Александр СЕРЯКОВ: новый статус акцентирует роль нашего медицинского учреждения в формировании онкологической службы Подмосковья
Рубрика | Здравоохранение
Текст | Елизавета МИЛЮТИНА
Фото | Из архива ГБУЗ МО «МООД»
Главный врач Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Московский областной онкологический диспансер» (ГБУЗ МО «МООД»), доктор медицинских наук, профессор Александр Павлович Серяков — об основных направлениях работы онкологической службы Московской области и о том, какое место в ее структуре занимает возглавляемое им медицинское учреждение.
— Александр Павлович, какова политика в сфере профилактики и лечения онкологических заболеваний в Московской области?
— Генеральная политика нашего государства во всех субъектах Российской Федерации, в том числе и в Московской области, — это улучшение демографической ситуации в стране. В контексте решения этой задачи на первый план выступают профилактика, ранняя диагностика и адекватное лечение злокачественных новообразований.
Общеизвестно, что самое главное в борьбе с любыми заболеваниями, включая и онкологические, — это профилактика и своевременное выявление факторов риска. Для онкологических заболеваний факторы риска — вредные привычки (курение, злоупотребление спиртными напитками), неправильное питание и ведение малоподвижного образа жизни, а также неблагоприятная экологическая ситуация. Мероприятия по нивелированию этих факторов проходят во всех регионах Российской Федерации, включая и Московскую область.
Не стоит забывать, что онкологические заболевания по своей сути — это генетические мутации. В организме даже здорового человека есть атипичные клетки, некоторые из которых потенциально могут привести к формированию опухоли. Однако для того чтобы обычная здоровая клетка стала злокачественной, должен пройти целый ряд генетических событий. В этом вопросе еще очень много глубинного, что только предстоит выяснить, и именно на решение этой проблемы направлены усилия онкологов всего мира, в том числе и наши.
— Какие первоочередные задачи стоят перед онкологической службой Московской области?
— Основная задача онкологической службы Московской области соответствует той, что была поставлена в 2012 году в одном из майских указов президента России, — это снижение смертности от злокачественных новообразований в Российской Федерации до показателя 192,8 на 100 тыс. населения к 2018 году.
По результатам 2013 года такой показатель в Московской области составил 232 на 100 тыс. населения. Данные на 2014 год несколько ниже — 228 на 100 тыс. населения. При этом в области наблюдается некоторый рост онкологических заболеваний, что, на наш взгляд, обусловлено повышающейся онкологической настороженностью населения и достижениями ранней диагностики.
— Какова роль Московского областного онкологического диспансера в системе онкологической службы области?
— В Московской области сформирована трехуровневая система организации онкологической помощи. Первый уровень — это первичные онкологические кабинеты, сейчас их в Подмосковье 77. Второй уровень — онкологические отделения центральных и городских больниц области. Третий уровень — медицинские учреждения, где онкологическим больным оказывается высокотехнологичная и высокоспециализированная медицинская помощь. Это Московский областной онкологический диспансер и Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ), в котором также есть онкологические и радиологические койки.
Московский областной онкологический диспансер — лечебное учреждение, где собираются самые сложные случаи онкологических заболеваний в области. В год мы пролечиваем порядка 19 тыс. пациентов. Это приблизительно 10% от всего количества онкологических больных в области. В общей сложности в Московской области по итогам 2014 года мы насчитываем 192 тыс. онкологических больных (то есть около 2,7% от всего семимиллионного населения области). Этот показатель приблизительно совпадает как среднестатистический с другими регионами Российской Федерации.
— В этом году МООД должен получить статус Московского областного онкологического клинического центра. Что изменится после этого?
— Действительно, в 2015 году наш диспансер будет переименован в Московский областной онкологический клинический центр. К нему присоединится шесть филиалов, ныне онкологических отделений второго уровня из Подольска, Коломны, Сергиева Посада, Клина, Дедовска и Одинцова. В дальнейшем предполагается дооснащение филиалов современным оборудованием, повышение квалификации их специалистов, увеличение численности сотрудников. Так у больных появится возможность получать высокоспециализированную медицинскую помощь в своих районах.
Новый статус акцентирует роль нашего медицинского учреждения в формировании онкологической службы Подмосковья и даст новый импульс его развитию.
— В конце 2015 года намечена сдача в эксплуатацию нового хирургического корпуса МООД. Какое значение это будет иметь для сферы здравоохранения Подмосковья?
