Технологии облегчили жизнь налоговикам и бизнесу

Рубрика | Налоги/Регулирование

Текст | Николай КОЧЕЛЯГИН

Федеральная налоговая служба России в первом квартале 2015 года увеличила перечисления в консолидированный бюджет по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом на 11,6%, до 3,3 трлн рублей. При этом поступления в федеральный бюджет выросли на 17% и составили 1,8 тлрн рублей.

 

Глава службы Михаил Мишустин отметил: «Основным драйвером такого роста поступления налоговых доходов является налог на добавленную стоимость. Он вырос за первый квартал на 20%. Это связано с внедрением второй части автоматизированной системы контроля за возвратом НДС».

 

По его словам, внедрение автоматического контроля за возмещением налога дало казне дополнительный 101 млрд руб­лей. Благодаря этому контрольные процедуры были сокращены, из зоны контроля выведен добропорядочный бизнес. В прошлом году количество налоговых проверок в России уменьшилось на 14% и составило 36 тысяч.

 

«Рост налоговых поступлений в первом квартале в значительной степени отражает общую тенденцию роста цен на товары и услуги в национальной экономике. Продавать стали дороже, объемы выручек номинально выросли, а потому и поступления налога увеличились. Показатель роста поступлений в казну близок к зафиксированному в первом квартале 2015 года уровню инфляции — 7,4%; за год ожидается показатель инфляции в 12–15%», — полагает эксперт юридической компании «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко.

 

По его мнению, внедрение информационных средств в налоговых органах существенно меняет ситуацию с мониторингом и контролем деятельности налогоплательщиков. Чем больше информации о сделках и их участниках поступает в налоговые органы, тем меньше необходимость в изучении документов непосредственно налоговым инспектором. Таким образом, вся нужная информация уже имеется в базе данных, и получена она в основном от контрагентов проверяемого налогоплательщика, так что и их проверять потребности не возникает.

 

Этот эффект успели ощутить в некоторых соседних странах, отмечает Лит­ви­нен­ко. Например, в Казахстане благодаря электронному взаимодействию между конт­рольными органами и внедрению системы управления рисками в 2014 году был введен мораторий на налоговые проверки в отношении малого бизнеса, а с 2015 года власти намерены отказаться от системы плановых проверок. На Украине власти достаточно давно установили сплошной электронный учет всех совершенных на территории этой страны сделок с НДС, и с начала 2015 года длится полный мораторий на проведение налоговых проверок на предприятиях со сравнительно небольшой выручкой. По оценкам налогового ведомства, похоже, что результаты достигли своих целей, поскольку мораторий хотят продлить и на 2016 год.

 

Неудивительно, что налоговые органы России также рассматривают возможность отказа от плановых проверок по крайней мере на некоторое время и в отношении небольших компаний. Депутаты Московской областной думы внесли на рассмотрение соответствующий проект о поправках в Налоговый кодекс РФ в конце марта. Если учесть, что проверки сравнительно небольших предприятий даже при обнаружении недостатков и наложении санкций оказываются экономически нецелесообразными для бюджета, существует весьма ощутимая вероятность принятия таких поправок в будущем, считает эксперт.