Как перевести свой бизнес в онлайн-режим

perevesti«БОСС» в помощь | Технологии
Текст | Александр СИДОРЕНКО, интернет-маркетолог, бизнес-консультант, руководитель двух интернет-магазинов

Развитие информационных технологий сделало интернет неотъемлемым атрибутом жизни современного человека. «Информатизация» всех сторон общественной деятельности затронула прежде всего бизнес.

Сегодня отказываться от возможностей интернета — непозволительная ошибка для предпринимателя. Тем более что многие бизнесмены не просто активно используют интернет для развития бизнеса, а переводят последний из офлайн-режима в онлайн-режим. В первую очередь это касается сферы торговли, на примере которой мы более конкретно и рассмотрим процесс перевода офлайн-бизнеса в онлайн-бизнес.

В современных условиях формат больших магазинов в розничной торговле постепенно уходит в прошлое, уступая место онлайн-продажам. Главное преимущество интернет-магазинов — возможность для покупателя увидеть и оценить весь ассортимент товара, сколь бы обширным он ни был. При этом совершать покупки можно в комфортной домашней обстановке или за экраном рабочего компьютера, что позволяет существенно сэкономить время и избежать утомительных поездок по торговым центрам. Свои выгоды имеет и продавец. Увеличение налоговой нагрузки на торговые площади, высокая стоимость услуг по оформлению витрин, необходимость платить зарплату сотрудникам — все это подталкивает бизнесменов к очевидному выводу: переход на онлайн-формат позволит во много раз сократить расходы на содержание магазина или торговой сети. Еще один важный момент — это возможность вывести бизнес на региональный и федеральный уровень.

Итак, что же следует сделать владельцам магазина или торговой сети, чтобы выйти в интернет-пространство?

Во-первых, сформировать четкий план по развитию своего бизнеса в сети интернет. Далее — создать сайт и наполнить его хорошим контентом.

Во-вторых, обеспечить грамотную раскрутку и продвижение интернет-магазина в сети. Реклама — это важнейший залог успеха интернетбизнеса.

В-третьих, организовать колл-центр, который будет обеспечивать сопровождение покупки до момента оформления заказа, консультировать по ассортименту, а также осуществлять обратную связь с клиентом.

В-четвертых, организовать логистическое обеспечение онлайн-бизнеса. Для этого надо арендовать склад и найти сотрудников, которые будут заниматься комплектацией заказов и организацией доставки.

Ключевым моментом, облегчающим запуск онлайн-проекта, можно назвать и проведение в компании стратегической сессии, в ходе которой должна быть поставлена стратегическая цель развития проекта по запуску и раскрутке бизнеса в сети. Во время стратегической сессии необходимо выработать у команды понимание того, как эффективно продавать через интернет, а кроме того, сформировать рабочую группу, чьей основной задачей станет реализация утвержденного проекта.

Очень важно определить группу товаров, которые будут продаваться в онлайн-формате. Товар должен отвечать определенным требованиям. В первую очередь это должна быть такая продукция, которая не утратит качества при ее реализации через интернет. Для того чтобы выделиться в конкурентной борьбе, желательно предоставить линейку эксклюзивных продуктов или разработать уникальное торговое предложение. Это поможет фирме получить преимущество перед конкурентами и приобрести узнаваемое лицо в пространстве интернет-торговли. Если выбранный ассортимент товаров не позволяет предложить уникальную продукцию или цену, нужно разработать и предложить дополнительные услуги сервиса при покупке продукта в данном магазине.

Еще один крайне значимый этап — определение целевой аудитории, на которую рассчитаны потенциальные продажи предлагаемого ассортимента товаров или услуг. Необходимо определить потребности предполагаемого клиента и сформировать уникальное предложение, которое сможет его удовлетворить. Затем предстоит выстроить стратегию продвижения магазина и предлагаемого им ассортимента в пространстве интернет-торговли. Продвижение должно осуществляться на основе составленного портрета потенциального клиента. На этом этапе лучше всего обратиться за помощью к профессионалам в области seoпродвижения. Именно они подскажут, какие меры лучше предпринять для продвижения сайта.

На начальном этапе развития онлайн-продаж целесообразным представляется использование одностраничного продающего сайта, создание которого не требует больших вложений. Невысокая стоимость разработки и обслуживания такого сайта поможет избежать дополнительных убытков в случае ошибок, связанных с неправильным расчетом конъюнктуры рынка, от которых на начальном этапе развития онлайн-направления не застрахован никто.

Обязательное условие успешного функционирования онлайн-бизнеса — расчет эффективности инвестиций в развитие нового направления продаж. Формирование инвестиционного бюджета онлайн-продаж — крайне ответственная задача, от решения которой зависит дальнейшее функционирование направления. Должны быть учтены все пункты затрат: оплата услуг дополнительных сотрудников, которые будут задействованы в этом направлении, стоимость разработки и технической поддержки сайта, стоимость логистики и услуг дополнительного сервиса и т.д. Необходимо по возможности просчитать как можно больше рисков, которые должны быть учтены при формировании бюджета продаж и расходного бюджета. Следует помнить, что, как и любой другой бизнес, онлайн-бизнес нуждается и в обстоятельном финансовом обосновании, и в сведении к минимуму вероятных рисков.


СИДОРЕНКО Александр, руководитель двух интернет-магазинов 

  • Интернет-маркетолог.
  • Бизнес-консультант.
  • Автор книги «Анатомия интернет-магазинов от А до Я».
  • Сертифицированный специалист Яндекс. Директ и Яндекс.Метрика.
  • Сертифицированный специалист Google AdWords.