— На сегодняшний день коечная емкость онкологической службы Московской области составляет 1441 койку. Однако исходя из нормативов, установленных в Российской Федерации для онкологических коек, региону необходимо их ровно в два раза больше. После введения в эксплуатацию нового хирургического корпуса МООД коечная емкость онкологической службы области увеличится на 250 коек. Дальнейшему ее увеличению будет способствовать расширение количества коек дневного стационара по области.
Полная сдача в эксплуатацию нового хирургического корпуса МООД запланирована на декабрь 2015 года. Его появление существенно расширит наши возможности. Сейчас все наши отделения хирургического профиля, а также отделение детской онкологии расположены в корпусе, который был построен в 1966 году и, к сожалению, уже не соответствует современным требованиям. Новый хирургический корпус возводится в соответствии с вышедшими в 2010 году новыми санитарными нормами и правилами Российской Федерации. Как я уже сказал, он рассчитан на 250 коек. Здесь разместятся современнейшие операционные, реанимационная служба и диагностическое отделение.
В частности, в новый корпус переедет детское онкологическое отделение, по проекту оно должно занять два этажа. Сегодня в детском отделении диспансера 40 коек, в новом корпусе мы увеличим их количество до 50. Кроме того, там будут учебные классы. Некоторые маленькие пациенты лечатся у нас очень долго, и теперь у нас появилась возможность организовать их школьное обучение.
Также в новый корпус перейдет пять наших отделений хирургического профиля: два онкогинекологических, торакальное и торакоабдоминальное отделения и отделение колопроктологии.
После введения в строй нового корпуса мы приступим к капитальному ремонту старого хирургического корпуса. Рассчитываем, что это позволит увеличить количество радиологических и химиотерапевтических коек, расширить нашу поликлиническую службу и площади лабораторного отделения.
— В апреле начинается строительство двух новых онкорадиологических центров — в Балашихе и Подольске. Какое место они займут в системе онкологической службы Московской области?
— Действительно, в 2015 году в Московской области согласно концессионному соглашению планируется строительство двух центров ядерной медицины — один будет в Балашихе, на базе МООД, а другой в Подольске. Центры строятся на основе государственно-частного партнерства и получат современное радиологическое оборудование для диагностики и лечения онкологических больных. Например, в центре ядерной медицины в Балашихе предполагается внедрение методики позитронно-эмиссионной томографии, совмещенной с компьютерной томографией (ПЭТ-КТ). У нас будет циклотрон, три ПЭТ/КТ-сканера, четыре линейных ускорителя. Один ПЭТ/КТ-сканер появится и в Подольске, из нашего центра туда будет доставляться радиофармпрепарат для исследований.
Онкорадиологические центры в Балашихе и Подольске должны заработать в 2017 году. Мы рассчитываем, что их появление стимулирует раннюю диагностику онкологических заболеваний на основе страховой медицины. Также надеемся, что благодаря этим центрам большему числу пациентов Московской области станет доступна лучевая терапия.
— Вы неоднократно говорили, что дальнейшие планы развития МООД связаны с усилением научно-практический деятельности диспансера. Какова ваша цель?
— Да, и эти планы довольно амбициозны. Наша цель — получение статуса регионального НИИ онкологии.
Предпосылки для этого, на мой взгляд, хорошие. В течение последних двух лет к нашему коллективу присоединилось немало высококвалифицированных сотрудников — онкологов и радиологов, многие из которых раньше работали в федеральных медицинских центрах. Сейчас у нас в штате семь докторов наук, существенно увеличилось число кандидатов наук, стало заметно больше соискателей ученых степеней. У нас есть патенты Российской Федерации на изобретения, заявки на рационализаторские предложения. Наши сотрудники довольно много публикуются как в российских, так и в зарубежных медицинских изданиях. Мы активно участвуем в конференциях — и в тех, которые сами организуем для онкологов Московской области, и в тех, что проводятся на федеральном и международном уровнях.
МООД является клинической базой ряда кафедр медицинских вузов: кафедры хирургии и онкологии РУДН, кафедры онкологии и торакальной хирургии МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, кафедр хирургии и акушерства и гинекологии Медицинского института усовершенствования врачей ФБГОУ ВПО «МГУПП».
Уже сегодня мы активно взаимодействуем со многими федеральными лечебными учреждениями страны, со всеми онкологическими диспансерами Российской Федерации, а также с рядом зарубежных онкологических клиник. В будущем мы хотели бы направить некоторых наших специалистов на зарубежное обучение. В наших планах — изучить достижения в области онкологии ведущих мировых клиник и перенести лучшее из этого в МООД.
