Осознать и измениться

«БОСС» в помощь | Бизнес-процессы
Текст | Евгения БОНДАРЕНКО, основатель и генеральный директор ООО «Элит Консалтинг» (http://элитконсалтинг.рф), консультант по операционной эффективности

Не самые благоприятные условия для ведения бизнеса в стране и затянувшийся кризис — не единственные причины сложного положения средних и малых компаний. Многие из них страдают еще и системными внутренними «болезнями». И не лечатся.

На наш взгляд, первая и самая главная поголовная «болезнь» малого и среднего бизнеса — непризнание имеющихся проблем. Мол, у всех так. Предприниматели выживают. Для них бизнес — это постоянная борьба с трудностями. Справиться с этой «болезнью» невозможно до момента осознания руководством ее существования и необходимости что-то менять в организации.

Другие предприниматели проблемы признают, но сами они настолько погружены в оперативное управление, что решать накопившиеся проблемы нет ни сил, ни времени, ни ресурсов. В этом случае возможны два варианта «лечения». Первый — создание внутренних проектных групп по решению актуальных задач. Второй — обращение за помощью к профессиональным консультантам.

В ногу со временем

Малый и средний бизнес почти не использует современные технологии управления. Например, вместо применения передовых ERPи CRM-систем учет ведется «по старинке» — в Excel и даже (!) в тетрадях. Это не позволяет грамотно и своевременно принимать управленческие решения.

Отдельного разговора заслуживает финансовая грамотность. Вернее, безграмотность, как это ни печально звучит. Редкий руководитель малой или средней организации умеет отличать валовый доход от прибыли, рассчитывать маржинальность бизнеса или читать финансовые отчеты. По нашему мнению, финансовая грамотность — это must have любого уважающего себя руководителя, поэтому в своем плотном графике ему стóит найти время на восполнение пробелов в этой области.

По щучьему велению…

Вечный поиск волшебной таблетки сдерживает развитие многих компаний. Предприниматели, имеющие небольшие обороты, особенно молодые, все время посещают различные тренинги, семинары, вебинары (большинство из них бесплатные), надеясь услышать там что-то такое, что раз — и настроит им весь бизнес, и все пойдет как по маслу. Как вы уже догадались, такого не происходит. При этом они все равно идут на следующий тренинг. В долгосрочной перспективе гораздо эффективнее построить системный бизнес, который потом можно будет выгодно продать или масштабировать.

Если обучению самих владельцев бизнеса уделяется достаточно внимания (пусть и в бюджетном варианте), то все остальные сотрудники повышают свою квалификацию крайне редко. Напомним, речь идет именно о малом и среднем бизнесе. Когда во время наших консультаций мы задаем собственникам вопрос, когда их сотрудники в последний раз проходили какое-то обучение, около 75% из них качают головой и отвечают, что такового либо не было вообще, либо несколько лет (!) назад. В подобных обстоятельствах неудивительно наблюдать высокую текучку кадров. Предприниматели хотят нанять готовых спецов, но под свой бизнес. Таких практически нереально найти на рынке или они уже трудоустроены, стóят дорого и потому для малого бизнеса практически недоступны. Единственно верное решение — растить кадры под собственные стратегические задачи. Хотя вот тут возникает следующая проблема…

Как вы лодку назовете…

В подавляющем большинстве российских малых и средних компаний отсутствует стратегическое планирование. Оказывается, на основе проведенных исследований, более 80% компаний не имеет разработанной и формализованной стратегии. Многие руководители, с кем нам приходилось работать, не знают, куда они ведут свой «корабль». Плывут по течению, сами лично вовлечены в решение текущих задач и не могут перейти на стратегический уровень управления, доверив оперативное управление подчиненным. Какое решение здесь предложить? Вероятно, выход лишь один — в формировании деловой среды, деловой культуры, где такое планирование считается само собой разумеющимся. И первым шагом на этом пути способна стать установочная встреча (или стратегическая сессия, как ее еще называют) совета директоров либо высшего руководства организации с профессиональными консультантами — она поможет выявить главные цели, приоритеты в развитии, позиционирование компании.

Отсутствие стратегического управления переходит в непонимание уникальности и выгодности своего продукта для целевой аудитории. Соответственно, руководители не в силах донести это до сотрудников, что выливается в низкие продажи «посредственного» продукта и постоянную текучку кадров. Возможное решение — привлекать на стадии разработки продукта не только инженеров, технологов, конструкторов (сейчас в моде технические инновации), но и маркетологов, скриптологов, бренд-менеджеров, дизайнеров. Тогда получится продукт, действительно востребованный рынком.

Внутренняя кухня

Малые и средние компании крайне редко имеют четкую структуру и организацию управления.

Вот портрет такой типичной компании, в котором многие узнают себя: алгоритмы работы в подразделениях передаются «из уст в уста» — внутренние процессы не формализованы, новые сотрудники включаются в работу самостоятельно и выполняют ее «как поняли», конфликты в коллективе учащаются, первое лицо компании вынуждено лично включаться в рабочие процессы, чтобы не потерять важных клиентов. Увы, одна только воля руководства компании не обладает магическими свойствами и не способна автоматически превратить бизнес-хаос в четкую и эффективно работающую систему.

Бизнес-процессы в организации должны быть выстроены под стратегию, а организационная структура — под бизнес-процессы. Об этом почти никто не говорит, так как гораздо легче продаются отдельные продукты, как то: разработка организационной структуры, стратегическая сессия, маркетинговый план, регламенты отдельных процессов. Все же, пока не выстроена система, отдельные ее элементы не заработают в полную силу и не дадут ожидаемого эффекта.