Кадры решают

А что они решают? Вождь народов считал, что всё. И, пожалуй, в этом с ним можно согласиться.

Но решают они всё, если они на своем месте, если хорошо подготовлены, если мотивированы не только материально, но и имеют карьерные перспективы, или, как теперь модно говорить, для них действуют социальные лифты и еще много «если».

Так ли это сейчас? Безусловно, не совсем так. Но и не только сейчас. Сегодня принято стонать по поводу того, как же, мол, деградировало высшее, да и среднее образование, особенно среднее специальное. «Вот в Советском Союзе было образование…»

Ну, скажем, насчет всеобщего среднего образования можно в чем-то согласиться: да, в СССР среднее образование было поставлено лучше, была система, учителя работали на совесть, в школах была дисциплина, и исключение из школы становилось если не трагедией, то как минимум драмой. Кругозор выпускников школы был намного шире, чем сейчас. Но и это все, скорее, из разряда «вот раньше было…» На самом деле и учителя работали по-разному, и ученики: кто хотел и любил учиться, тот получал знания, расширял кругозор, а кто не хотел, имел знания на уровне «политика царя была велоромная».

Другое дело, что теперь царит разнобой в школьных программах, учебниках, даже в интерпретациях истории, систему школьного образования и системой-то не назовешь. И это весьма прискорбно. Однако это общемировая тенденция. Что, в так называемых развитых странах лучше? Да еще хуже! И там, чтобы получить хорошее образование, родители отдают детей в элитные школы (где, кстати, условия «проживания» лучше, а вот качество образования не всегда).

Как, собственно, и у нас. А что с высшим образованием, которое должно готовить те самые кадры? Опять посмотрим, хорошо ли с этим обстояло в СССР. Да, вузовское образование было более системным. Но выпускники тоже выходили из стен вузов не готовыми к практической работе, особенно из технических вузов. Редко кто мог сразу включиться в реальную практическую деятельность предприятий, и в основном это были те, кто уже имел довузовский опыт работы или хотя бы техникум за плечами.

Ныне с высшим образованием много проблем. Они возникли и как результат крушения всего хозяйственного механизма страны в 1990-е, и из-за финансирования по остаточному принципу, и вследствие необдуманных (если не сказать хуже) реформ высшей школы, продвигавшихся в «нулевых» руководством образовательных ведомств.

Хотя и говорить, что ничего не делается в этом направлении, несправедливо. Несмотря на зачастую непродуманную нормотворческую и регуляторную активность, многие вузы совершенствуют структуру, учебные программы, стараются приблизить их к практике, чтобы готовить те самые кадры, которые будут решать всё.

Наглядным примером такого вуза служит Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. Интервью с его молодым, энергичным ректором вы можете прочитать на страницах нашего журнала.

©Юрий Кузьмин

Издатель