Босс №03 2015 г.

Наказание невиновного

1Рубрика | Страница редактора

Вице-премьер Аркадий Дворкович уже дважды подвергся резкой критике президента… за отмененные в ряде областей электрички. Это выглядит странно. Почему именно он становится основным объектом резкой критики главы государства, а не министр транспорта Максим Топилин и глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин, ведь электрички — их непосредственная зона ответственности? Дворкович же отвечает за отраслевое регулирование в целом. В его компетенции все отрасли народного хозяйства, кроме ОПК и частично энергетики: до электричек ли ему?

Суть проблемы в следующем: операторами пригородного железнодорожного сообщения с некоторых пор стали пригородные пассажирские компании, которые получают не только финансирование по линии РЖД, но и региональное финансирование. Это обоснованно, учитывая, что тарифы на перевозки регулируются региональными энергетическими комиссиями.

Но тогда Минтранс, ответственный в том числе за социальную составляющую транспорта, должен был бить в набат. Вполне возможно, и бил. Однако набата ни общественность, ни президент не услышали. В силу того, что у министерства недостаточный аппаратный вес.

Вообще управленческая ситуация в правительстве такова, что, скорее всего, требует новой административной реформы. Соотношение обязанностей между вице-премьерами и министрами нездоровое.

Почему Дворкович разрабатывал российское эмбарго на поставку сельхозпродукции, а не министр сельского хозяйства Николай Федоров? Почему тот же Дворкович «мониторит» ситуацию в продовольственной торговле, а не глава Минпромторга Денис Мантуров, курирующий внутреннюю торговлю? Рационально ли «нарезаны» полномочия министерств, когда Минпромторг занимается оборонкой и торговой отраслью? Не логичнее ли отдать Минсельхозу всю агропродовольственную сферу, включая торговлю, чтобы полностью сосредоточить продовольственную проблематику в одних руках?

Подобными же примерами подмены работы министерств изобилует деятельность и других вице-премьеров — Рогозина, Голодец, Хлопонина…

В 2004 году прошла правительственная реформа, предложенная Германом Грефом. Согласно ей, основу правительства составили политически ответственные министры, возглавившие укрупненные министерства, а вице-премьер был предусмотрен только один. Однако к 2005 году пришлось отчасти вернуться к прежней схеме, потому что «проваливалось» межведомственное взаимодействие.

Золотой середины не получилось: вице-премьеры со временем превратились в политических кураторов министерств, и любой мало-мальски «политический» вопрос автоматически относится к их зоне ответственности, а большинство министров рассматривается как технические управленцы.

Впрочем, в ситуации с электричками межведомственный момент присутствует, но он не уровня Дворковича. Он касается финансовых отношений РЖД и региональных администраций, а значит, и Минфина — ведомства в прямом подчинении премьера. Однако по отношению к главе кабмина Дмитрию Анатольевичу Медведеву у нас действует другое политическое правило: он находится заведомо вне критики. За «ненаказуемого» начальника вынуждены, по известной китайской стратагеме, отдуваться невиновные. Такова, скорее всего, подоплека претензий к Дворковичу.

 

Александр Полянский