Рыбный караван идет в Россию

В. ПотеряхинБОСС-профессия | Проект
Текст | Александр ФЕДОТОВСКИХ, к.э.н., PhD, профессор РАЕ, член Государственной комиссии по вопросам развития Арктики (г. Калининград);
Владимир ПОТЕРЯХИН, генеральный директор компании «Холод», член Арктической академии наук, заместитель председателя Союза «Северные промышленники и предприниматели» (г. Норильск)

Морепродукты Дальнего Востока можно и нужно вернуть российскому потребителю.

Наибольший удельный вес по вылову и выпуску рыбопродукции в России приходится на рыбопромышленный комплекс Дальнего Востока, располагающий наилучшей сырьевой базой среди всех регионов РФ.

По оценке научно-исследовательского отделения промысловых прогнозов, информационных технологий и океанографии «ТИНРО-Центра», вклад Дальневосточного бассейна в общий вылов водных биоресурсов в российских водах составляет до 78%. При этом основные промысловые запасы региона концентрируются в пределах Камчатского края (2 млн т допустимых уловов, или более 65% всех запасов). Камчатка — рыбная столица России и сможет обеспечить качественной рыбой все российские регионы.

Рыбохозяйственный комплекс Дальневосточного региона обладает большим потенциалом для увеличения поставок рыбопродукции на российский рынок. Однако на сегодняшний день лишь 35% рыбы из ДФО оказывается в других регионах РФ. Процесс сдерживают неразвитая транспортно-логистическая инфраструктура и множество иных проблем.

После введения в августе 2014 года эмбарго на импорт некоторых видов продукции из стран Евросоюза, США, Канады и ряда других в ответ на антироссийские санкции заместить подпавшую под эмбарго западную рыбопродукцию предполагалось в том числе и рыбой с Дальнего Востока. Но, как заявили тогда участники рынка, дальневосточная рыба стоит дороже импортной — в основном за счет высоких тарифов на железнодорожные перевозки.

Проблемой является и отсутствие инфраструктуры для хранения рыбной продукции на Дальнем Востоке: во Владивостоке холодильные мощности составляют не более 50 тыс. т, и поэтому бóльшая часть улова уходит за рубеж — на родине его попросту негде хранить.

Магистраль будущего

По мнению экспертов, на данный момент только через Северный морской путь (СМП), судоходную магистраль, проходящую вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана, может быть налажена наиболее быстрая транспортировка рыбной продукции с Дальнего Востока. По данным аналитиков, есть возможность транспортировать с российского Дальнего Востока в центральную часть страны не менее 200 тыс. т рыбы, делая от 25 до 50 рейсов в течение года, при этом с помощью СМП можно даже экономить около $25 с тонны груза в сравнении с железнодорожными перевозками.

При этом Севморпуть, как считают многие эксперты, можно задействовать не просто как дополнение железнодорожных перевозок рыбы в центральную часть России, но и как альтернативный, а то и равнозначный маршрут.

Сегодня транспортировка рыбы Северным морским путем очень дорогостоящее удовольствие из-за тарифов «Атомфлота», который осуществляет ледокольную проводку как монополист рынка. Так, провоз СМП тонны леса стоит 118 рублей, нефти — 480 рублей, а стоимость провоза рыбы, которая в номенклатуре «Атомфлота» не предусмотрена и в классификации грузов числится в разделе «Прочее», составляет 1048 рублей.

Возникают проблемы и с таможенным оформлением рыбопродукции, транспортирующейся по СМП. Также препятствием выступает неразвитая инфраструктура обеспечения безопасности транспортных судов, следующих по Севморпути.

Системная работа

Ситуация с санкциями заставила власти вспомнить о важности оптимизации поставок рыбопродукции из регионов ДФО в европейскую часть страны. В 2014 году вновь заговорили об использовании с этой целью Северного морского пути. Однако, несмотря на мероприятия, проводимые сейчас в этом направлении федеральными и региональными органами власти, наблюдается разрозненность действий и отсутствие единой системы и схемы поставок дальневосточной рыбы в регионы РФ.

Для преодоления существующих противоречий и создания логистического и инфраструктурного комплекса по доставке морепродуктов из ДФО предлагается осуществить ряд мероприятий:

1. Провести комплексную исследовательскую работу по организации транспортной линии через Северный морской путь. Одним из первых шагов здесь должна стать оценка рисков проекта перевозки дальневосточной рыбы в Европу по арктической водной магистрали.

2. Разработать концепцию создания логистической базы между западом и востоком России. Подготовить предложения о реальных технических возможностях для принятия и хранения рыбопродукции портами; проработать вопрос оперативной выгрузки; определить круг заинтересованных предприятий, готовых поставлять рыбопродукцию; предусмотреть меры государственной поддержки. 

3. Правительству РФ принять решение о снижении тарифов на перевозку рыбы по СМП в 4–10 раз. На первоначальном этапе запуска проекта при незначительных объемах перевозки рыбы возможно даже обнуление провозной платы. 

4. Организовать взаимодействие между приарктическими регионами и территориями РФ, находящимися вдоль Северного морского пути, для возможности осуществления прямой загрузки транспортных судов рыбой из ДФО и обратной загрузки товарами, необходимыми регионам Арктической зоны РФ.

5. Установить единые государственные закупочные цены на морепродукты и разработать систему компенсации для сглаживания региональных различий в затратах на производство рыбной продукции.

6. Регионам, заинтересованным в поставке морепродуктов, выстраивать собственные логистические схемы для транспортировки продукции по СМП и на материке через региональные министерства транспорта совместно с перевозчиками и ритейлерами.

