Босс №08 2015 г.

Туризм объединит государство и бизнес

Рубрика | Отрасли
Текст | Николай КОЧЕЛЯГИН

 

В марте состоялось первое заседание рабочей группы Президиума Государственного совета по вопросу «О развитии туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплекса Российской Федерации». По итогам дискуссии утверждены концепция и структура доклада к заседанию Президиума Государственного совета.

Заместитель руководителя Фе­де­раль­но­го агентства по туризму Николай Ко­ро­лев считает, что сейчас сложилась ситуация, благоприятная для развития туристической отрасли. У нее появился шанс стать локомотивом новой отечественной экономики.

Сегодня нам не хватает помимо имиджевой составляющей налаженных транспортных связей, разработанных и распиаренных туристических продуктов, но главное — инфраструктуры, на которую выделяются бюджетные деньги. А они, в свою очередь, должны привлекать частный капитал, отмечает замглавы ведомства.
Туристическая отрасль одна из немногих в стране получила дивиденды от увеличившейся разницы стоимости валют. Доллар и евро выросли — поток туристов за рубеж уменьшился, внутри страны — увеличился. По итогам 2014 года внутренний туризм вырос примерно на треть — с 32 миллионов человек в 2013-м до 41,5 млн. По сути, впервые наши туристы не вывезли деньги, а оставили их работать в своей стране. В прошлом году только на курортах Сочи оборот в индустрии туризма составил около $500 млн. Так что вливание произошло не просто на уровне «покупки матрешек».
Бизнес реагирует на такую активность: скажем, к новому летнему сезону один из крупнейших туроператоров России компания «Пегас» запускает чартерные авиационные рейсы внутри страны. По 10–11 рейсов в неделю в Кавминводы, Сочи, Крым  из десятка «дальних» городов, в том числе Уфы, Казани, Сургута, Новосибирска, Хабаровска. Будет предложен фактически «выездной» пакет: гиды, трансфер с европейскими стандартами качества и с ценой, сравнимой с нынешними ценами на поездку в Турцию или Египет.
Должно реагировать и государство: ведь туризм «кормит» до 40 смежных отраслей, в том числе малого и среднего бизнеса. Но прежде всего развитие отрасли обещает кардинальные изменения в подходе к появлению инфраструктурных проектов: гостиниц, объектов питания, парковок, дорог и т.п. Это шанс для комплексного развития территорий за счет туристско-рекреационных кластеров.
В России действует Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011–2018 гг.». Федеральное агентство по туризму — государственный заказчик-координатор программы. Частные инвесторы совместно с администрациями регионов создают проекты и на конкурсной основе получают софинансирование из государственного бюджета (федерального и регионального).
Серьезность проекта для нас — это проработанный план, обоснованность (увеличение потока туристов, создание рабочих мест и т.п.), начало работ. Финансирование происходит в таких долях: 80% — затраты инвестора, 20% — государства. Го­су­дар­ствен­ная часть делится следующим образом: 5% — региональный бюджет, 15% — федеральный.
«Думаю, что поворот туриста к своей стране и станет проверкой настройки отношений государства и бизнеса, — уточняет Николай Королев. — Бизнес откликнулся, мы — тоже».