Цель — устойчивое развитие Арктики

БОСС-профессия | Главная тема
Текст | Иван ПЕТРОВ

Госкомиссия по вопросам развития Арктики решает наиболее актуальные задачи реализации арктической политики России.

В первой половине лета под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина прошло два заседания президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики — в Сабетте (ЯНАО) и Санкт-Петербурге.

В соответствии с решением, принятым в конце 2016 года, госкомиссия начала работать в новом формате — путем проведения слушаний, в ходе которых с губернаторами арктических субъектов Федерации при участии представителей органов исполнительной власти и бизнеса будет предметно обсуждать и находить решение актуальных проблемных вопросов, возникающих на местах. Таким же образом должна быть организована и деятельность рабочих групп комиссии.

На первом заседании рассматривалось два вопроса, связанных с комплексным развитием Ямало-Ненецкого автономного округа: реализация проекта «Ямал СПГ» и строительство объектов морского порта в районе поселка Сабетта на полуострове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе, а также создание и развитие Ямало-Ненецкой опорной зоны.

По словам заместителя председателя Правительства РФ, председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Дмитрия Рогозина, проект «Ямал СПГ», значимый как для развития региона, так и для страны в целом, способствует укреплению международных экономических отношений, так как в его реализации принимают участие зарубежные партнеры.

Ямало-Ненецкий автономный округ — это территория активного освоения ресурсной базы, крупный поставщик углеводородного сырья как на внутренний, так и на внешний рынок.

По мнению участников совещания, ядром, формирующим Ямало-Ненецкую опорную зону, должен стать некий интеграционный механизм, обеспечивающий необходимые и достаточные условия для консолидации, объединения как ресурсов, так и интересов всех участников, начиная прежде всего с людей, живущих на этой земле.

«К сожалению, реализуемые проекты не всегда скоординированы между собой, что влечет неэффективное расходование средств и не позволяет добиться желаемого мультипликативного эффекта, — отметил заместитель председателя Правительства РФ. — В условиях ограниченных бюджетных ресурсов крайне важно увязывать инвестиционные проекты между собой».

Достигнуть желаемого результата без должной координации не получится, подчеркнул Дмитрий Рогозин.

По итогам поездки будут сформулированы предложения по организации комплексной работы государства и бизнеса в Арктике. Участники совещания осмотрели завод «Ямал СПГ», морской порт Сабетта и пункт пропуска через государственную границу.

На втором заседании обсуждалось создание единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. «Она предназначена для самых разных пользователей, — заявил Рогозин. — Должны быть и защищенные каналы, и открытые для разных потребителей». По словам вицепремьера, связь в Арктике должна быть повсеместной, полноценной и доступной.

При этом Рогозин призвал «умно» распоряжаться деньгами при создании инфраструктуры связи в Арктике и не дублировать эту работу. «Нельзя допускать того, чтобы у нас кто-то создавал свою систему связи, свой огород вскапывал в Арктике, — сказал он. — Надо подумать, каким образом разные ключи доступа будут у самых разных заказчиков. Система должна быть единая, стабильно работающая на всем пространстве Арктической зоны».

Рогозин напомнил, что проблемы и перспективы формирования современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в Арктике имеют принципиальное значение. Фактически это одно из условий нормального функционирования всех инфраструктурных проектов. Он подчеркнул, что невозможно обходиться без связи, без мониторинга ситуации в Арктике, будь то работа Северного морского пути, наши экспедиции, наши военные и т.д.

Также в ходе второго заседания президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики рассматривались вопросы энергетической безопасности арктических субъектов России, ход работ по установлению внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане и ряд других.

Ранее арктическая повестка обсуждалась на специальном совещании у председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева. «Мы последовательно продолжаем наращивать российское присутствие в Арктике, — говорил Медведев, — активизируем промышленное освоение арктического шельфа, новых месторождений стратегических металлов, других полезных ископаемых, возводим социальную транспортную инфраструктуру, в том числе продолжаем развивать Северный морской путь, кратчайший водный отрезок между европейскими и азиатскими портами, и, конечно, занимаемся защитой других российских интересов. Тем не менее нам предстоит большая работа, которая требует четко скоординированных усилий как со стороны государства, так и самих арктических регионов и бизнеса. Для того чтобы получить максимальный эффект, нужно действовать в единой логике».

Правительство еще в 2014 году утвердило госпрограмму социально-экономического развития Арктической зоны на период до 2020 года. Документ этот, как обсуждалось на Земле Франца-Иосифа, носит в настоящий период аналитический характер. Это свод частей отраслевых государственных программ, которые касаются Арктики. «Совершенно очевидно, — заявил председатель Правительства РФ, — что этого недостаточно. Этот документ просто задает некую директорию, направление того, в каком плане нам развиваться, но без собственного финансирования, что, конечно, в значительной степени обесценивает такие усилия».

Минэкономразвития, отметил он, подготовило проект обновленной программы, которая должна содержать и конкретные задачи, и, самое главное, инструменты, обеспечивающие их безусловное решение, в том числе финансовое. «Именно об этом мы, собственно, и договаривались. В этом основная цель: чтобы мы понимали, чем располагаем».

«Естественно, нужно посмотреть на различные вопросы развития Арктической зоны в области транспорта, науки, экологии и туризма, создания инфраструктуры, включая возможности использования инфраструктуры двойного назначения, — уточнил Медведев. — У нас там проживает более половины общемирового населения заполярных регионов — почти 2,5 млн человек в этой зоне».

Позицию российской государственной власти по арктической проблеме сформулировал президент России Владимир Путин на Арктическом форуме 30 марта этого года: «Россия, на долю которой приходится почти треть Арктической зоны, осознает особую ответственность за эту территорию, — заявил он. — Наша цель — обеспечить устойчивое развитие Арктики, а это создание современной инфраструктуры, освоение ресурсов, развитие промышленной базы, повышение качества жизни коренных народов Севера, сохранение их самобытной культуры, их традиций, бережное к этому отношение со стороны государства».

«При этом данные задачи нельзя рассматривать в отрыве от вопросов сохранения биоразнообразия и хрупких арктических экосистем, — отметил президент. — И отрадно, что защита полярной природы входит в число ключевых приоритетов международного сотрудничества в этом регионе, так же как научная кооперация. Сотрудничество ученых, широкий обмен опытом и программами особенно важны, учитывая масштабы планов освоения этой территории, включая большие международные проекты. Россия исходит из того, что в Арктическом регионе нет потенциала для конфликтов. Международные нормы четко определяют права как прибрежных, так и других государств и служат прочной основой для совместной работы в решении любых проблем, в том числе таких чувствительных, как разграничение континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, предупреждение нерегулируемых промыслов в его центральной части, замкнутой исключительными экономическими зонами Соединенных Штатов, Канады, Дании, Норвегии и России. Россия открыта для конструктивного сотрудничества и создает все условия для его эффективного развития».