Бизнес продолжает бороться

БОСС-политика | Взгляд на экономику
Текст | Сергей ФАХРЕТДИНОВ

Почему число малых и средних предприятий неуклонно сокращается, а законодательные инициативы не работают?

За 2016 год число организаций сократилось на 6%. На 1 января 2017 года их количество составило 4,6 млн, в 2016-м — 4,8 млн. При этом из ЕГРЮЛ за год исключено практически в два раза больше организаций, чем внесено новых. Что же мешает развиваться российской экономике, конкуренции, промышленности и производству?

Задача №1. Работать вопреки. На протяжении 20 лет, с кризиса 1998 года, российский бизнес не работает и развивается, а пытается «выжить». Парадоксально, что сложность не в высокой конкуренции предпринимателей между собой, гонке технологий или изобретений, а в конкуренции бизнеса и государства. Государственно-монополистическая тенденция сегодня преобладает в экономике России.

Участие государства в отечественной экономике в 2008 году оценивалось в 40–45%, к 2013 году цифра увеличилась до 50%. Сейчас экспертное сообщество высказывает мнение, что ситуация усугубилась до 70%. При этом ликвидация унитарных предприятий и преобразование их в конкурентный бизнес — задача, поставленная президентом. На начало года, согласно статистике, количество хозяйствующих субъектов, относящихся к госсобственности, составляет 64,5 тыс., что всего на 1,7% меньше по сравнению с прошлым годом. По данным статистики ФНС, в ЕГРЮЛ на 1 января 2017 года значатся сведения о 21 тыс. унитарных предприятий, что лишь на 10% ниже предыдущего года. Хотя за год было создано 632 новых унитарных предприятия.

Задача №2. Находить выход. Несмотря на многочисленные проблемы, 2016 год ознаменовался ростом индексов промышленного производства на 1,1% и сельского хозяйства на 4,8%. Предпринимательство научилось подстраиваться.

Поскольку, по данным анализа Минэкономразвития, 36% закупок по 223-му ФЗ осуществляется у единственного поставщика, а 59% используют «иные» способы закупки, также зачастую маскирующие закупку у единственного поставщика, малое и среднее предпринимательство участвует в закупках не напрямую с крупными госкомпаниями, а через систему подрядчиков и субподрядчиков. Система посредничества, конечно, имеет ряд нюансов для бизнеса: сложные многоуровневые цепочки, финансовые риски и минимальная прибыль, но в качестве выхода в работе с госкомпаниями стала одним из самых популярных способов.

Малый и средний бизнес объединяет усилия в промышленных и производственных кластерах. Там предприниматели получают площадку с выгодными условиями, региональные преференции, налоговые льготы. Если же кластер создан при госкомпании, то еще и возможность обеспечения постоянного спроса на свой продукт. В «Деловую Россию» поступает все больше предложений от бизнесменов по кластерному развитию.

Задача №3. Объединяться. По сведениям Росстата, доля малого и среднего предпринимательства в структуре ВВП за 2015 год составила 19,9%. Оказывать существенную поддержку бизнесу призваны программы партнерств. Согласно действующим правилам госкомпании должны отдавать 10% заказов малому и среднему бизнесу на спецторгах (закупки до 200 млн рублей, то есть прямые закупки у МСП) и 18% от общего объема заказов. С 2018 года доля прямых закупок увеличится до 15 и 25% от общего объема. Бизнесу стало проще принимать участие в закупках: не нужно многократно подавать одни и те же документы, если ты являешься участником программы партнерства. Некоторые госкомпании предоставляют предпринимателям возможность 30% авансирования.

Однако, чтобы получить ту или иную преференцию, бизнесу нужно преодолеть многое. В задачи деловых и общественных объединений входит постоянная работа с госкомпаниями и бизнесом.

Спор о целесообразности и необходимости деловых сообществ и объединений теперь больше не возникает. Общественные инструменты на сегодняшний день — единственный способ поддержки бизнеса, создания для его ведения комфортных условий, упрощения доступа к спросу государственных компаний.


Фахретдинов Сергей Баянович родился 10 мая 1969 года в г. Салават, Республика Башкортостан. После окончания школы был призван на военную службу, служил в войсках противоракетной обороны в г. Магадане. В 1993 году окончил Уфимский государственный авиационно-технический университет по специальности «Экономика и управление в машиностроении». В 1995 году Сергей Фахретдинов создал одну из первых инвестиционных компаний в Башкортостане — «Инвестнефтегаз».

В 2002 году началась деятельность Сергея Фахретдинова в композитной отрасли. Небольшое региональное предприятие под руководством Сергея Фахретдинова превратилось в одного из лидеров композитной и геосинтетической отрасли — Группу компаний «РУСКОМПОЗИТ».

В 2004 году Сергей Фахретдинов успешно окончил Международную школу бизнеса (МВА) на базе Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Фахретдинов — председатель совета директоров Группы компаний «РУСКОМПОЗИТ».

С 2007 года Сергей Фахретдинов входит в состав генерального и координационного советов Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», в которой руководит Комитетом по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний.

В 2014 году избран в Общественную палату РФ, является членом Комиссии по вопросам инвестиционного климата.