Босс №08 2014 г.

Санкции на каждый день

1Рубрика | Страница редактора

Поучаствовав в разжигании истерии после катастрофы малайзийского лайнера, европейские лидеры не могут теперь не вводить санкции, даже несмотря на то что причины катастрофы неясны, не говоря уже о степени причастности к ней России. При этом санкции пока объявлены довольно вегетарианские: они несут с собой неприятности, но преимущественно локальные.

Последствия в основном связаны с ограничением финансирования со стороны американских и европейских финансовых институтов, что при высочайшей степени зависимости российского корпоративного сектора от западных кредитов негативно сказывается на его возможностях. Первая череда ограничений пришлась на предыдущие волны санкций, сопровождавшиеся массовым снижением рейтингов: России в целом, регионов, муниципалитетов, компаний. Теперь, после новой волны эскалации украинского кризиса и новой волны санкций, возникнут новые проблемы.

Парадокс в том, что санкции слабо связаны с действиями России. Весной нам угрожали секторальными санкциями за ввод войск на восток Украины. Президентские выборы на Украине, несмотря на все их странности, Москва признала. Ввода войск в Донбасс не случилось, постановление Совета Федерации, разрешающее президенту использовать войска, отменено, Россия небезуспешно пыталась участвовать в переговорном процессе между официальным Киевом и ополченцами… Однако элементы секторальных санкций все равно введены. Есть вероятность, что так же «логично» будут действовать и дальше.

Минэкономразвития намерено оспаривать санкции в арбитражных органах ВТО, справедливо рассматривая их как форму торговой войны. Но кроме этого, российское правительство должно добиваться четкой увязки между претензиями к конкретным действиям и санкциями.

Предыдущие месяцы показали, что есть шаги во взаимоотношениях с иностранными партнерами, на которые политическое руководство готово пойти, чтобы обезопасить российский бизнес — даже ценой потери лица. Однако главные шаги необходимы внутри страны. Проблемы с Западом еще раз подчеркнули совершенно нездоровую ситуацию с корпоративным внешним долгом России. Она уже аукалась нам во время кризиса 2008–2009 годов, и вот теперь повторяется вновь, во время рукотворного кризиса.

Виной всему чрезмерная налоговая и коррупционная нагрузка внутри страны и отсутствие нормальной кредитной системы. А экономические власти, вместо того чтобы снижать налоговое бремя и улучшать кредитную ситуацию, действуют в прямо противоположном направлении.

На фоне ухудшения ситуации на кредитном рынке ЦБ повысил ключевую ставку до 8%. Параллельно возникла инициатива Минфина повысить налоговое бремя — либо ввести региональный налог с продаж, либо увеличить НДС до 20%. И это после клятвенного заверения первого вице-премьера Игоря Шувалова от 8 апреля с.г., что «налоговое бремя в ближайшие годы повышаться не будет». Понятно, что Министерство финансов стремится обезопасить бюджет. Но все-таки цели разных государственных органов должны быть между собой взаимоувязаны. Трудные времена, в которые мы вступаем, предъявляют очень высокие требования к экономической политике — ставки слишком велики.

 

Александр Полянский