7. Для увеличения грузооборота разработать и внедрить инвестиционные проекты по строительству дополнительных портовых и складских мощностей, хабовтерминалов, включая холодильные терминалы в базовых портах транспортной линии — Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, Архангельске, Санкт-Петербурге, Мурманске, Калининграде. Одновременно в центральной части России и в Приуралье создать три–четыре крупные перевалочные (оптовые) базы-хабы для разгрузки контейнеров-рефрижераторов, складирования и дальнейшей транспортировки по торговым сетям страны. Таким образом, в западные регионы страны (до Урала) транспортировку рыбы можно будет осуществлять посредством Севморпути, в восточные — железнодорожными рефрижераторами.

8. Организовать освидетельствование судов для плавания по Северному Ледовитому океану у представителей Севморпути в портах отгрузки рыбы в ДФО. 

9. Создать единую рыбную биржу ДФО. 

10. Организовать логистический центр по приемке рыбы из ДФО в районах Архангельска и Мурманска.

11. Построить холодильные терминалы для обработки рыбных грузов в портах Хабаровского края — например, в районе Ванино — Совгавань, что сделает плечо для рыбаков Камчатки и Сахалина меньше, чем при доставке уловов во Владивосток.

12. Обеспечить выгрузку в дальневосточных портах, так как за обработку рыбных грузов на берегу взимаются немалые деньги.

13. Создать единую систему метеорологической и ледовой обстановки и прогнозирования, доступной перевозчикам морского транспорта, для предварительного согласования прохода судовых караванов во время наименьшего количества ледового покрова в морях Северного Ледовитого океана. Наблюдения за ледовой обстановкой показывают некоторое уменьшение ледового покрова, иногда проводка ледоколов не требуется, что резко уменьшит стоимость транспортировки рыбы через СМП.

14. Разрешить частным компаниям ледокольную проводку рыбных караванов по СМП. Чем большее их количество станет барражировать в морях Северного Ледовитого океана, тем меньше выйдет стоимость ледовой проводки судов. 

15. Осуществить координацию действий региональных правительств СЗФО, ДФО, регионов Арктической зоны РФ, Федерального агентства по рыболовству, рыбацкого сообщества, рыбных портов, ФГУП «Атомфлот», ОАО «РЖД», ООО «Союзморниипроект », ФГКУ «Администрация Северного морского пути» и других заинтересованных в организации поставок ведомств и предприятий.

Реализацию указанных мер исполнить через создание Государственной рыбопромышленной компании (корпорации), действующей преимущественно на прибрежных (портовых) территориях ДФО и СЗФО.

Импортозамещение — государственная задача, в том числе и в области доставки рыбы с Дальнего Востока, а это означает, что решение вопросов по транспортировке морепродуктов из ДФО в регионы РФ должно стать приоритетным.

Время новых технологий

Одно из важнейших направлений модернизации существующей системы логистики — переход на новую технико-технологическую платформу для хранения и транспортировки рыбопродукции. Передовой мировой опыт показывает, что уменьшение конечной стоимости рыбы зависит от технологий хранения и перевозки. Необходимо внедрение рефрижераторных морских контейнеров, облегчающих перевозку и не требующих перегрузки в промежуточных точках перевозки. Контейнеры такого типа могут быть установлены на любое судно, железнодорожную платформу или грузовой автомобильный транспорт краном и доставлены сразу до места назначения. То есть для перевозки замороженной рыбы не понадобятся специальные железнодорожные вагоны-рефрижераторы, которые в развитых странах практически не выпускаются. Также отпадает необходимость в строительстве специального рефрижераторного флота.

Новые технологии позволяют собирать складские помещения-холодильники любой мощности: производится отсыпка, заливается армированный фундамент, строится подушка, собирается металлокаркасная конструкция, которая обшивается сэндвич-панелями. В условиях Арктики и Крайнего Севера предварительно строится свайная конструкция в виде ростверка. Для работы такого склада требуется лишь стабильное электропитание с резервным вводом от другой подстанции или с резервным дизель-генератором. Время сборки холодильной камеры-склада для заморозки и хранения рыбы варьируется от трех–четырех дней до трех–четырех месяцев при размерах 100×100×10 м. В объем 100 тыс. куб.м входит примерно 30 тыс. т рыбы. При этом в один контейнер для перевозки объемом 60 куб. м помещается около 20–30 т рыбы. Выходит, в размахе всей страны необходимо всего 2–3 тыс. контейнеров для отгрузки рыбы с регионов ДФО.

Приоритеты расставлены 

Перевозка рыбы и морепродуктов по Севморпути — стратегически важная задача для страны и требует скорейшего практического исполнения. По расчетам аналитиков, если полностью разгрузить Транссибирскую магистраль, то общий объем поставки морепродукции из ДФО может составить 1 млн т. Стоимость доставки рыбной продукции по железной дороге — около 13 тыс. рублей за тонну. При доставке продукции по Северному морскому пути общая стоимость — порядка 9 тыс. рублей за тонну.

Использование северной морской магистрали позволит также разгрузить Транссиб, уменьшить дисбаланс на рынке железнодорожных перевозок рыбы во время путины, сократить количество звеньев в транспортном пути и увеличить скорость доставки рыбы до 20–25 дней вместо 40 дней по традиционному маршруту. Сокращение издержек на транспортировку приведет к уменьшению стоимости рыбы для конечного потребителя.

И, наконец, траспортировка рыбы по СМП поможет в развитии всей Арктики, особенно в условиях санкций, экономического кризиса и заморозки проектов освоения новых арктических месторождений и шельфа.