Напиток для благородного общения

«БОСС» в помощь | Этикет
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Вино на деловых переговорах.

Вино — прекрасный способ улучшить коммуникацию, взаимопонимание между деловыми партнерами, снять напряжение, сделать разговор более откровенным, способствовать личностному сближению, потому широко используется во время делового общения во всем мире. Прежде всего в странах Южной Европы, Балкан, христианских странах Южного Кавказа, странах Латинской Америки, а также в винодельческих регионах России, например в Крыму.

napitok1В этих странах и регионах вино — часть ежедневного меню: легкое вино пьют во время обычного приема пищи и как прохладительный напиток в течение дня. У французов и итальянцев, к примеру, каждый день к столу подается красное или белое сухое вино. Вино также входит в рацион испанцев, молдаван, грузин и многих других южных народов. У этих народов обычно в каждом доме есть где хранить вино — винная комната. В этих странах вино принято подавать даже во время сугубо делового общения в офисе, не говоря уже о деловых завтраках, обедах и ужинах.

Однако вино все больше входит в этикет переговоров и в более северных странах, причем далеко не только при общении с южанами. Оно успешно заменяет более характерные для северных стран пиво и крепкие алкогольные напитки.

Это прекрасное средство улучшить качество общения, одновременно сохранив общение в благородных рамках.

Облегчить взаимопонимание и отметить успех

PR-директор Национального рейтингового агентства, эксперт по организации переговоров Антон Запольский подчеркивает, что подача вина во время офисной части деловых переговоров придает им особый лоск, так как вино — атрибут светскости. «Вино сильный катализатор межличностного общения, — отмечает он. — Оно помогает многим людям снять скованность».

При этом, напоминает эксперт, нужно учитывать, что вино лучше не предлагать незнакомым переговорщикам. Во-первых, в некоторых культурных традициях, скажем, мусульманских, вино под запретом, и можно попасть в неприятную ситуацию, если вся делегация, с которой вы ведете переговоры, откажется от вина. Кроме того, замечает Запольский, у некоторых людей бывает аллергия на вино.

«Я стараюсь не использовать вино при организации переговоров с партнерами, с которыми компания работает недавно или впервые», — делится он. Лучше сначала уточнить отношение коллег к спиртному, понять предпочтения и лишь потом рассматривать какие-либо форматы встреч с подачей вин, подчеркивает эксперт.

Для того чтобы принять решение, предлагать ли вино на переговорах, стоит взвесить все «за» и «против», соглашается с Запольским генеральный директор компании PR-partner Инна Алексеева. «Если встреча планируется в первой половине дня, если на встрече среди участников мусульмане, то однозначно нет, каким бы прекрасным ни был ваш порыв произвести впечатление или угостить отличным вином». Прежде чем предлагать алкоголь, продолжает Алексеева, следует также убедиться, что среди участников переговоров нет человека, который решил «завязать».

Очень широко, замечает Запольский, распространена традиция подавать вино, прежде всего шампанское, по завершении переговоров, чтобы отметить их успех, поставить красивую точку.

Правила подачи вина

Антон Запольский подчеркивает, что подача вина во время ли переговоров или после их завершения строго регламентирована. Во время офисных переговоров, по мнению экспертов, можно использовать легкие, слабоалкогольные сорта как красного, так и белого вина. Иногда предлагают так называемые длинные коктейли из трех и более ингредиентов с добавлением безалкогольных напитков (в отличие от «коротких» их можно пить долго и не захмелеть).

Бутылки с вином рекомендуют ставить на стол предварительно открытыми, для того чтобы вино «подышало». Ординарные, «домашние» вина можно подавать на стол в кувшинах или графинах.

В первую очередь вино и любые спиртные напитки обязательно должны сопровождаться как минимум закусками, а как максимум полноценным приемом пищи, уточняет г-н Запольский. «Предлагать гостям вино без легких закусок в большинстве случаев дурной тон», — отмечает эксперт.

«Вино принято подавать в тюльпанообразных бокалах на высокой ножке, — подчеркивает директор Школы этикета «Завершающая Школа», специалист по деловому этикету Ольга Свежакова. — Такая форма бокала позволяет вину надышаться кислородом и сохранять правильную температуру напитка. Для белых вин используется бокал, по размеру больший, чем бокал для красных вин. Бокалы для шампанского более узкие — это помогает предотвратить избыточное образование пены». Бокалы для вина должны быть из прозрачного не цветного стекла.

«Если нужно разлить вино самостоятельно, — замечает г-жа Свежакова, — следует приготовить салфетку, которой необходимо обтереть горлышко после откупоривания». «И каждый раз, наливая вино, слегка поворачивайте горлышко к себе, — рекомендует она. — Это поможет избежать несимпатичных капель на скатерти».

После успешного же завершения переговоров, при подписании договора, на подносе вносят шампанское и бокалы. Его подают с легкой закуской — сыром, сухим пресным печеньем, орехами.

Для рыбы и мяса

Отдельный разговор, если деловая встреча проходит в ресторане. «Абсолютно естественно предложить вино за деловым обедом или ужином, особенно если среди ваших партнеров иностранные коллеги», — отмечает Инна Алексеева.

napitok2Управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков подчеркивает, что на деловых обедах вино обычно заказывают из расчета одна бутылка на три человека. Выбор вина зависит от блюд: с рыбой пьют белое вино, с мясом — красное.

Можно заказать как бокал, так и бутылку вина, замечает Ольга Свежакова. При этом следует учитывать, что бутылка — это примерно четыре бокала. «Если вы решили заказать бутылку, то в ресторане высокого уровня вам предложат предварительно попробовать вино. Обычно тот, кто заказывает (и кому потом принесут счет), тот и дегустирует напиток. Знатоки могут оценить цвет, аромат и вкус».

Если качество вина вызывает сомнения, то лучше сразу сообщить об этом официанту, говорит эксперт. В этом случае вам предложат другую бутылку этой же марки либо что-то подобное. Конечно, в счете испорченного вина не будет. «Замена бутылки допустима лишь в том случае, если вино действительно испорчено. Просить заменить вино, которое просто не понравилось, — дурной тон», — подчеркивает г-жа Свежакова.

Искусство пития

Как правильно пить вино? «Истинные ценители вина никогда не держат бокал за чашу, чтобы избежать соприкосновения теплой ладони с охлажденным напитком, — отмечает Ольга Свежакова. — И если держать бокал за ножку, то на чаше не останутся неэстетичные отпечатки пальцев».

Вино не принято наливать до краев, напоминает она. Чтобы насладиться цветом и ароматом вина, следует наливать примерно треть от объема чаши. «И только шампанское наливают почти до верха, оставив около сантиметра пространства бокала пустым».

«Чокаться во время делового обеда или ужина — нарушение этикета, — говорит эксперт. — Можно лишь слегка приподнимать бокалы, выражая тем самым почтение друг к другу».

Пить надо, не запрокидывая голову назад, подчеркивает г-жа Свежакова. Так же необходимо убедиться, что во рту не осталось кусочков пищи. То есть сначала проглотить, потом запивать.

Культурное винопитие, уверены наши эксперты, улучшает атмосферу делового общения, делает переговоры более продуктивными, а отношения между деловыми партнерами более прочными.

Опубликовано с разрешения портала hranim-vino.ru