Любовь КИШКИНА: региональная власть должна чувствовать ответственность перед обществом и перед президентом

kishkinaБОСС-профессия | Региональное управление
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | ИП Л.В. КИШКИНОЙ

Предприниматель из Архангельской области (городское поселение Коноша) Любовь Кишкина — создатель многопрофильного бизнеса, главное направление которого — строительство, участие в Государственной программе расселения из аварийного жилого фонда.

Совершенствование регионального управления — это прежде всего контроль за региональной исполнительной властью как со стороны общества, так и со стороны федерального центра.

— Любовь Владимировна, как, на ваш взгляд, повысить качество регионального управления, добиться того, чтобы в региональном управлении всегда применялся государственный подход, а не ведомственный или частный?

— Региональная власть должна чувствовать ответственность как перед обществом, так и перед президентом. Она не должна находиться в некоем безвоздушном пространстве, в котором она предоставлена самой себе и решает все вопросы в соответствии с выработанными ею самой пониманием и критериями эффективности. На мой, предпринимателя и общественного деятеля, взгляд, степень контроля за региональной властью на сегодняшний день недостаточна — ни со стороны сообщества, ни со стороны федерального центра. Отсюда немало случаев, когда принимаются решения, связанные с теми или иными субъективными соображениями.

— Но разве представительные органы власти, в первую очередь законодательное собрание, не инструмент общественного контроля за деятельностью исполнительной власти?

— Согласно своему предназначению они должны играть ключевую роль в контроле общества за принимаемыми решениями. Однако фактически этого не происходит. В реальности представительные органы во многом заполнены бывшими чиновниками, бюджетниками, полностью зависимыми от исполнительной власти и крупного бизнеса, зачастую аффилированного с исполнительной властью. Для нормального парламентского контроля необходим здоровый региональный парламент, а не собрание лоббистов и родственников местных олигархов. Нужно оздоровить представительные органы регионов и муниципалитетов — при участии ОНФ и объединений граждан.

Отчасти нынешнее положение дел связано с недостаточной активностью граждан, отчасти с тем, что поддержка гражданами политического курса президента и партии «Единая Россия», а также других парламентских партий, разделяющих курс президента, конвертируется в предоставление депутатских постов людям, не всегда оправдывающим высокое доверие.

kishkina2— Что делать?

— Реформировать представительные органы власти и развивать параллельные институты контроля. Например, те же общественные палаты — они задумывались когда-то как раз для того, чтобы улучшить обратную связь органов власти с обществом. К сожалению, на местах они в большинстве случаев превратились в профанацию — не отражают реальный срез общественных групп и настроений.

Есть экспертные советы при структурах власти, хотя если при федеральных органах власти они функционируют, то при региональных часто существуют лишь для галочки. Имеются территориальные органы предпринимательских организаций, но, как правило, их голос слаб. Они могут «достучаться» до региональных властей обычно только через свои федеральные структуры.

Многое в силах сделать местные сообщества — муниципальные объединения граждан. И в контроле за муниципальной властью, и в контроле за деятельностью вышестоящих уровней власти. Правда, пока муниципальное самоуправление в России развито слабо, и полномочия органов МСУ в последнее время урезаются.

Новый институт контроля — структуры ОНФ. Общероссийский народный фронт показал свою эффективность как контрольная инстанция, причем как инструмент контроля общественных чаяний, так и поручений президента, прежде всего майских указов. Во многих регионах отделения ОНФ уже стали серьезным институтом контроля.

— Однако еще не во всех?

— Увы. Вот такова картина.

Сегодня контроля явно не хватает. Отраслевые органы управления принимают решения, руководствуясь специфическим пониманием проблем и вариантов их решения, зачастую далеким от государственного. Остро не хватает обратной связи с гражданским обществом, в том числе с группами, которых касается то или иное решение, а также с бизнесом.

