чем за 10 евро в год за одно устройство. Если речь идет об одной тысяче устройств, то это менее 10 тыс. евро, что выходит гораздо дешевле, чем иметь внутренние ресурсы по построению, тестированию, наращиванию и обслуживанию целых решений. Такой же проект с локальной установкой Data-центра, по их подсчетам, обошелся бы по крайней мере в два раза дороже.

Государство на стороне «облаков»

Зачастую вопрос безопасности становится препятствием для использования облачных технологий. Екатерина Крайванова, сооcнователь сервиса аренды вещей Next2U, считает, что бизнес пока не доверяет законам о защите цифровых данных.

«95% прокатов, с которыми мы работаем как агрегатор и сервис аренды вещей, не готовы вести «цифровой» учет и внедрять автоматизацию в управлении, даже несмотря на разработанную специально для них облачную систему управления прокатом. Для бизнеса готовность законодательства РФ к цифре — это «Кот Шрёдингера», который непонятно существует или нет. Однако, пока люди не начнут активно использовать цифровые сервисы, готовность законов можно оценить только гипотетически».

Тем не менее Екатерина настроена оптимистично: «Министерство обороны встало на путь цифровизации. Шойгу подписал дорожную карту по переводу конструкторских разработок ВПК в цифровой вид 3Д-модели. А так как 50% экономики работает на оборонку, то Министерство обороны из сдерживающего фактора способно превратиться в драйвера цифровизации всей страны».

Безопасный переход в «облако»

Андрей Малыгин из Granatum Solutions дает несколько конкретных рекомендаций, которые помогут руководителям компаний сделать переход в «облако» максимально безболезненным и минимизировать риски:

  1. Защита конфиденциальной информации — это зона ответственности самой компании на всех уровнях, от руководителя до рядовых сотрудников. У команды должно быть четкое понимание того, о чем можно и нельзя говорить. Проведите обучение, составьте инструкции, проиграйте ситуации с возможной утечкой данных из разговоров и переписок, представьте, что об этом написали СМИ либо данная информация попала к конкурентам, и посмотрите, чем это может грозить компании.
  2. Для шифрования трафика обычно бывает достаточно SSL/TSL, но обязательно нужно учитывать актуальность сертификатов. Можно использовать VPN, тем самым практически полностью гарантировать безопасность трафика при перемещении по незащищенному каналу.
  3. Четко прописывайте параметры SLA и проверяйте, что облачный сервис действительно размещен в нескольких дата-центрах.
  4. Внимательно читайте договор: без вашего согласия использование ваших данных противозаконно.
  5. При выборе поставщика на основании открытых и закрытых источников изучите историю компании, ее репутацию на рынке, проверьте сертификаты, наличие прецедентов утечек данных и их реакцию. Ошибаться могут все — разница в том, какие уроки извлекаются и как минимизируются последствия.
  6. При этом размер и доля компании на рынке не всегда гарантируют более ответственный подход к защите данных в «облаке». Иногда стоит дать шанс небольшим вендорам, которые дорожат каждым клиентом. В любом случае для провайдера репутационные риски от недобросовестного использования данных всегда перевешивают вероятную прибыль от продажи или иного нелегального применения. Поэтому можно рассчитывать на деловую этику и здравый смысл контрагента, параллельно максимально обезопасив себя юридически.

Будущее облачных технологий

Как считает Андрей Малыгин, облачные технологии будут активно использоваться в сфере образования — как профессионального, так и высшего.

«Бизнес, который будет продавать действительно классные образовательные услуги в онлайне, может на этом фоне хорошо взлететь. Также новый импульс получат аутсорсинг услуг или работ, которые можно перенести в «облако». Если раньше это казалось проблематичным, с новыми технологиями все становится проще», — заключает CTO облачного сервиса для удаленной работы Granatum Solutions.

Светлана Пархоменко уверена, что в сфере проектирования использование облачных технологий будет только расти, сокращая время взаимодействия между всеми участниками процесса.

«Статистика показывает, что на согласование данных по проекту уходит огромное количество времени, а внесение изменений занимает до 60% времени, потраченного на его создание. Именно поэтому своевременное представление актуальных данных для всех участников проекта ведет к сокращению ошибок в нем, а также к сокращению срока проектирования», — подчеркивает руководитель отдела BIM-технологий компании «Метрополис».Б