Василий ГОЧ: новой экономике необходимы Творчество и человек, открытый переменам и преобразованиям

БОСС-профессия | Развитие бизнеса
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН; архив В. П. ГОЧА

Философ и методолог Василий Павлович Гоч вместе со своими коллегами сформулировал новые концепции экономики и управления — тотальную теорию экономики и тотальную теорию дела. Об этих концепциях он рассказал нашему журналу.

— Василий Павлович, чем ваша концепция отличается от того понимания экономики, что было раньше?

— Давайте начнем с дефиниций. Экономика — от др.-греч. οἰκονομία, буквально — «искусство ведения домашнего хозяйства». Под экономикой понимается хозяйственная деятельность человеческого общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Кроме того, это совокупность общественных наук, изучающих производство, распределение и потребление товаров и услуг. В русском языке и то, и другое называется «экономикой». А в английском есть термины economy и economics.

Понятие «экономика» введено в IV веке до н.э. Ксенофонтом, который называл ее «естественной наукой». Как наука экономика выделилась в XVIII веке с выходом в свет книги Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году.

При этом в стремлении осмыслить происходящие перемены в мировой экономике наука не смогла определить единую (общую) цель экономики и единый экономический порядок. Основной вопрос науки экономики — противоречие между безграничностью потребностей людей и ограниченностью природных, производительных и человеческих ресурсов для их удовлетворения. Каждая экономическая система вынуждена совершать основной выбор, продиктованный ограниченностью ресурсов: что, как и для кого производить.

Эффективность — главный критерий выбора того, как производить. Для хозяйственника эффективность производства оценивается минимальными затратами, усилиями и потерями. Экономисты же используют термин «экономическая эффективность», обозначающий такое положение дел, при котором всякие изменения, более полно удовлетворяющие желаниям одного человека, не наносят ущерба удовлетворению желаний другого человека.

С точки зрения экономистов, если существует способ улучшить ваше положение, не нанося никому ущерба, то проходить мимо такой возможности неэффективно. Кроме того, когда существует способ улучшить положение обеих сторон, не пользоваться такой возможностью — расточительство.

Вопрос «для кого производить?» онтологически связан с Благом — высшим проявлением блага. Карлу Марксу удалось найти благо в потребительной стоимости товара. Дальнейшие поиски блага в экономической теории, то есть определение ценности блага, поставили ее в зависимость от количества, и такая ценность блага определяется «запасом» данного продукта и потребностью в нем.

Однако согласно герметическим принципам полезность в отношении стоимости нельзя отождествлять с объективными свойствами Блага. В экономической теории благо — все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить им пользу, доставлять удовольствие.

В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, обладая ценностью, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле подразумеваются все имущественные блага. Хотя предмет признается благом только при наличии и совпадении следующих четырех условий: человеческая потребность; свойства предмета делают его годным быть поставленным в причинную связь с удовлетворением этой потребности; познание человеком этой причинной связи; возможность распоряжаться предметом таким образом, чтобы действительно употреблять его для удовлетворения этой потребности.

— Предмет становится благом, лишь когда совпадают эти четыре условия?

— Да. Из четырех условий экономическая теория владеет только одним — условием номер два, да и то частично, в чисто прикладном употреблении. Человечество еще не знает Закона Причинности, который был разработан нами в 1999 году, поэтому никак не может ставить свойства предмета в причинную связь с удовлетворением потребности.

Категория Блага онтологична, то есть Благо возможно нарабатывать, и оно распространяется на все планы Бытия. В связи с этим Благо не является личной ценностью и потому объективно. Ценность через осуществление обладает метаморфозами подобия, что и определяет ее Благо.

— Что понимается под Благом в Тотальной науке?

— Благо в Неклассической тотальной науке (НТН) — форма проявления творческого Потенциала, результат действия которого — преображение Божественной Природы Вещей. Высшее Благо для человека — Божественное Присутствие в нашей жизни и сама Жизнь как атрибут Бога.

Благо появляется в деятельности как воплощение замыслов Со-Творчества. Чем большим Благом обладает человек, тем бесценнее его труд и тем меньше мера его труда, выраженная в деньгах. У человека, находящегося в Единстве, Благо не взять («заходи и черпай»). Достижение Блага закономерно лишь через внутреннюю работу.

Попытки улучшения распределения блага посредством обмена утопичны и вызывают войны. Правила распределения блага влияют на образ действий субъектов производства и на предпринимательские стимулы.