Конкретная ситуация, с которой мы столкнулись, — решения правительства области. В один прекрасный день нас собрали на совещание и объявили, что теперь программой расселения из аварийного фонда будет заниматься областное правительство в лице Главного управления строительством, а не муниципалитет, причем решение об этом было принято распорядительным актом правительства области, что сомнительно с точки зрения закона. Основание — сбой при неудачном выборе одного из подрядчиков на одном из предшествующих этапов. Но, во-первых, от ошибок при конкурсном выборе подрядчика не застрахован никто, так что это лишь повод. Во-вторых, муниципалитет полностью снял проблему: соответствующие объемы работ были перенесены на 4–5-й этапы.

kishkina3Правительство области постановляет, что 4-й и 5-й этапы программы расселения будут осуществляться не так, как первые три. По-своему и на их условиях. Во-первых, предоставление администрацией муниципального образования ГУКСу под строительство земельных участков, которые нужны именно с подведенными к ним инженерными сетями. Если сетей нет, как поступать, непонятно. Во-вторых, отказывает компаниям, участвовавшим в реализации предыдущих этапов программы расселения, если они выполняли только муниципальный заказ. Теперь же речь идет о выполнении государственного заказа, следовательно, говорит Министерство строительства области и ГУКС, к работам могут быть привлечены исключительно компании, имеющие опыт выполнения государственного заказа! А мы и все наши коллеги, успешно реализовавшие первые три этапа программы, не можем напрямую работать по госзаказу, поскольку якобы ранее работали по муниципальному.

«Позвольте, — отвечаем мы, — строительство же осуществлялось по федеральной программе, правда, непосредственным заказчиком выступал муниципалитет, которому передавалось государственное финансирование!» Однако нас не хотят слышать. И, конечно, с нас же процент за участие не возьмешь, мы же не свои да наши!

— Под благовидными предлогами происходит передел рынка…

— Не могу утверждать, что это сознательная политика. Но ситуация действительно выглядит довольно странно.

Коллеги из других регионов говорили мне, что там на бюджетные деньги давно пришли «варяги». Достаточно случаев, когда они разрушали местный строительный рынок, однако так и не решали на нужном уровне государственных задач, которые им поручались. Наша Архангельская область держалась, хотя теперь эта беда приходит и к нам.

Вроде бы интерес к работам проявили некие компании, которые работали по госзаказам, и они считают, что в силах привлечь компании, работавшие ранее по программе, в качестве субподрядчиков. Но это абсолютно невозможно. Во-первых, маржа при финансировании по программе весьма невелика — выгода такой работы заключается в относительной стабильности финансирования. И что получится при субподрядной схеме? В цепочку добавится фактически посредник, при том, что стоимость заказа не увеличится, следовательно, выплачиваемые суммы перестанут покрывать затраты. Во-вторых, уйдет стабильность: договор с субподрядчиком можно в любой момент расторгнуть.

Разумеется, работать на таких условиях просто нереально ни для одной из компаний, которые действительно строили. А это, если брать Коношу, наша компания, индивидуальный предприниматель Сергей Щелок и ООО «Альфастрой». Причем строительство приходится осуществлять в условиях отсутствия дорог, близости строительных материалов и в сложных климатических условиях. Мы длительное время выстраивали отношения с поставщиками строительных конструкций, искали наиболее экономичные логистические цепочки.

— То есть альтернативы этим трем фирмам нет?

— Реальной в настоящее время, при условии окончании программы в сентябре 2017 года, альтернативы нет. Нет компаний, которые быстро смогут организовать строительное производство непосредственно в Коноше и при этом согласятся на те условия участия в строительстве, по которым работаем мы. А это отсутствие инженерных сетей вблизи земельных участков. Следовательно, 4-й и 5-й этапы реализации программы переселения из аварийного жилья будут сорваны, квартиры не будут построены. Люди останутся без квартир, на которые они рассчитывали.

kishkina4В интересах ли это людей, государства? Ответ на этот вопрос очевиден. И гражданам, и государству будет нанесен ущерб. Но тем не менее областные ведомства ведут дело именно к такому результату.

— Мы говорили о контроле не только снизу, но и сверху. Достаточен ли он в данном случае и в какой форме должен осуществляться?

— Конечно, недостаточен, несмотря на обилие федеральных контролирующих инстанций. Есть институт главного федерального инспектора в регионе, есть прокуратура. Они, кстати, пытаются принять участие в недопущении срыва реализации программы расселения из аварийного жилья, к сожалению, пока не слишком успешно. Видимо, они не обладают достаточным ресурсом. Полпредство президента в СЗФО, в общем-то, недалеко, в Петербурге, но там произошли кадровые перемены, и новый полномочный представитель Николай Цуканов, экс-губернатор Калининградской области, опытный муниципальный и региональный руководитель, хорошо знакомый с чаяниями граждан, с проблемами в том числе и строительного комплекса, лишь входит в курс дела.

