Три лица организационной культуры

БОСС-политика | Взгляд на бизнес
Текст | Олег КОНОВАЛОВ

Знаменитая фраза Питера Друкера «Культура съедает стратегию на завтрак» цитируется многими, но всегда ли мы понимаем, что входит в меню корпоративной культуры. Проблема в том, что очень немногие компании осознают роль культуры и как ею управлять. И еще меньшее количество организаций — как превратить культуру в сильное и настоящее достояние.

Культура отражает реальную сущность организации, будь то позитивная, помогающая выявить лучшие способности людей и мотивирующая их к достижению высоких результатов, или негативная по своей сути, сводящая на нет человеческие стремления и желание прикладывать хоть какие-то усилия. С момента формирования компании люди объединяют свои психологические качества в одну связывающую их вместе идентичность. Позитивная культура держит людей вместе, предоставляя общую конструкцию эффективного взаимодействия как внутри коллектива, так и с внешним миром.

Корпоративная культура имеет трехмерную природу: рациональную, психологическую и духовную. Рациональная, или прагматичная, сторона культуры регулирует правила и нормы поведения всех работающих в организации. Второе измерение, или сторона, более иррационально и включает в себя поведенческий и психологический подходы, используемые сотрудниками по отношению к исполнению своих обязанностей и в их отношении к самой организации. Третью сторону, трансцендентную, следует рассматривать как некую внутреннюю «религию», как объяснение деятельности всей организации.

Производство какого-либо товара или предоставление услуг можно сравнить со сложной химической реакцией по превращению исходных ресурсов в конечный продукт. Химическая реакция представляет собой изменение двух компонентов — вещества и энергии. Вещество в этом случае — все материальные и нематериальные ресурсы, имеющиеся у организации. Организационная культура и есть та энергия, которая возникает от совместных усилий и полноценного выполнения своих обязанностей всеми сотрудниками. Как результат культура дает ту искру, ту жизненную силу всем процессам.

Если культура сильная и продуктивная, мы вправе ожидать желаемую реакцию: превосходное качество, высокую эффективность и гарантированное развитие. Да, мы не хотели бы видеть культуру контрпродуктивной энергией, хотя часто встречаем это в реальной жизни — как ингибитор, замедляющий все процессы трансформации ресурсов в качественный продукт и увеличивающий затраты. По сути, есть четкое соответствие между стратегией и культурой, напрямую влияющее на организационную эффективность.

Психологическая сторона. Сильная душа указывает на здоровое психологическое состояние и дает внутреннюю силу. Как и для человека, так и для компании культура, то есть душа организации, не может быть отделена от функциональных процессов, что определяет ее психологическую силу. Группа людей, даже работающих во имя единой цели, останется неорганизованной толпой без этого критически важного ингредиента — культуры. Культура рождается тогда же, когда основатели бизнеса начинают взаимодействовать, создавая бизнес-модель и формируя компанию. Они определяют изначальные характеристики культуры, ее природу и форму. К сожалению, сам факт культуры зачастую опускается предпринимателями как несущественный ценой высоких издержек и неэффективных процессов.

Духовная составляющая культуры отвечает за чувство принадлежности, лояльность, гордость за свою работу, а также большое количество других важных факторов, определяющих продуктивную организационную принадлежность (организационное гражданство). Организационная идентичность так же уникальна, как отпечатки пальцев человека. Она не может быть скопирована другой компанией. Эта идентичность распространяется на все процессы и образует некую защитную сферу, которая помогает противостоять всем проблемам и вызовам.

Сильная корпоративная культура формирует способность компании компенсировать недостатки, а зачастую и нехватку таких критических ресурсов, как время, люди и технологии, при этом давая мощное конкурентное преимущество за счет команды сотрудников, полностью вовлеченных в работу. Японский писатель Рюноскэ Акутагава говорил: «Поодиночке мы всего лишь капли. Вместе мы океан». Усиливая связь между людьми в компании, культура делает их океаном невообразимой силы в достижении феноменальных целей.


КОНОВАЛОВ Олег Анатольевич, консультант, предприниматель. Более 25 лет управлял компаниями в Великобритании, России и Скандинавии.

Докторскую степень по макроэкономике защитил в бизнесшколе Даремского университета (Великобритания).

Основные научные интересы: организационная экология, организационная анатомия, позиционирование, организационные связи, культура и организационная философия. Создал управленческую концепцию «Организационная анатомия».

 Автор книг Organisational Anatomy (в 2016 году вышла в Великобритании в издательстве Cambridge Scholars Publishing и в России под названием «Организационная анатомия» в издательстве «РИПОЛ классик»), Hidden Russia: Informal Relations and Trust («Спрятанная Россия: неформальные связи и доверие», в 2014 году вышла в Великобритании, издательство Wren Publications, в 2017-м — дополненным изданием в России, в «РИПОЛ классик»), Corporate Superpower: Cultivating A Winning Culture For Your Business (издательство WildBlue Press, США, 2018).