Босс №11 2014 г.

Виктор КОЛЕСНИКОВ: через осмысление меняющегося мира — к реализации нового предназначения образования

44Рубрика | Образование

Текст | Иван СЕРГЕЕВ

Фото | ИРКПО

Виктор Колесников, доктор философских наук, заслуженный учитель РФ, директор Иркутского регионального колледжа педагогического образования, председатель Иркутского областного отделения Философского общества России, — о философии преобразований в российском и глобальном образовании.

— Виктор Алексеевич, на какие главные вызовы времени должно сегодня ответить, по вашему мнению, российское образование?

— Для того чтобы отвечать на вызовы сегодняшнего времени, российскому образованию (а я бы сказал даже современному образованию в целом) надо стать принципиально иным, адекватным миру и открытым ему, измениться сообразно произошедшим переменам и развивающимся реалиям.

Мы слишком много ждем от образования, но наши ожидания будут тщетны до тех пор, пока мы не осознаем, что проблемы, в основе своей вытекающие из глобально созданного посредством научно-технической революции искусственного окружения для человека, — совершенно другая реальность, это не тот мир, в котором мы привыкли жить предшествующими десятилетиями. И человеку ныне надо проявить максимум интеллектуальных усилий, чтобы «расколдовать», понять новую реальную ситуацию. И учить глубокому осмыслению происходящих социальных перемен нужно со школы.

Главным предметом или даже модульным блоком в школьных, колледжных, вузовских учебных планах, в постдипломном образовании взрослых следует определять методологию познания окружающей жизни. Ее мы сегодня вообще не знаем, если не считать, что зрительно ощущаем, созерцаем ее физическое состояние. И не более того. Но это путь, который ведет нас, как определил названием своего известного труда Шпенглер, к закату Европы. Применительно к нашим дням — к концу цивилизации. Мириться с этим нельзя.

Наше образование застандартизировано, затехнократизировано. В результате человек, которому Паскаль справедливо дал название мыслящего тростника, стал выхолощенным, высушенным гербарием, экспонатом для музея под названием «анахронизмы нашего времени». Поэтому ответить на большое число вызовов, вставших перед нами и требующих в первую очередь их структуризации, определения первостатейных, наиболее важных среди них, образованию пока не под силу. Это надо осознать.

Требуется посредством необходимого к обновлению образования понять, что человек сейчас — это его мозг, его внутренний мир, меняющаяся человеческая природа и даже измененная телесность. Соответственно наиглавнейший вызов наших дней — этический. Все остальные проблемы отходят на второй план.

Нам нужно ответить на серьезный вопрос: что есть человек сегодня и что с ним произошло в условиях полного изменения социума? Ответить надо по существу. Беда в том, что очень многие науки занимаются человеком, его проблемами и делают это весьма разрозненно. А нужен целостный взгляд.

Рассматривать человека, как ранее — по отдельным частям, подходам, стало нельзя. Представить целостность его ныне может только философия, выстраивающаяся как система наднаучных, теоретически упорядоченных положений, ценностей. Формируя целостный образ мира и человека в нем, философия позволяет увидеть лакуны, пробелы, «черные дыры» в наших познаниях о них и концептуально определить векторы, направления их преодоления, ликвидации.

— А что вы имеете в виду под этими многочисленными «черными дырами» в человеческой природе? Какую роль в их осмыслении играет образование?

— «Черных дыр», которых немало во Вселенной, очень много в современном познании. Начиная от тех, которые мы создали целенаправленно, например, внедряя в систему высшего образования стереотипы его «оболонивания». Или переводя оценку работы образовательных организаций, руководителей, педагогов на балльную шкалу. По ней выходит, что чем больше баллов набирается, тем показатели, уровень работы школы, вуза выше. Ничего подобного!

Сплошь и рядом хорошо видно: чем больше формально набранных баллов, тем хуже положение дел в учебном заведении. Это и есть убийственный технократизм, внедренный в живую ткань образования. Мы сегодня за баллами не видим детей и подростков. В лучшем случае в молодежной среде появляются собственные субкультуры. В худшем — молодежь попадает под негативно-чуждые влияния. Еще Василий Ключевский глубоко подметил, что молодежь — как та бабочка, летящая на все яркое, красочное, но попадающая в итоге в огонь. Образование оказывается вне вышеупомянутой проблемы: оно продолжает вразумлять, учить по стандартам, постоянно отстающим от жизни на восемь–десять лет. И отступить от них нельзя. А в это время полное обновление информации в мире идет не в годовом, не в месячном цикле, а исчисляется уже неделями. Так мы что, вчерашнему дню учим? Ничем, кроме как имитацией образовательной деятельности, это назвать нельзя.

Однако есть и сложные «черные дыры» в окружении человека, оказывающие на него негативное воздействие. «Дыры», остающиеся вне нашего внимания. Это уже упомянутый стремительно растущий объем информации, становящийся инфомассивом, а для нас этот инфомассив неизбежно переливается в инфошум. Человек полностью в нем растворен. Он потерял самого себя, свое индивидуальное «я». Налицо хорошо видимое отрицательное явление самоотчуждения, которое образование не пытается изолировать, преодолевать.