Следующий аспект — справедливость в распределении. Согласно концепции равенства все люди заслуживают того, чтобы получить свою порцию товаров и услуг, производимых экономикой. А вот мера этой порции разная: доход и богатство должны распределяться поровну; люди имеют право на «минимально необходимый» уровень дохода, а всякий излишек этого уровня распределяется по-другому; определенные блага — услуги, пища и образование — распределяются поровну, но другие товары могут распределяться не поровну; соблюдение равенства возможностей: если соблюдены принципы частной собственности и отсутствует расовая и половая дискриминация, то возникшее распределение на их основе считается приемлемым.

Важнейший элемент концепции — согласование экономических выборов. Чтобы экономика функционировала, она должна обладать неким способом согласования выборов и действий миллионов людей. Существуют два основных способа координации. Во-первых, стихийная координация, когда индивидуумы приспосабливаются к условиям, основываясь на информации и стимулах их непосредственного окружения. Это называется рынок. Во-вторых, иерархия, когда индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти. Примеры — решения, принимаемые внутри частных фирм и правительственных учреждений.

Рынок есть любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли. У всех рынков одна общая черта: они представляют информацию и стимулы, нужные людям для принятия решений. Рынки передают информацию в основном в форме цен.

Конкурентная борьба за ресурс приводит к росту его цены. Рынки с помощью цен осуществляют мощное стимулирование продажи благ и производительных ресурсов.

— Адам Смит видел в рынке основание процветания и прогресса…

— Однако рынок — стихийный порядок поднимает хаос внутри локальных систем, вложенный в них как трансценденция изначальной свободы, вызывая провал рынка. Это рыночная ситуация, при которой равновесие на рынке неэффективно по Парето, то есть механизм рыночного регулирования «невидимая рука рынка» не срабатывает, и провал государства — неспособность обеспечить эффективность и соответствие политики распределения принятым в обществе представлениям о справедливости.

Современное развитие мировой экономики характеризуется высоким уровнем сложности вследствие множества факторов, влияющих на ее структуру. Исследуя каждый фактор в отдельности, а экономическую систему как простое сложение ее отдельных частей, наука окончательно зашла в тупик. Задачи экономики сведены к нахождению оптимального соответствия в распределении материальных благ общества. Если рассмотреть концепцию экономики в целом, любую экономическую систему, то все сводится к распределению материальных благ.

Сейчас не принято разделять способы координации. Плановая экономика и рыночная экономика — две части одной экономической системы. Так, в рыночной экономике сплошь и рядом используется директивное (структурное) управление и планирование. И наоборот: при плановой экономике существует такое понятие, как «цена», и через нее регулируется межотраслевой баланс.

Профессор Кембриджского университета, корейский экономист Ха Джун Чхан в книге «Как устроена экономика» утверждает, что экономика не наука. Это вариант политики, и ни одна из экономических школ ни разу не сумела предсказать реальное развитие событий даже в тех областях, на которые ориентирована.

В ноябре 2008 года королева Великобритании Елизавета II, посещая Лондонскую школу экономики, спросила у экономистов, как они «проглядели» возможность банковского кризиса, «почему никто не смог предвидеть это»? Группа ведущих специалистов направила королеве письмо, в котором извинилась за неумение предсказать финансовый кризис. Главной причиной провала названа «нехватка коллективного воображения у ярчайших умов как в Великобритании, так и по всему миру, которое бы помогло понять риски существующей системы в целом».

А мы в 2007 году теоретически предсказали всеобщий кризис.

— Каким образом?

— Исходя из познания свойств Дао, в котором возникла бифуркация — два равновозможных пути дальнейшего развития: первый — путь духотворения как движение к Творцу, когда человек становится Его образом и подобием; второй — путь живототворения (рождения твари), при котором возникающие формы не одухотворяются Логосом и потому не создают ментальность.

Сложившийся деловой климат — проекция совокупных действий. Очень многие проблемы заложены Западом, инспирированы из-за рубежа. Исследователи отмечают, что идея глобализма терпит крах. Проявились проблемы, связанные с недоразвитостью человека в целом и неразвитостью культуры предприимчивости, творчества. Необходимо также учитывать происходящие в Мире трансформации, несущие как новые возможности, так и новые опасности. Меняется все: климат в прямом смысле слова, климат социальный и экономический и само Бытие.

— Что требуется для адаптации к переменам?

