Идите и принесите решение!

БОСС-политика | Взгляд на бизнес
Текст | Андрей СИЗОВ

Количество зарабатываемых компанией денег находится в прямой зависимости от числа сотрудников, самостоятельно принимающих решения на своем участке работы.

В бытность моей службы на военном флоте мы часто пытались переложить все решения на мудрого и опытного командира бригады. Мол, он все знает, он не ошибается. А если и ошибется, то это он, а не мы. Ему и отвечать. Никогда не забуду его слова в ответ на такие попытки: «Ребята, я уже стар и не могу ни думать, ни решать. Я могу лишь утверждать. Идите и принесите решение».

Тогда я еще не понимал всей мудрости этого принципа. И не знал, что встречусь с этим не только на флоте, но и в бизнесе, управляя компанией.

Несамостоятельность персонала — один из самых останавливающих элементов для развития компании.

Руководитель, позволяющий сотруднику перекладывать ответственность за все решения на плечи начальства, подобен горе-родителю, успокаивающему расстроенного из-за потери любимой игрушки ребенка различными предложениями того, как уладить проблему. Если вы предлагаете, например, «Давай купим новую», в ответ обычно: «Да, та была вон какая. У меня такой больше не будет!». А если спросите: «И что теперь будешь делать?», есть шанс услышать: «А ты мне новую купишь?», и рассчитывать на то, что слезы прекратятся.

Примерно то же происходит и с сотрудниками. Если вы направите их внимание на самостоятельное решение проблем, относящихся к их обязанностям, они найдут решение и действительно будут ему следовать.

Попробуйте проанализировать свой рабочий день. Сколько решений для проблем, относящихся к работе сотрудников, вам пришлось принимать? Сколько давать советов?

Хочется обратить внимание на существенную разницу в понимании некоторых терминов. Фраза «Работать на посту» для руководителя обычно означает «своевременно справляться с трудностями, возникающими при получении ожидаемых от сотрудника результатов, не требуя вмешательства руководителя». Для сотрудника же это иногда означает делать умное и озабоченное лицо, принося все проблемы начальнику, и глубокомысленно рассуждать о том, как теперь стало трудно, и как раньше было легко.

Казалось бы, ну не понял человек, ну встретил трудность, с кем не случается. Руководитель должен помочь, это его работа. Но что же получается на самом деле?

Позволяя сотруднику поступать подобным образом, то есть нести проблему руководителю или спрашивать у него решение проблемы, мы создаем следующие негативные моменты в организации:

  • Прецеденты для дальнейшего подобного поведения. «Есть проблема — звони начальству».
  • «Способ работы» в компании. Это примут и остальные, как правило, как закон, и вскоре вы услышите: «А мы так всегда делали!». Когда же вам как руководителю захочется все же потребовать от подчиненных решений, на вас посмотрят как на тирана и скажут: «Шеф сегодня не в духе!».
  • Вероятность выработки ошибочных решений. Вспомните, что с вами происходит, когда вам посреди важного переговорного (например) цикла приносят очередное «мы не знали, что так получится, и теперь это срочно нужно решить, иначе нам не отгрузят товар». Как вы на это реагируете? Обычно с раздражением, со злостью, а иногда даже с неким страхом. В таком состоянии вы обычно принимаете не самые лучшие решения, и они направлены больше на разрушение, чем на созидание вашего бизнеса.
  • Вероятность того, что решение останется невыполненным. Как часто, рекомендуя решение, вы сталкивались с тем, что сотрудник, вместо того чтобы радоваться вашей помощи, начинает искать, находит и рассказывает о том, почему предложенное вами решение не будет работать?

Вы можете направить сотрудников в сторону правильного решения, однако не рекомендовать его и тем более не решать возникшую проблему за них. Иногда этого трудно добиться, особенно если вы раньше уже брали на себя их работу. Но следует начать это делать, соблюдая принцип постепенности, и результат не заставит себя ждать.

Начните задавать волшебный вопрос: «У тебя проблема? Каким будет решение?». Денег, свободного времени и здоровья наверняка станет больше.


СИЗОВ Андрей Игоревич, профессиональный тренер и консультант с 1998 года.

Создатель системы обучения продажам «Продавай.про». Практик бизнеса с восемнадцатилетним стажем. Прошел путь от торгового агента до владельца своей торговой компании.

Ранее служил на морском флоте (был самым молодым капитаном Северного флота — командование судном принял в 27 лет).

Автор семи книг по продажам и управлению, множества статей в журналах для бизнеса и личностного роста (Россия, США).

За 15 лет провел тренинги и семинары более чем для 100 тыс. человек в городах России, СНГ, Европы и Америки.

За вклад в усовершенствование человека и просвещение принят в действительные члены Всемирной академии науки, искусства и культуры.