Другая «черная дыра» наших дней, еще более уводящая человека от реальной действительности, — все бóльшее погружение человека, общества в виртуальное (а по существу, искажающее действительность) состояние. Достижения научно-технического прогресса этому во многом содействуют. В итоге человек лишен основополагающих смыслов своей деятельности. Что интересно, гуманитарная наука не проявляет смелости в объяснении виртуала, во многом с философской точки зрения возникшего за счет бешено растущего объема информации, с которой внутренние и внешние человеческие ощущения не справляются. Надо объяснить, что же происходит с человеком в этой ситуации. И дерзкие гипотезы мы уже высказываем. Но одновременно нам нужен новый авторитет в области психофизиологии типа Сеченова.

Или другая проблема: почему бездуховность и нигилизм стали процветать в жизни? Конечно, не потому, что мы вдруг решили все себе позволить. Новые негативные проявления в социальном окружении подтолкнули человека в эту сторону. И он поддался соблазнам. В нашей жизни визуальность (созерцательность) все больше и больше вытесняет вербальность, основу которой составляет слово, формирующее интеллект, духовность. Почему-то мы решили, что живем только здесь и сейчас. Такого не может быть. Разрыв с прошлым сразу ведет к гибели человека как духовного явления. Не зная своего прошлого, своих корней, истоков, мы никогда не познаем самих себя теперешних. И лишь смелая инициатива президента страны по созданию единой концепции отечественной истории положила конец дальнейшему падению нас в безызвестность.

— Какие тогда предложения по исправлению ситуации предлагает ваш целостно-философский взгляд на действительность?

— Сегодня все мы проходим своеобразную проверку временем. Касается это и многовековой человеческой мудрости. В наши дни не выдерживают никакой критики, например, изречения: «У женщины дорога от печки до порога» или «У женщины волос длинный — ум короткий». Именно присутствие женщины в общественной жизни современной цивилизации позволяет гуманизировать социум, преодолевая в нем грубость, дает возможность сделать его мягче, добрее, душевнее. Нам надо актуализировать наработанные веками высокие человеческие ценности. И ставка здесь должна быть сделана на мудрость и духовность женского пола.

У нас есть прекрасное учение о ноосфере выдающегося отечественного ученого Вернадского. По сути дела, ноосферой он назвал абсолютно новую эру в истории человечества. Но пока это все в теории. Новая сфера, как нам представляется, начнется со своего точечного формирования. На мой взгляд, по аналогии с искусственными имплантантами, внедряемыми медициной в организм человека (включая сердце, печень, часть глаза и т.д.), которые срастаются с естественной тканью и тем самым продляют человеку жизнь, надо вести речь и о точечно внедряемых имплантантах-инновациях в жизнь цивилизации. Глобальный научно-технический прогресс завел человечество в тупик, что обессмыслило его жизнь. Обретение смысла сегодня, конечно же, возможно с опорой на обновление образования! Нужно отказаться от воззрений на образование как на процессы лишь обучения, воспитания, социализации индивида. Это «детские» представления о нем, поскольку выступают воплощением предобразования. Образование по большому счету начинается там, где индивид окажется способным самостоятельно реализовывать свой жизненный выбор, стремясь в обезличенном мире выразить себя личностно, индивидуально, то есть творчески-неповторимо. Ныне эту человеческую способность душат стандарты. И яркие личности возникают вопреки им. Однотипность в обществе никогда не создает условий для появления новых Ломоносовых, Алферовых, Плющенко…

Образование, по моему убеждению, — это инструмент революционных преобразований в обществе, причем осуществляемых ненасильственным, а эволюционно-инновационным путем, личностно-волевым потенциалом человека, его энергетикой, способностью жить в режиме постоянных изменений и не бояться их.

Образование сопутствует всей человеческой жизни, в течение которой, родившись первый раз естественным путем, в личностном, в ярко нестандартном плане человек может родиться второй раз. Только такой человек в силах решать проблемы жизни самостоятельно, не впадая при этом в ступор. Образование в нашей жизни много не бывает, а вот мало — да. С этим мы столкнулись сейчас. Специалистов много, а ситуация критическая.

Образование в новом веке как социальный институт должно выполнить абсолютно новую — надинституациональную — миссию, став интегратором инноваций, разрабатываемых в разных сферах жизни. Пока этого не будет, нам предстоит действовать как лебедь, рак и щука.

Образование сегодня — одно из условий становления национальной идеи России, способной объединить общество на коллективно-разумных основаниях, и, опираясь на них, мы окажемся способными выстоять против вводимых извне в отношении России санкций. Благодаря этому мы решаем собственные проблемы с опорой на внутренние ресурсы, осуществляя их с инновационных позиций. Ибо новые достижения требуются нам самим.

Это и выступает объединяющим фактором для общества, смело решившегося на изменения. Этот шанс — как наше российское ноу-хау.

Именно такие инновации обеспечат стране путь в будущее. Это требует от научного сообщества новой гуманитарной методологии познания, которая позволит видеть новые акценты, нюансы, изменения, тренды в нашей жизни и действовать, менять тем самым себя в изменяющемся контексте. Нужна гуманитарная методология, которая поможет преодолеть неразумие разума и научит жить по зову души, сердца, всегда стремящегося к прогрессу духа как выразителя гомосапиентного прорыва теперь уже в сферу коллективного разума. Б

 

 

Колесников Виктор Алексеевич, директор ГБПОУ ИО «Иркутский региональный колледж педагогического образования», доктор философских наук, заслуженный учитель РФ, председатель Иркутского областного отделения Российского философского общества. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.