Технобанки

БОСС-политика | Отрасли
Текст | Сергей ПЕТРОВ

Развитие финансовых услуг технологических компаний — новый тренд.

Директор по развитию бизнеса Первого ОФД Максим Ларькин считает, что рынок финансовых услуг технологических компаний имеет огромный потенциал для развития. «По данным исследования EY, проведенного летом 2017 года, — говорит он, — уровень проникновения финтехуслуг в городах-миллионниках Российской Федерации составляет 43%, а средний возраст финтех-пользователя — 38 лет. У нас в стране самыми популярными услугами данной категории являются небанковские денежные переводы (89%); платежи с помощью мобильного телефона (54%); онлайн-банк, работающий только в режиме онлайн, без физических подразделений (46%) и денежные переводы за рубеж (42%)».

Реальность такова, замечает Ларькин, что во всем мире снижается стоимость сопровождения финансовых транзакций. Системы блокчейн могут кардинально изменить существующие платежные бизнес-модели. Немаловажно, что те пользователи, которые уже попробовали инновационные digital-сервисы, предпочитают новые форматы взаимодействия с финансовыми институтами.

«Стираются, — подчеркивает эксперт, — границы между традиционными продажами и торговлей с оплатой в онлайн-режиме, а сама информация превращается в валюту. Мы становимся свидетелями зарождения новой, эволюционной экосистемы. Как оператор фискальных данных наша компания видит интересный вектор развития в создании интегрированных финтех-маркетплейсов, где пользователь будет получать все интересующие его товары и услуги в режиме одного окна».

Генеральный директор сервиса онлайн-кредитования «Робот Займер» Сергей Седов считает, что финансовые услуги — весьма перспективная область. «Неудивительно, — добавляет он, — что желание участвовать в ее развитии есть у многих. Технологические компании — это прежде всего операторы сотовой связи, платежные системы и провайдеры, также заинтересованные в работе на этом рынке. Их интерес обоснован, пользователи финансовых услуг одновременно клиенты этих компаний, а для проведения большей части транзакций используются именно их каналы».

Сейчас, по словам эксперта, развивается идея интеграции абонентского и банковского счетов, чтобы упростить управление средствами с помощью мобильных гаджетов. «За счет того, что технологические компании располагают достаточно большим объемом информации о своих клиентах (анализ звонков, трафика), у них есть возможность проводить качественный скоринг, соответственно, меньше риски при предоставлении кредитов и займов. Можно сказать, что такая интеграция имеет перспективы», — замечает Седов.

К тому же, по его мнению, технологическое преимущество по сравнению с традиционным финансовым бизнесом вполне может обозначать его конкретную и довольно ощутимую монетизацию. К примеру, собственный кошелек у Yandex, недавний запуск и развитие собственного банкинга одним из отечественных сотовых операторов, брендовые платежные приложения у основных представителей NFC-платежей (Apple, Android, Samsung).

Однако, убежден эксперт, в обозримой перспективе чисто финансовое направление будет оставаться для таких компаний не основным видом деятельности. «В любом случае универсализация услуг становится очевидным современным трендом, — уверен он. — На этом фоне нефинансовые технологичные компании получают дополнительное преимущество. И их доля на общефинансовом фоне, вполне вероятно, начнет расти».

Упомянутая универсализация не дает стоять на месте и финансовому сектору, добавляет Седов. Недаром сегодня в активное употребление вошел недавний неологизм «финтех», под которым подразумевается, скорее, усредненная компания (как банк, так и нет), предлагающая те или иные финансовые услуги.