«Мягкие» навыки — шаг к успеху бизнеса

mygkie«БОСС» в помощь | Администрирование
Текст | Виктор МИХАЙЛОВ, организатор, продюсер бизнес-тренингов

Мир стремительно меняется, а вместе с ним меняются и требования, которые компании предъявляют к работникам. В современных условиях, когда развитие информационно-коммуникационных технологий способствует повышению информированности людей и обладание какими-либо знаниями уже не свидетельствует об исключительности того или иного человека, гораздо большее значение приобретает уровень развития личности.

 Ценности и поведенческие установки, коммуникабельность, оперативность мышления, способность к анализу и к работе с большими объемами информации — все эти качества оказываются куда более ценными, чем усвоенный набор конкретных профессиональных навыков.

«Мягкие» и «жесткие» навыки

Создать хорошо разработанную систему навыкового тренинга не столь просто. Прежде всего следует понимать различия между «жесткими» и «мягкими» навыками. К «жестким» навыкам (hard skills) относится усвоенный набор конкретных профессиональных знаний, который применим в определенной ситуации. Главный минус «жестких» навыков заключается в том, что они работают только в определенных, конкретных условиях. Достаточно произойти незначительному изменению условий труда — и обладание «жесткими» навыками может оказаться практически бесполезным. Работника придется переучивать, вкладывая в переподготовку силы и средства.

«Мягкие» навыки (soft skills) представляют собой комплекс необходимых качеств: коммуникабельность, способность к поиску и обработке информации, обучаемость. Они работают в любой ситуации, а человек, обладающий «мягкими» навыками, легко приспосабливается к ситуационной конкретике и оперативно вырабатывает для себя наиболее применимые в конкретной ситуации модели поведения или решения задач.

Современность — эпоха «мягких» навыков

В современном бизнесе именно «мягкие» навыки оказываются наиболее востребованными. Это объясняется в первую очередь высокой динамикой развития во всех аспектах современной жизни. То, что вчера было актуально, сегодня теряет свой практический смысл. Адекватно и оперативно реагировать на текущие изменения как раз и позволяет развитие «мягких» навыков. Свою лепту вносит и все более широкое распространение удаленной работы, дистанционного обучения и других аналогичных видов деятельности, требующих наличия «мягких» навыков.

В то же время в современной России сфера «мягких» навыков в бизнесе развита, на наш взгляд, недостаточно эффективно. Это не только результат исторически сформировавшейся традиции авторитарного администрирования, но и следствие специфики отечественной системы образования на самых разных уровнях — от средней школы до послевузовской подготовки научных кадров. Система обучения в России построена на усвоении «жестких» навыков, то есть строго определенных объемов знаний, конкретных предметов и дисциплин с минимальным вниманием к практическим занятиям.

Нехватка «мягких» навыков — проблема российского бизнеса

Естественно, низкий уровень развития «мягких» навыков не может не отражаться на ситуации с качеством подготовленности кадров в российском бизнесе. Вроде специалисты обладают необходимыми профессиональными знаниями, однако им не хватает способностей работать в команде, принимать решения, проявлять инициативу. Очень большая проблема — недостаточно развитые способности к координации совместных действий, отсутствие представлений об элементарной субординации, наконец, повышенная конфликтность.

Три компонента «мягких» навыков

«Мягкие» навыки складываются из трех базовых компонентов. Во-первых, это личные качества, врожденные и привитые в раннем детстве: трудолюбие, аккуратность, исполнительность и т.д. Во-вторых, это коммуникационные навыки. Они особенно значимы для тех специалистов, чьи профессиональные обязанности подразумевают активную работу с людьми. Навыки коммуникации не просто заложены природой (общительность), но и нарабатываются, развиваются в человеке, в том числе и благодаря систематическим тренировкам. Наконец, третий компонент soft skills включает в себя ту часть профессиональных знаний и навыков, которые накапливаются с опытом и которые практически невозможно получить в учебном заведении. К ним относятся всевозможные связи, базы данных, языковая практика, умение поиска и анализа информации и т.д.

Как приобрести «мягкие» навыки?

«Мягкие» навыки современный бизнесмен или менеджер приобретает опытным путем, сталкиваясь с многочисленными проблемами и трудностями. «Жизнь научит» — это крылатое выражение как раз о «мягких» навыках. Но может и не научить либо научить слишком поздно. Зачем учиться на собственных ошибках, тем более совершаемых многократно и угрожающих финансовому благополучию — личному или всей компании, если развить «мягкие» навыки позволяет существующая система навыковых тренингов? Любой компании лучше обратиться к практике таких тренингов, а именно — организовать занятия персонала у высококвалифицированных и опытных «звезд» этого направления. Другой альтернативы нет. Или вы озаботитесь решением этого вопроса, или будете сталкиваться со всевозможными неудачами на своем пути.


МИХАЙЛОВ Виктор в 2012 году с нуля организовал первый тренинг Фрэнка Пьюселика в Санкт-Петербурге. Потом на год уехал из России: работал у него в офисе. С 2013 года по сегодня организовал более 10 масштабных проектов в Питере и Москве. В данный момент расширил пул тренеров до трех: Анвар Бакиров, Вадим Демчег и Фрэнк Пьюселик. На последнем тренинге НЛП-практик было 134 человека — это рекордное число участников НЛП-тренингов в России.