Посредников накажут

БОСС-политика | Законопроекты
Текст | Сергей ПЕТРОВ

Президент внес законопроект о введении уголовной ответственности за посредничество в коммерческом подкупе.

Руководитель Центра стратегических коммуникаций 2S Денис Никитас утверждает: «Одну из причин введения такой нормы вижу в следующем. Очень часто человек, получивший взятку и пойманный даже с поличным, начинал с помощью адвоката гнуть линию о том, что он лишь посредник, и на самом-то деле взятка предназначалась вовсе не ему. В такой ситуации получатель взятки выглядит жертвой, которому начальник вменил в обязанность получить деньги. Хотя в подавляющем большинстве случаев тот, кто представляет себя посредником, просто выступает одним из звеньев в коррупционной цепочке, оставляющим свой “процент” себе. Введение этой нормы позволит считать взяткополучателем не только конечного “потребителя”, но и всех, кто “решает вопросы”, “может договориться”, заместителей, помощников руководителей, которые чаще всего такими посредниками и являются».

Александр Артемьев, заместитель генерального директора Berkshire Advisory Group, замечает: «Говоря об улучшении бизнес-климата в стране — а именно это декларируется как основная цель борьбы с коррупцией, необходимо отметить, что к выполнению этой задачи следует подходить комплексно, и здесь нельзя какуюто меру считать основной. Это относится и к инициативе, связанной с уголовным преследованием за посредничество при коммерческом подкупе».

По его мнению, любая инициатива должна учитывать все действующие на сегодня инструменты и механизмы в бизнес-процессах, как коммерческих, так и государственно-коммерческих. Это в первую очередь касается:

  • избыточного влияния государства на ведение бизнеса, прозрачности тендерных и договорных отношений;
  • вопросов разработки критериев приоритетности и дефицита;
  • доступности финансовых инструментов и ресурсов;
  • стимулирующей роли системы налогообложения;
  • эффективности административно-управленческих процедур и контроля.

В данном контексте уголовное преследование можно характеризовать как крайнюю меру, подчеркивает эксперт. Она фактически подтверждает неэффективность отдельных составляющих всего комплекса мер. При этом несомненно, что коррупционные дела надо рассматривать в особом порядке. А если такие факты выявляются в конкретной государственной структуре, ее руководители обязаны нести персональную ответственность не только за себя, но и за действия своих сотрудников.

Борьба важна и своевременна, поскольку проблемы с коррупцией порождают непредсказуемость решений тех или иных государственных ведомств. Иными словами, бизнесмены не понимают, как вести бизнес в России, где правила меняются очень часто, причем в условиях экономической нестабильности.

Таким образом, как показывает общемировая практика, лишь за счет комплексных подходов к решению той или иной задачи можно добиться эффективного результата.