Босс №03 2015 г.

Помогать в партнерстве с бизнесом

4Рубрика | Президентские / Правительственные программы

Текст | Николай КОЧЕЛЯГИН

12 февраля в Правительстве РФ обсудили меры по совершенствованию системы среднего профессионального образования (СПО).

Меры должны помочь создать современную, эффективную систему проф­образования, ориентированную на запросы предприятий и способную удовлетворять потребности нашей экономики. Как рассказал премьер-министр Дмитрий Медведев, в прошлом году в колледжах обучалось 2,3 миллиона человек, еще полмиллиона проходили подготовку в университетах по программам СПО.

Чтобы улучшить систему среднего профессионального образования, необходимы совместные усилия бизнеса, государства и образовательных учреждений, считает партнер рекламного агентства Kitchen Алексей Лето. «Я бы предложил в качестве основных мер: увеличение финансирования, повышение привлекательности такого образования среди учащихся и их родителей, а также привлечение бизнеса, который будет заранее анонсировать и предлагать рабочие места будущим выпускникам».

Большинство руководителей на местах, как известно, жалуется на нехватку финансов для эффективной деятельности. «Как увеличить финансирование? Первая мысль, которая приходит в голову, — выделить дополнительные деньги из бюджета. Однако бюджет не резиновый, а на дворе кризис», — сетует г-н Лето. По его словам, далеко не все руководители образовательных учреждений могут похвастаться предпринимательским мышлением. А именно умением получить для себя ответ на вопрос: «Где и как взять деньги?» Вместо этого кричат на весь Интернет: «Денег нет!»

Способов привлечь средства, по мнению эксперта, много: брать коммерческие заказы на производство того, что должен уметь производить выпускник, продавать или сдавать в аренду хорошие кадры на предприятия — открыть агентство по трудо­устройству, где плательщиком будет бизнес, сдавать в аренду площади для научной или культурной деятельности, искать гранты или участвовать в госзакупках по профилю.

Как сделать образование привлекательным? До сих пор каждый ответственный родитель в нашей стране живет в парадигме «Ребенок должен поступить после школы в институт». Однако важно показать привлекательность рабочего труда, считает Алексей Лето.

В советской культуре есть достойные примеры, когда героями кинолент или книг становились лесорубы, колхозники или слесари. В Германии хороший автослесарь признается обществом не менее ценным сотрудником, чем банковский клерк, а у нас все стремятся в офисы.

Каким образом может помочь бизнес? Бизнес должен присутствовать в подготовке кадров: выделять стипендии для отличников, например, приглашать на произ­водственную практику и участвовать в жизни учащихся. Ключевые роли: пропаганда профессии, софинансирование талантов и производственная практика. Самая важная, на мой взгляд, часть образования подростка — дать ему «потрогать профессию». Человеку нужно попробовать и захотеть стать специалистом в каком-то любимом деле. «Ключевое слово — любимый, — уточняет эксперт. — Для этого целесообразно организовать дни открытых дверей не только в техникумах, но и на предприятиях».

Какова роль государства? Государство должно или выделить деньги, или дать возможность их найти. К роли государства можно также отнести организацию обучения менеджмента образовательных учреждений, чтобы они лучше управляли и считали деньги.

«Управление качеством, — отмечает Алек­сей Лето, — это не роль государства. Это естественная роль рынка. Если выпускники востребованы бизнесом, значит, качество обучения хорошее. Главное, что надо сделать, — прекратить финансировать неудачников». Б