«Рестарт» откладывается
Рубрика | Страница редактора
Текст | Александр ПОЛЯНСКИЙ
Хорошая новость июля — судя по всему, экономика достигла дна: падение прекратилось. Плохая — на этом дне российская экономика может задержаться на несколько месяцев как минимум.
Предпосылок к росту в виде потребности в импортозамещении и резкого увеличения привлекательности экспорта в современной экономической ситуации недостаточно — по крайней мере для фронтального, но не секторального экономического роста. И, что самое неприятное, правительством и ЦБ (не на словах, а на деле) не создается механизмов стимуляции роста.
Происходит чаемое ЦБ снижение инфляции, однако за счет сжатия платежеспособного спроса, но не расширения предложения. При этом инфляционные риски сохраняются — из-за того, что национальная валюта продолжает падать, а стоимость импортных товаров, соответственно, расти.
Банковское кредитование — и корпоративное, и потребительское — резко сокращено из-за ухудшения экономического положения потенциальных заемщиков, однако в первую очередь из-за ужесточения требований ЦБ даже по сравнению, например, с 2009 годом, а также низкой адаптивности банковской системы. Таких жестких кредитных условий для компаний и потребителей, пожалуй, не было в последние 15 лет. И это все в ситуации нехватки собственных доходов фирм и граждан.
Банк России предельно осторожен со стимулированием денежного предложения — опасается всплеска инфляции. Судя по всему, слишком осторожен: если не стимулировать производство и потребительский спрос, то экономика будет в лучшем случае стоять на месте.
При подобной политике трудно ожидать «рестарта» экономики. «Рестарт» возможен только при «наступательной», контрциклической политике, включающей денежное стимулирование как спроса, так и производства. Это рискованно, требует очень высокой квалификации и координации органов управления, но успех вполне реален. Так что принцип «не навреди», о котором говорят в кулуарах экономические чиновники, — скорее, просто боязнь действовать.
Александр Полянский