— А Москва?

— В Москве Управление внутренней политики президента занимается профилактикой конфликтов в региональных элитах. Плюс оно, как мы знаем, «мониторит» социально-экономические параметры развития регионов, хотя сосредоточено больше на текущих показателях. Текущие показатели к выборам в норме, значит, нет причин вмешиваться. Более глубинные процессы из Москвы зачастую не видны.

— Что нужно, чтобы они были видны?

— В корпоративном управлении есть KPI. Они внедрялись и в практику муниципального и государственного управления, но пока применяются недостаточно широко. Нуждаются в совершенствовании и сами эти показатели. Если появится целевой показатель для региональной администрации — сколько квартир в рамках расселения построено, в каком объеме была решена проблема, выйдет совершенно другая ситуация с реализацией программы расселения.

— Последние кадровые решения федеральной власти в отношении региональных руководителей во многом связаны с коррупционными проявлениями. Как с ними бороться?

kishkina6— Рецепт против коррупции: чиновник не должен ощущать, что его участок работы — источник ренты, он должен чувствовать ответственность перед гражданами и то, что каждое его действие под контролем. Сегодня он не чувствует ни того, ни другого. У многих коррупционеров получается уйти от ответственности, а за счет того, что граждане имеют огромный кредит доверия к президенту и правящей партии, такие личности попадают на выборные должности как якобы сторонники курса президента Путина и якобы его опора на местах.

Никто не должен иметь возможности прикрываться Путиным — прикрывать свои упущения, провалы и делишки тем, что он член партии Путина. Каждый обязан сам отвечать за себя и включаться в группу тех, кто облечен доверием президента, по результатам своей работы и по результатам оценки своей деятельности гражданами.

Важный антикоррупционный фактор — более широкое привлечение предпринимателей в органы власти. Разумеется, социально ориентированных предпринимателей, а не тех, кто пытается использовать государство для максимизации своего дохода. У обеспеченных людей просто нет мотива использовать государственные функции, которыми они могут быть наделены, для «кормления», для своего маленького бизнеса, как это делают некоторые чиновники. Для них, созидателей по своей психологии, это и этически неприемлемо.

— Как настроить региональные системы власти на решение проблем граждан?

— Это долгая и кропотливая работа. Оздоровление необходимо на всех уровнях. У выборных руководителей должно быть понимание, что полномочия делегируются гражданами, и они ответственны перед ними. Как решаются насущные проблемы людей? Что сделано, для того чтобы обеспечить финансирование их решения, какие механизмы созданы для их решения, а не спускаются сверху?

Региональные органы власти — как законодательные, так и исполнительные — обязаны чувствовать ответственность перед людьми. Вся система должна быть поставлена с головы на ноги.

Сейчас идет борьба за ресурсы, распределяемые из Москвы. Нужна иная ситуация — региональные руководители должны бороться за право распоряжаться ресурсами, идущими снизу: в виде налогов граждан и местного бизнеса. Тогда сами люди смогут определять, кто достоин работать в органах власти, а кто — нет.

Механизм выдвижения кандидатов в депутаты Госдумы не должен быть кулуарным, как зачастую происходит сегодня. Необходимо максимально широкое обсуждение с местными жителями и местным бизнесом — лишь в этом случае будут избраны представители региона, действительно чувствующие свою ответственность перед ним.

kishkina8
   В мае начато строительство нового дома   

— Как построить систему взаимодействия власти с сообществами граждан и предпринимателей?

— Прежде всего следует признать статус предпринимателей на государственном уровне. Предприниматель — это тот, кто создает национальный доход, увеличивает ВВП, открывает рабочие места. Это главный человек в экономике, это тот, кто формирует для территории налогооблагаемую базу, а также экономическую основу за счет того, что платит заработную плату жителям данной территории. Бизнес — основа решения и экономических, и социальных проблем. Из этого должно вытекать и отношение к предпринимателю.