— Тотальный взгляд, системное видение и глубокое понимание происходящего, стратегическое мышление, акцентированное на познании Тотальности. Много веков человечество опиралось в своем взаимодействии с окружающей действительностью и с Миром на рационально-рассудочный компонент. В конце концов это привело к множеству неразрешимых вопросов и противоречий практически во всех областях человеческой деятельности.

Пространство-Время в результате метаморфоз Дао перешло в форму Со-Знания — не просто ледяная Пустота, а живое Дао. Со-Знание по своей творческой возможности и континуальной емкости (мерности) выше, больше, тоньше, глубже Дао.

Физики признали, что Вселенная — «ментальная конструкция», а Наблюдатель создает реальность. Как Наблюдатели, мы участвуем в создании нашей собственной реальности. «Невозможно сформулировать законы квантовой механики полностью и последовательным образом без ссылки на сознание», — писал Юджин Вигнер, лауреат Нобелевской премии по физике 1963 года.

Эффект Наблюдателя работает и в экономике. Вид реальности зависит от уровня сознания Наблюдателя. Сознанию человека дана работа по преображению энергии в Материю. Ибо все, к чему бы ни прикоснулось сознание Наблюдателя, превращается в Материю, но в Материю различной тонкости.

Свойства Материи зависят от акта наблюдения, то есть от состояния сознания Наблюдателя, и в Мире идет процесс преобладания тонких состояний Материи. Сознание человека должно отображать не систему, а нечто целое, Единое, топологически выраженное Образом Дерева. Наблюдателю должен передаваться Совершенный Образ Творения, а не системный отпечаток. При локальном отображении сознание только часть целого, и формируется реальность дискреты, лишенной связей с Высшим. Дискрета существует локально и определенное время, а для ее существования требуются внешние источники.

«Все, что мы называем материей, возникает и существует лишь благодаря силе, которая заставляет вибрировать элементарные частицы и удерживает их вместе, строя из них атомы… Мы должны признать, что за этой силой стоит нечто сознательное и разумное. Это разумное сознание и есть основа материи», — писал Макс Планк.

Форма сознания определяет направление развития бытия: какое сознание формирует человек, так у него сложится жизнь. Формирование сознания завершает этапы Пути, являясь концом определенного этапа и началом следующего. Пока не изменена форма сознания, Путь не изменится. Человеку в своем сознании принадлежит только активность познания, а сама форма есть совместное знание человека и общества, взаимодействие человека и Мироздания.

В НТН сознание — новый социальный инструмент. Организующим принципом Новой Жизни стал Принцип Дерева. Действующий в сознании человека, он представляет собой новый уровень самоорганизации мировой экономики, которая дает возможность развертывания порядка действием Мировой Воли на всех уровнях Бытия.

С трансформацией Дао Материя обрела Единство, в котором экономика — пространственный аспект Материи, а социум — временной. Человек стал центральным звеном экономической системы, а его сознание — непременным условием для перехода Материи на новый путь развития.

Начало любого экономического кризиса — накопление субъективной погрешности в определении величины стоимости. При отсутствии творческого Потенциала трансформация Дао начинается с проявления старых схем, наработок прошлого. После окончания кризиса устанавливается этап стабильного длительного развития (падения или роста), который определяется свойствами Времени.

Трудность нынешнего момента в том, что человечество не может восстановить экономику старыми принципами управления. Новое должно родиться из старого. Однако, по утверждению Эйнштейна, «проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились, когда их создавали».

До методологии НТН сознание человека как категорию экономики в расчет не брали. Экономическую науку мало интересовали пути достижения человечеством духовного развития — здесь она не видела экономического содержания. Тем более науку не интересовал ответ на вопрос: как направить интеллектуальный потенциал человека на развитие себя и окружающего мира?

Переход в новое бытие сам по себе не осуществляется. Требуется Со-Творец, владеющий методологией Причинности, посредством которой он проявляет свой творческий Потенциал в бытии всякой Вещи и тем преображает ее. Именно в Со-Творчестве человек реализует свое лидерство. Само присутствие человека с творческим Потенциалом действует умиротворяюще, успокаивает выбросы хаоса и разряжает силы низшего порядка. Отсутствие творческого Потенциала приводит к формированию инобытия и проникновению в бытие человека более простых форм жизни.

Особенность Нового Цикла Творения — вечное движение Потенциала 0+, осуществляющего непрерывное формообразование в бесконечных континуумах, вновь раскрывающихся в Бытии Со-Творчеством.

