Ольга ВАСИЛЬЕВА: по гуманитарным предметам мы планомерно идем по пути замены вариативной части

БОСС-профессия | Образование
Текст | Пресс-служба Минобрнауки, «Российская газета»

Министр образования и науки России рассказала о своих подходах к решению проблем средней и высшей школы.

Ольга Васильева на бизнес-завтраке «Российской газеты» посетовала: «Я предполагала, что объем работы будет большим, но то, что он окажется таким огромным, не ожидала. Особенность в том, что министерство имеет колоссальное количество разных направлений, которые связаны со школой, наукой, социальными проблемами, специальным обучением, поддержкой одаренных и со многими другими вещами».

«Первым делом я попросила не использовать слово “услуга”, когда идет разговор о школе. Это слово тут неприемлемо, как и в медицине, и в культуре. Образование — это воспитание и обучение. Причем воспитание на первом месте», — отметила министр.

Большое внимание должно уделяться педколлективу, убеждена Васильева. «Если люди хотят, чтобы в школе был коллектив, он будет. Если не отдают этому должного внимания, то нет. Я работала в школе 12 лет и хорошо это понимаю. Как историк могу сказать: человек не меняется, меняются декорации. И 5 тыс. лет назад люди плакали и сопереживали точно так же, как и сейчас. Надо прикладывать усилия и не ждать, когда кто-то придет и поможет создать хороший педагогический коллектив. Существуют школы, которые не имеют такого хорошего оснащения, как в крупных городах, но там есть дух воспитания, педагоги уважают детей и друг друга».

Современный ЕГЭ — это не просто тестирование. «По гуманитарным предметам мы планомерно идем по пути отмены вариативной части, — замечает Васильева. — Уже сегодня основная часть заданий не тестовая».

«Ни один директор не может сказать: “Зачем так много уроков русского языка?” — подчеркивает министр. — У нас есть жесткая программа, которую надо выполнять. Проблема в том, что менеджеры, особенно молодые, считают, что можно управлять всем и вся, не зная предмета». Как правило, через короткое время жизнь показывает, что это не так, отмечает Васильева. «Думаю, потихонечку все наносное отлетит, и останется то, что и должно быть в школе. Все страны прошли через те же тысячи вариативных программ, которые имелись у нас, ставили похожие эксперименты. И все возвращаются к опорной традиции и инновационному движению вперед».

В Китае, рассказывает она, все школы занимаются по единым учебникам по всем базисным предметам. При этом есть и углубленные учебники. В Англии принят единый учебный план для всех школ. То же самое в Германии, за исключением региональных земель. «Когда мы разрабатывали историко-культурный стандарт, — обращает внимание Ольга Васильева, — мы не были первыми. Первыми стали Нидерланды, а после нас единый учебник по истории создала Великобритания».

Министр высказалась о синхронизации гуманитарных курсов. «Дискуссии по преподаванию истории Древнего мира в 5-м классе, наверное, лет сорок. История Древнего мира в 5-м классе, Средневековье в 6-м, можно сказать, сказки по истории, хотя потом мы приближаемся к началу отечественной истории, и здесь, безусловно, синхронизация нужна. Допустим, война 1812 года и роман Толстого «Война и мир», «Полтава» Пушкина и события Северной войны. Авторы стандарта пытались идти по пути синхронизации истории и литературы. Этот сложный процесс будет продолжаться».

В федеральном перечне учебников 1376 книг, 405 из них — учебники для начальной школы. «В моем кабинете есть почти все, — замечает министр. — Я просмотрела книги для начальной школы, для старшей, особенно по гуманитарным дисциплинам. Не все они выдерживают критику. Некоторые учебники слишком упрощенные для детей. И на это обращают внимание родители. Большую тревогу вызывает „Родное чтение“. Для ребенка очень важен иллюстративный ряд. И хотелось бы, чтобы в учебниках были яркие, красочные иллюстрации, а не чернобелые картинки, где какой-нибудь зверь нарисован штрихами пером».

Существует, по ее словам, и другая проблема: допустим, есть хороший учебник музыки одного издательства и есть менее привлекательный учебник другого издательства. Школы делают закупки централизованно, и туда чаще всего попадают учебники одного издательства. И не всегда самые удачные.

Разговор коснулся преподавания иностранного языка. «До 1953 года наша страна изучала немецкий язык, — прокомментировала министр. — И то поколение, которое воевало на фронтах Великой Отечественной войны и закончило 10-й класс с 1937 по 1941 год, знало немецкий так хорошо, что многие могли помогать работе военных переводчиков. Начиная с 1953 года и по сей день мы никак не можем выйти на должный уровень преподавания иностранного языка. Учебники иностранных издательств иначе построены, там заложен принцип изучения иностранного языка как родного. Мы тоже не учим с 1-го класса на русском языке правила пунктуации и орфографии. Мне кажется, язык должен быть инструментом для общения, и, наверное, это могло бы стать главной задачей школы. Кстати, словарный запас Шекспира — 40 тыс. слов. У нас, когда мы говорим о бытовых вещах, — 350 и 3 тыс., когда рассказываем о чем-то красивом».

О нагрузке на учеников. Школы, отметила Ольга Васильева, обязаны соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, в которых четко регламентирована допустимая нагрузка по часам на каждую возрастную категорию. Скажем, для первых классов обучение может быть исключительно в рамках 5-дневной учебной недели (не более 21 часа), с возрастом часы нагрузки постепенно увеличиваются. В 5-м классе возможна уже и 6-дневная неделя, однако в пределах допустимых часов.

Большое внимание в министерстве уделяется Всероссийской школьной олимпиаде. Она проходит в несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный, общероссийский. Подготовка к каждому этапу происходит отдельно. Накопленный опыт показывает, что победителями общероссийского этапа становятся не только москвичи или ребята из Санкт-Петербурга, но и из других регионов страны. «Конечно, учителя играют большую роль в помощи ученикам при подготовке к олимпиаде, — уверена министр образования. — Российское олимпиадное движение весьма мощное, хотя об успехах ребят мало кто знает, и сейчас мы запускаем ресурс на базе нашего официального сайта, где любой сможет увидеть и найти всю необходимую информацию о Всероссийской олимпиаде, а также о выступлениях наших сборных команд на мировой арене: http://минобрнауки. рф/ олимпиада».

Какой должна быть школа? «Школу Гай Германики я даже не буду обсуждать, — сказала Васильева. — Если принять факт, что школа такая, можно расписаться в некомпетентности всех учителей и руководства. Конечно, мне ближе школа из фильма Станислава Ростоцкого “Доживем до понедельника”».

Несколько важных задач, которые министерство намерено решить в ближайшие годы: продолжить строительство и реконструкцию школ, что позволит избавиться от второй и третьей смен и открыть к 2025 году более 7 млн новых мест. Школа станет территорией, где не просто дают знания, но и воспитывают нравственного человека. Поэтому особое значение должно уделяться гуманитарным предметам, внеклассной работе.

Министерство планирует открыть во всех регионах при сильных вузах или школах центры для одаренных, такие, как «Сириус» в Сочи.

Еще одна большая задача, по словам Ольги Васильевой, — поддержка престижа педагогического труда и строгое соблюдение всех социальных гарантий педагогам, в том числе сельским.