Расскажи мне о себе

БОСС-политика | Взгляд на бизнес
Текст | Олег КОНОВАЛОВ

Почему российский бизнес недооценивает роль историй.

Истории — это то, что мы в России воспринимаем как само собой разумеющееся. По сути, наша жизнь состоит не из фактов, которые со временем забываются, а из впечатлений, отраженных в жизненных историях, которые сохраняются в памяти надолго. Испокон веков истории — это наша естественная манера коммуникации. В России диалоги построены не на сухих и лишенных чувств фразах, как это часто можно видеть в других культурах, а на коротких рассказах, историях, которые мы используем для выражения чувств, впечатлений, жизненного опыта и как инструмент передачи знаний и информации.

Однако, обладая талантом ежедневно рассказывать десятки историй, общаясь с родственниками, друзьями, коллегами, в бизнесе мы не осознаем всей важности этого инструмента. Для нас он настолько привычен, что мы воспринимаем его как фон. Да, мы учимся на историях в повседневной жизни, но, как только речь заходит о бизнесе, этот инструмент кажется нам недостойным внимания.

На Западе все иначе. Способность россиян общаться с помощью историй озадачивает многих иностранцев и часто воспринимается ими как удивительный дар. Такого дара у «западников» нет, при этом они хороши тем, что умеют извлекать из историй рациональное зерно и применять его на благо своих компаний. В российском бизнесе такой навык пока, к сожалению, не сформировался — мы не умеем анализировать истории. Мы пренебрегаем этим естественным для наших соотечественников инструментом коммуникации, и строя отношения с сотрудниками, партнерами, внешними потребителями.

Российские бизнесмены слишком увлечены метрическими параметрами. Да, отчасти бизнес характеризуется ими, хотя пока никто не придумал, как измерить метрическими показателями организационную культуру, доверие и лояльность. И тут на помощь могут прийти истории, малые крупицы мудрости, наполненные богатым смыслом, и то, что на Западе называется бенчмаркингом, — сравнительный анализ опыта компаний.

Мы заполняем рынок большим количеством шума и метрическими данными, но не умеем добиваться того, чтобы душа человека раскрывалась. В результате заложенные в наши действия значения, понятия, выражения и чувства зачастую остаются незамеченными. Например, компания решает организовать какой-то фестиваль, чтобы привлечь к себе внимание. После его проведения, как правило, в мир тиражируется множество цифр: сколько человек его посетило, сколько известных людей приняло в нем участие, какие активности там были. Да, иногда громкие события и красивые цифры привлекают внимание, однако сердце открывается только внутри процесса. Важно, с каким выражением лица человек вышел с этого фестиваля, что он прочувствовал. Количество шариков, выпущенных на мероприятии, у нас заменяет то, какие эмоции получили люди, которые пришли на фестиваль, или, наоборот, истории тех людей, которые на него не попали и очень жалеют об этом.

Мы думаем, что рациональны, но это не так. И иррациональность во многих случаях важнее. Ведь ценность любого бизнеса заключается не просто в физических величинах — ему мы посвящаем часть своей жизни, он наполнен нашими эмоциями, желанием сделать что-то. Отсюда и задача — рассказать о той нефизической стороне бизнеса, которая на самом деле и задает ему импульс. А это уже функция историй.

Сейчас модно говорить о бизнесе с человеческим лицом. Человеческое лицо бизнесу дают истории. Если вы хотите развивать отношения с сотрудниками, партнерами, потребителями, вы должны рассказать им свою историю. Сколько российских компаний вы знаете, у которых история пошла наружу? На фоне общего количества это весьма небольшой процент. Казалось бы, если предприятие создано недавно и имеет какую-то узкую специализацию, производит, например, стеклопластиковые трубы, зачем ему рассказывать о себе? Но ведь в эти трубы вложен некий труд, возможно, за ними стоят какие-то инновационные решения, выполняются нестандартные заказы. Все это тоже история, нужно просто понять, как ее подать.

Западный бизнес давно уяснил: борьба метрических показателей — это хорошо, она неминуема и будет всегда. И победит тот, кто добавит к цифрам эмоциональный момент. А эмоции — это история. В России мы пока это не слишком хорошо понимаем и все еще боремся в поле цифр. Хотя рано или поздно такое понимание придет и к нам. И тот, кто научится использовать эту систему в комплексе, окажется более успешным на рынке.


КОНОВАЛОВ Олег Анатольевич, консультант, предприниматель. Более 25 лет управлял компаниями в Великобритании, России и Скандинавии.

Докторскую степень по макроэкономике защитил в Бизнесшколе Даремского университета (Великобритания).

Основные научные интересы — организационная экология, организационная анатомия, позиционирование, организационные связи, культура и организационная философия.

Создал управленческую концепцию «Организационная анатомия», рассматривающую организационные процессы и функции с биологической точки зрения, которая позволяет добиваться повышения производительности и распознавать проблемы и «заболевания».

Автор книги Organisational Anatomy (Организационная анатомия — Ред.; издательство Cambridge Scholars Publishing, 2016 год). В России эта книга вышла в 2016 году в издательстве «РИПОЛ классик». Вторая книга Олега Коновалова, Hidden Russia: Informal Relations and Trust (Спрятанная Россия: неформальные связи и доверие. — Ред.), где рассказывается об особенностях российского общества и бизнеса, вышла в 2014 году в Великобритании (издательство Wren Publications). В 2017 году издательство «РИПОЛ классик» выпустило ее дополненное издание на русском языке.