В НТН экономика — социальное поле Игры. До глобального кризиса это поле представляло собой смешение логических схем и теорий, не связанных между собой, наращивая потребление.

Развитие интернета культивирует новый тип мышления и закладывает фундамент новой мировой экономической модели, основанной на массовом сотрудничестве. Весь мир занят глобальной экономикой (ее ростом, процессами, происходящими в системе, и т. д.). В штате Википедии работают всего пять человек, а энциклопедию пишут добровольцы.

Школа Причинности создает новое знание, основанное на изучении Мироздания как Тотальности, которое актуализирует качественный переход всего сущего посредством методологии преображения. При этом принцип массового сотрудничества проявляется в коллективной работе на семинарах как Со-Творчество.

Так была проявлена новая организация мировой экономической системы, названная Тотальной Экономикой. Президент Владимир Владимирович Путин обозначил ее как новую экономику: «Нам нужна новая экономика с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе. Нам необходимо выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для нее огромные материальные и кадровые ресурсы».

В основу Тотальной Экономики положена Методология Тотальности, главная особенность которой — приведение живых систем к норме поляризацией их Мировой Волей. Это дает возможность преодолевать внутрисистемные противоречия не в борьбе, а новым движением, новым действием во Времени, которое привносит Творчество и Метаморфозы в экономическую область человеческого бытия и таким образом трансформирует Принцип прогноза в Принцип роста, развития.

При этом традиционные инструменты экономики не отменяются и не теряют своей ценности. Они становятся служебными инструментами, а не руководящими принципами. Изменению подлежит сознание человека, которым воспринимается и творится окружающий мир. Сознание стало новым экономическим инструментом.

— Что необходимо, для того чтобы прийти к новой экономике?

— Поменять подход к реальности. Новой экономике необходимы Творчество и человек, открытый переменам и преобразованиям, участвующий в общественном разделении труда.

Три вещи делают кооперацию ценной: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество. Новая экономика раскрывает духовное Творчество. И где, в какой области его раскроет человек — в самом себе, на работе, в своем пространстве-времени, — все становится важным для всего Творения. Что есть Творчество в экономике? Раскрытие Божественного Порядка. Объектом и субъектом Творчества выступает сознание, которое в Творчестве и творчеством расширяется, охватывая все более тонкие планы Бытия, познавая и организовывая их. «Высшее законодательство должно находиться в нас самих, то есть в нашем рассудке», — писал Иммануил Кант.

Творчество задает новое движение в Материи. Принцип Дерева, действующий через Со-Знание, являет собой новый уровень самоорганизации мировой экономики. Сейчас в экономике есть и вертикальное движение, и горизонтальное. Новое экономическое мировоззрение легко воспринимает кругооборот Единого потока через образ Дерева.

— В чем же преимущество Тотальной Экономики?

— Все методологии рассматривают экономику в различных плоскостях. И одна НТН организующим фактором предложила Мировую Волю, которая соединила эти плоскости воедино: движение по вертикали, а не по горизонтали; бесконечность развития, не циклично, нет возвращения к началу цикла. Поэтому Тотальная Экономика всегда новая. Методология НТН позволяет экономике сразу исходить из многообразия сосуществующих и пересекающихся причинно-следственных связей (Принцип Дерева), над которыми стоит организующий их общий план. Его описание требует многомерной логики.

Основные выводы исследований Тотальной Экономики таковы. Во-первых, переход экономики с уровня организации на уровень самоорганизации становится фундаментальной причиной эволюционного развития экономической системы. Во-вторых, глобальный кризис проявляет соприкосновение с новым уровнем реальности, N-мерной размерностью Бытия. В-третьих, прибавление каждой новой координаты открывает новое пространство многомерности. Новая размерность — результат Со-Творчества в Со-Бытии. В-четвертых, организация любой системы человеческими усилиями неизбежно приводит к кризисному явлению, если в ней отсутствует Творец. В-пятых, Самоорганизующийся Принцип Дерева оживляет экономическую систему подключением ее к общему полю знаний. Здесь включается соучастие Наблюдателя, в результате чего возникает Со-Творчество. Поле самоорганизованной системы простирается в N-мерные пространства Бытия. Характеризуется экологичностью и высокой безопасностью. В-шестых, найдены этапы развития мировой экономики: А. Смит — Карл Маркс — Дж. М. Кейнс — В. В. Леонтьев — Тотальная Экономика.

Самотрансценденция научного мировоззрения в НТН и самоорганизация экономики на основаниях Тотальности создают необходимые условия и формируют Путь перехода человечества ХХI века в Новое Бытие.

