Босс №10 2015 г.

Аркадий ДВОРКОВИЧ: основные планы импортозамещения утверждены

БОСС-профессия  | Главная тема
Текст | Официальный портал Правительства РФ

Заместитель председателя Правительства РФ, курирующий импортозамещение в гражданских отраслях, рассказывает о текущих задачах в данной сфере.

Основные планы импортозамещения уже утверждены, сейчас идет их детализация, конкретизация, выбор конкретных исполнителей, проходят различные конкурсные процедуры, процедуры размещения госзаказа, и это теперь абсолютно конкретная, иногда почти ручная работа. Где-то механизмы являются более рыночными, как, например, в агропромышленном комплексе.

Если говорить про АПК, программа импортозамещения действует уже практически год. Она являлась логическим продолжением госпрограммы «Развитие АПК» в целом, которая и сейчас есть. И сегодня мы обсуждали прежде всего препятствия к ее реализации, будь то меры, направленные на борьбу с фальсифицированной, контрабандной продукцией, или доступ к финансированию, ветеринарные требования, то есть тот перечень вопросов, которые в принципе всегда стоят на повестке дня, но, если мы хотим активно заниматься импортозамещением, нужно решать эти вопросы быстрее.

Еще один акцент делается на более глубокую переработку сельскохозяйственного сырья (вторичные, третичные переделы) и меры по поддержке этих секторов.

Даны поручения по усилению ответственности при производстве и реализации продукции, по которой публикуются, предъявляются недостоверные сведения о ее составе, то есть, по сути, все, что связано с фальсификатом, а также даны поручения, связанные с более активной реализацией программы в части глубокой переработки сельхозсырья.

Речь идет о производстве пищевых добавок, аминокислот — все, что связано с переработкой субпродуктов из мясного сырья. Во всем мире из этого получают продукты, которые потом используют в самых различных отраслях — в медицине, в химии, в других сферах. У нас этого не делается, мы все это покупаем. Мы используем у себя, по сути, либо сырье, либо продукт его первичной переработки и вынуждены импортировать все остальное. Но у нас есть потенциал делать это все самостоятельно.

При этом нужна господдержка, особенно в условиях высоких процентных ставок. Если бы они были у нас низкие, наверное, можно было обойтись и без господдержки. Когда процентные ставки высоки, надо искать возможности субсидирования ставок прежде всего.

По налогам дополнительных преференций, пожалуй, не требуется. Если компании начнут размещаться на территориях опережающего развития, в особых зонах, там эта поддержка автоматически будет. Думаю, что многие выберут именно такой способ работы.

По продовольственному эмбарго. Принципиальный подход состоит в том, что все, кто применяет против нас санкции, должны сталкиваться с соответствующими ответными мерами.

Отдельный вопрос: у нас изначально в проектных решениях заложена закупка импортной техники. Такие примеры имеются во всех отраслях: в нефтянке, газе, нефтехимии — везде есть технические требования, которые изначально ориентированы на зарубежную продукцию. Если компании будут понимать, что в случае получения ими господдержки они обязаны ориентироваться на российскую продукцию в какие-то определенные сроки, где это возможно, они должны будут это делать. Именно такие вопросы будут рассматриваться на комиссии.

О работе комиссии по импортозамещению. Были приняты решения, направленные на организацию ее работы, а также работы ее отдельных органов. В ней две подкомиссии — по гражданским и по оборонным отраслям промышленности. Мне и Дмитрию Олеговичу Рогозину поручено заниматься этими вопросами в ежедневном режиме.

Составы подкомиссий сформированы, намечены планы на ближайшие месяцы, сначала по формированию (и корректировке, где уже существуют) соответствующих программ импортозамещения, а затем, со следующего года, по выполнению функций, связанных с конкретными инвестиционными проектами в этих сферах, реализуемыми нашими государственными компаниями, компаниями с госучастием, а также при наличии государственной поддержки. Б