Босс №08 2015 г.

Защита конкуренции в подвешенном состоянии

Рубрика | Законопроекты
Текст | Николай КОЧЕЛЯГИН

 

Законопроект ФАС о защите конкуренции получил отрицательный отзыв ГПУ президента. По данным СМИ, в управлении недовольны тем, что служба не учла предыдущие замечания, которые были сделаны к законопроекту еще до его внесения на рассмотрение Госдумы.

В ГПУ опасались, что предложения служ­бы способны привести к повышению административной нагрузки на бизнес и росту издержек, а сами формулировки документа при этом могут неоднозначно толковаться, поскольку «носят декларативный характер». Под сомнение попали предложение о возможности ФАС оценивать законность предоставления государственной или муниципальной преференции, а также инициатива о возможности централизованной проверки решений территориальных отделений ФАС.

Перспективы законопроекта на текущий момент выглядят туманными, отмечает управляющий партнер консалтинговой компании Heads Александр Базыкин. С одной стороны, наши власти не раз заявляли о намерении усилить конкуренцию и ужесточить условия работы в данном направлении. Однако отрицательный отзыв ГПУ может как минимум затруднить принятие законопроекта в том виде, в котором его предлагают, а как максимум заставит отказаться от его принятия. Последний вариант, конечно, будет наименее вероятным, хотя и полностью сбрасывать его со счетов не стоит.
Предлагаемый законопроект был сдержанно-жестким и вполне мог работать в том виде, в котором его внесла ФАС. Тем не менее ГПУ президента настаивает на ужесточении ряда норм, и, если это произойдет, многим игрокам на российском рынке в том виде, в котором они существуют сегодня, придется очень несладко: им потребуется перестроить огромное количество бизнес-процессов, чтобы соответствовать новому законодательству.
Что же касается развития конкуренции, то позиции ГПУ президента выглядят справедливыми: развитой конкуренцию в России назвать вряд ли можно. Важной проблемой в данном контексте является даже то, когда далеко не все понимают, что происходит в этой сфере. К примеру, у наших министерств и ведомств просто нет системного подхода к развитию конкуренции, многие даже не могут уяснить, что от них требуется. Экспертный совет при правительстве, проанализировав материалы ведомств, подготовленные для доклада ФАС о конкуренции в 2014 году, заявил, что ни одно ведомство не представило исчерпывающую информацию по этому поводу. Это очень показательная ситуация, считает эксперт.
В число основных мер, которые следует принять для развития конкуренции, входит максимальное снижение доли госсектора в экономике, отход от монополизации бизнеса в инфраструктурных отраслях, а также при осуществлении закупок, упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования и повышение уровня защиты прав потребителей. «Ко всему этому нам идти еще долго, и законопроект, который отклонило ГПУ, мог бы стать хорошим началом для этой работы, — полагает Александр Базыкин. — Пока же бизнесу остается только ждать решения властей».