— Что это означает для теории и практики менеджмента?

— В менеджменте необходимо делать что-то лучше других и обязательно развиваться дальше, не останавливаясь на достижениях. Духовного менеджмента как понятия не существует, так как в Духовном мире нет конкуренции, но есть простая забота о живущих рядом с тобой и ответственность за свой Путь и идущих за тобой.

— Что такое дело на основе концепции Тотальности?

— В классическом подходе Дело зарождается как мечтания с принятием обязательств по их воплощению, что похоже на строительство воздушных замков. Организация возникает и существует как идея, и основной акцент делается на будущие возможности, что обкрадывает будущее и гасит творческий Потенциал.

В подходе Неклассической тотальной науки (НТН) Дело рождается из одного из шести Источников, выбор которого и формирует будущее Дела. Любое Дело должно нести не просто пользу потребителю, а Благо всем людям. Дело становится Промыслом Божиим при наработке владельцем и/или менеджментом творческого Потенциала 0+ и осуществлении в Деле Сакральной необходимости.

Выход в деятельность требует подготовительного периода, в котором следует изучить накопленный опыт, во время чего человек вступает во взаимодействие с миром. Нужно наличие хотя бы одного источника дела: идея, сила, обладание великим, которое проявляется в совместных действиях единомышленников, творческий потенциал, социальная необходимость, а также сакральная необходимость, которая вызывается тотальными переменами в бытии. Предполагается наличие хотя бы одного из источников. Чем их больше, тем лучше: это увеличивает вероятность успешного дела. Основные критерии готовности человека для запуска дела: ответственность, уникальность умений, воля, наличие наставника, изучение наработанного опыта.

После подготовительного периода наступает пауза, пока приобретенное знание не станет естественным, своим. Снова ожидание подготовки своих внутренних сил, во время которого знания проводятся в будущее и защищаются от противоборствующих сил. Здесь нужна спокойная целеустремленность. После этого человек достигает знания и возможности действия, к чему приходят творческие силы как силы молодости, он готов вынести свои разработки вовне, в социум.

Любое дело увеличит соприкосновение собственной границы бытия и социальной границы. Чем больше Дело, тем больше взаимодействие. Нерешительность и подавленность человека при первом выходе в деятельность вызывают доверие и понимание окружающих. Возникает ситуация борьбы как элемент игры для обучения.

Решительное выступление к деятельности при недоразвитости требует ожидания благоприятного момента, но его надо и не упустить. Необходимо правдивое восприятие — любое искажение вернется бумерангом. Выявится неприспособленность, при этом удар получит противник. Тут важны последовательность и устойчивость. Верность выбранному пути отличает делового человека. Количество соблазнов и предложений будет расти по мере роста Дела. Важно не распылять себя, а доводить задачу до логического конца.

Живой Самосущей моделью Дела выступает команда. При этом успех в работе команды зависит большей частью от центра (точки) сборки — менеджера, тренера, Учителя. Для успешной работы в любой области требуется творческий Потенциал, поэтому создать команду способен исключительно творчески развитый специалист. Он станет помогать развитию своей команды, сформирует Звездную команду, где каждый готов раскрыть свое Дело, оставаясь при этом одной командой в Со-Творчестве. Более подробно подход изложен в моей книге «Тотальная теория Дела». Б


ГОЧ Василий Павлович родился в 1953 году в селе Великое Вербче Ровенской области Украины. С отличием вначале окончил Севастопольский судостроительный техникум, затем — приборостроительный институт и аспирантуру. Три года работал инженером-конструктором в Северодвинске, позже возглавлял электромеханическое отделение Севастопольского судостроительного техникума. Научный руководитель Школы Причинности, доктор биологических и технических наук, доктор науки в современном языкознании, профессор лингвистики, почетный профессор Международного Венского университета, почетный доктор Международного университета франкоговорящих (Брюссель – Женева), действительный член восьми академий наук. Почетный генеральный директор Международного биографического центра (IBC, Кембридж, Великобритания). Кавалер Рыцарского Ордена Великого Магистра Ла-Валетта. Автор книг: «Путь за Тантру», «Философия Высшего Творчества», «Причина и Карма», «Первая Книга Принципов», «Управляющие матрицы», «Дороги “Книги Перемен”», «Книга Силы», «Азбука “Книги Перемен”», «Словарь Сути Слов», «Духовная сила растений». Живет и работает в Севастополе.