С предпринимателями должны систематически сотрудничать местные органы власти. С ними необходимо советоваться при принятии тех или иных решений, касающихся и экономики, и социальной сферы. Механизмы взаимодействия могут быть самые разные: личные и коллективные встречи, советы предпринимателей при главах муниципалитетов и регионов, а также главах муниципальных и региональных структур, экспертные советы по тем или иным проблемам. Главное, чтобы участие предпринимателей было не для галочки, чтобы они имели возможность анализировать готовящиеся законы и нормативные акты. А то у нас стало дурной традицией принятие тех или иных актов, а потом их редактирование, которое начинается почти сразу после принятия, так как в практике правоприменения выявляются те или иные несообразности. Их можно было избежать, если бы посоветовались с людьми, понимающими, как работает реальная экономика и как в ней сработают те или иные установления.

Большую помощь местным властям способны оказать местные предпринимательские организации и их экспертные органы. Взаимодействие с подразделениями «Деловой России» и ОПОРы России — это работа с общим мнением бизнесменов, действующих на конкретной территории, обращение к их экспертному ресурсу.

Важную роль играет участие предпринимателей в представительных органах власти. Это, как мы уже говорили, структуры контроля исполнительной власти, а также структуры выработки тех законов и правил, по которым живет регион или муниципалитет. Предприниматели должны быть задействованы в выработке таких правил, хотя, конечно, речь о предпринимателях, которые идут в местную политику для решения проблем граждан, а не для того, чтобы лоббировать интересы своего бизнеса. Большинство предпринимателей — социально ориентированные люди. Ведь задача бизнеса, как и задача власти, — действовать в интересах сограждан. У бизнеса это зачастую получается лучше, чем у власти.

kishkina9
В октябре жильцы аварийных домов справят новоселье

— Какую роль в развитии регионов должны играть эти предприниматели в местной системе власти?

— Участвовать в принятии законов как эксперты и как члены представительных органов власти — законодатели и контролеры власти исполнительной. Плюс к этому их следует привлекать к реализации государственных программ — именно такие надежные, социально ответственные предприниматели в силах подставить плечо государству в решении социальных проблем. Тем более что многие из них участвуют в решении местных социальных проблем и самостоятельно, за счет собственных средств.

— В каком режиме должно приниматься региональное законодательство, региональные нормативно-правовые акты?

— Необходима широкая общественная дискуссия перед принятием каждого такого акта, причем позиции дискутантов должны быть учтены при доработке нормативных актов, а не «послушали и сделали по-своему», как часто у нас происходит.

Нужен диалог со всеми общественными, отраслевыми и профессиональными группами, которых касается тот или иной нормативный акт, — общественными и группами бизнеса. За счет этого у законодателей возникнет понимание, как сработает тот или иной документ, и они примут действительно качественные законы.

kishkina7— В чем, на ваш взгляд, залог эффективности регионального управления?

— В первую очередь в ответственности как перед обществом, так и перед государством, то есть нацеленности на решение как проблем жителей конкретной территории, так и государственных задач, определенных на общероссийском уровне. В использовании правильных механизмов принятия решения. И, конечно, в кадрах — государственно мыслящих, с опытом работы в условиях реальной экономики.


КИШКИНА Любовь Владимировна, предприниматель. Родилась в поселке Волошка Коношского района Архангельской области. В 1994 году окончила Волошскую среднюю школу, в 1997 году — Архангельский лесотехнический колледж (специальность — «Экономист»), в 2005 году — Современную гуманитарную академию (специальность — «Юрист»).

С 1999 года — в должности бухгалтера, с 2007 года — индивидуальный предприниматель, с 2010 года также директор ооо «ПрофиЛайн» (строительство, торговля, услуги), с 2013 года — директор ооо «ДАИР» (торговля), с 2015-го — ооо «АДАМАНТ» (строительство). В настоящее время основным видом деятельности является строительство, а именно строительство жилья по программе переселения из аварийного жилого фонда, розничная торговля.

Замужем, воспитывает двух сыновей. Старший сын Ярослав — курсант Вологодского института права и экономики ВИПЭ ФСИН России, младшему Дмитрию — 4 года. Проживает с семьей в поселке Коноша Архангельской области.