— Какое значение в вашей карьере врача-онколога и организатора онкологической помощи имеет работа в областном онкологическом диспансере?
— Мое назначение на эту должность произошло в конце 2013 года. Врач — человек сомневающийся, и я не исключение, поэтому, получив предложение возглавить МООД, я, конечно, колебался. Однако, когда министр здравоохранения Московской области и вице-губернатор Московской области сказали мне, что работа будет сложной, что ведущее медицинское онкологическое учреждение области столкнулось с рядом проблем в организации онкологической службы и лечении больных, я сразу принял решение. Почему? Потому что изначально я военный врач. И, в общем-то, вся моя жизнь прошла под знаком каких-то микро- и макропобед над болезнями моих пациентов, над трудностями. Сложности меня не останавливают, а наоборот, побуждают к более активной деятельности, к их преодолению. Мне нравится бег, а бег с барьерами еще больше.
— А как вам удалось привлечь в свои ряды врачей из федеральных лечебных центров?
— В большей степени их заинтересовали, конечно, наши перспективы.
Впрочем, определенную роль сыграл и материальный фактор. Мы с нашей финансовой службой смогли установить для сотрудников диспансера зарплаты, несколько превышающие уровень оплаты труда персонала в федеральных клиниках, в том числе и московских. За счет перераспределения средств в рамках системы ОМС, за счет расширения платных услуг для пациентов из других регионов России и стран ближнего зарубежья. Кроме того, в 2014 году среди наших пациентов впервые появились граждане дальних стран — из Азии, Африки и Ближнего Востока.
— МООД активно работает с волонтерскими структурами. Какую роль, на ваш взгляд, должно играть общество в решении проблемы онкологических заболеваний?
— Да, мы работаем с благотворительными организациями. Например, с нами активно сотрудничает фонд «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой. Кроме того, в МООД создан фонд пожертвований для организаций и частных лиц, средства из которого идут в первую очередь на наше детское отделение.
Мы планируем расширить работу с общественными структурами. Нужно, чтобы общество обращало больше внимания на онкологические проблемы — чуму и XX, и XXI века. Борьбе с раком надо уделять больше внимания и вкладывать в нее больше средств. Ведь каждая спасенная жизнь — это возвращение в строй еще одного человека, гражданина Российской Федерации, а значит, принесение блага всему нашему обществу. Б
СЕРЯКОВ Александр Павлович, главный врач ГБУЗ МО «МООД».
Доктор медицинских наук, профессор, полковник медицинской службы запаса, врач высшей категории.
Профессор кафедры хирургии и онкологии ФПК МР РУДН.
Родился 19 августа 1967 года в Краснодаре. В 1990 году с отличием окончил Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова в Ленинграде.
Трудовой путь начал в 1990 году командиром санитарно — эпидемиологического взвода воинской части в г. Николаеве (ВДВ), с 1991 по 1993 год работал ординатором госпитального взвода медицинской роты воинской части в г. Пскове, с 1993 по 1996 год — клиническим ординатором при кафедре гематологии и клинической иммунологии Военно-медицинской академии.
В 1996 году перешел в ГВКГ имени Н.Н. Бурденко, работал старшим ординатором отделения химиотерапии лимфопролиферативных заболеваний (1996–2003 год), начальником Радиологического центра — главным радиологом ГВКГ имени Н.Н. Бурденко (2003–2010 год). Также в 2005–2010 годах преподавал на факультете военного образования ММА им. И.М. Сеченова.
С 2010 по 2011 год занимал должность главного специалиста-онколога Лечебно-реабилитационного центра Минздравсоцразвития РФ. С 2011 по 2013 год — руководитель центра онкологии, радиологии и химиотерапии Лечебно-реабилитационного центра Минздрава РФ, с марта 2013 по октябрь 2013 года был заместителем директора по научно-лечебной работе Московского научно-исследовательского онкологического института имени П.А. Герцена Минздрава РФ. В ноябре 2013 года назначен на должность главного врача ГБУЗ МО «Московский областной онкологический диспансер».
А.П. Серяков опубликовал более 400 научных работ в отечественных и зарубежных изданиях, автор 16 методик.
Член Московского онкологического, радиологического и гематологического обществ и Международного экспертного совета по лечению костных метастазов.