Босс №08 2014 г.

Михаил МЕНЬ: нужно наращивать темпы жилищного строительства, в первую очередь жилья экономкласса

38Рубрика | Главная тема

Текст | Иван ПЕТРОВ

На расширенном заседании коллегии Минстроя России 3 июля глава министерства Михаил Мень очертил главные направления деятельности ведомства на современном этапе.

Министр начал с программы «Жилье для российской семьи». По его словам, с рядом регионов из тех 58, которые уже подали свои заявки, подписаны официальные соглашения, и мы сейчас выходим предварительно на цифру 18,3 млн кв.м жилья — потенциального жилья, которое будет строиться в рамках этой программы. С учетом того, что у нас программой предусмотрено до конца 2017 года введение 25 млн кв.м жилья экономического класса дополнительно к ранее запланированным объемам, есть надежда, что программа даст свой результат.

Построенное в рамках данной программы жилье будет стоить не больше 30 тыс. рублей за 1 кв.м, и приобрести его смогут отдельные категории граждан, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не имеющие возможности сегодня приобрести такое жилье по рыночным ценам. Это молодые семьи, молодые ученые, специалисты соцсферы, врачи, учителя, инженеры, работники оборонно-промышленного комплекса.

Минстроем совместно с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию разработан конкретный механизм по привлечению заемных средств на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, застраиваемых в рамках программы, позволяющий снизить цену на возводимое жилье. Это сейчас одна из главных задач, и основной вызов по увеличению объемов вводимого жилья — отсутствие больших земельных участков под комплексную застройку, оснащенных внешними сетями. Надеемся, что программа эту ситуацию начнет менять.

Об ипотечном кредитовании. Одна из задач государственной политики — снижение процентных ставок по ипотечным кредитам. Ныне средняя процентная ставка по ипотеке — 12,3% годовых. Это в первую очередь связано с высокой стоимостью средств, привлекаемых банками для выдачи кредитов. Государственной программой предусмотрено, что к 2015 году превышение среднего уровня процентной ставки по ипотеке над индексом потребительских цен составит не более 3,8 процентных пункта и к 2018 году — не более 2,2 процентных пункта. Задача очень сложная. Предоставление таких кредитов должно быть обеспечено по крайней мере отдельным категориям заемщиков в рамках социальных ипотечных программ.

Уже сегодня достаточно большое количество таких программ работает. По сниженным ставкам предоставляются кредиты военнослужащим (по ставке 9,5%, 10,5%), получателям сертификатов материнского капитала (по средней ставке 7,65%), молодым учителям (по ставке 8,5%) и молодым ученым (по ставке 10,3%). Помимо этого, конечно, очень серьезные программы социальной ипотеки с использованием региональных бюджетов реализуются в 61 регионе, и есть определенные программы еще у наших банков с государственным участием.

О поддержке отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. С 2008 по апрель 2014 года улучшили свои жилищные условия более 272 тыс. ветеранов Ве­ли­кой Отечественной войны. В настоящее время не обеспеченными жильем остаются 16,9 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны. В 2014 году будет обеспечено жильем 8 тыс. ветеранов. Сегодня Минстроем прорабатывается вопрос выделения в текущем году дополнительных средств в размере 9,8 млрд рублей из федерального бюджета на обеспечение жильем ветеранов, что позволит улучшить жилищные условия всех ветеранов, состоящих в данный момент на учете в органах местного самоуправления.

Также госпрограммой предусмотрены средства для обеспечения жильем более 5 тыс. инвалидов ежегодно до 2020 года.

3,5 млрд рублей направляется ежегодно на улучшение жилищных условий молодых семей. В 2013 году государственной поддержкой воспользовались 25 тыс. таких семей.

Правительством утвержден комплекс мер по улучшению жилищных условий многодетных семей, имеющих трех и более детей. Сегодня их более 1 млн 100 тысяч. С 2012 года, с момента принятия этих нормативных документов, за поддержкой обратилось 535 тыс. многодетных семей. Более 155 тыс. многодетных семей уже получило бесплатно земельные участки, в очереди еще 380 тыс. многодетных семей, в отношении которых сейчас в регионах ведется работа по подбору и предоставлению земельных участков. Министерство держит на контроле эту ситуацию, правительственной Комиссией по развитию жилищного строительства принято решение по передаче к уже имеющимся земельным ресурсам регионов более 7 тыс. га федеральных земель для решения поставленной задачи. Скорейшему решению вопроса также будет способствовать рассматриваемый в данный момент Государственной думой законопроект, предусматривающий дополнительные и альтернативные меры поддержки улучшения жилищных условий многодетных семей.

Что касается развития рынка доступного арендного жилья. С 2012 года в 30 регионах страны в эксплуатацию введено 608 тыс. кв.м арендного жилья, в том числе в пилотном режиме. АИЖК реализует проекты по формированию арендного жилья в целом ряде регионов: это Новосибирская, Нижегородская, Пензенская области, Алтай. Также заключены соглашения о намерениях развития рынка арендного жилья еще с 17 регионами. Для формирования законодательной базы развития рынка доступного арендного жилья подготовлен законопроект, предусматривающий условия долгосрочного найма жилья на доступных условиях, условия предоставления земельных участков застройщикам без торгов. Законопроект подготовлен к рассмотрению Государственной думой во втором чтении и учитывает предложения депутатского корпуса. Надеемся, что до конца сессии он будет принят.

Важная тема — снижение административных барьеров, что является, безусловно, вторым вызовом по решению увеличения объемов вводимого жилья в стране.

Правительство подготовило и внесло в Государственную думу закон о наделении Правительства правом устанавливать исчерпывающий перечень в процеду­рах строительства для различных сфер строительства. Во исполнение этого федерального закона Правительством утвержден исчерпывающий перечень процедур именно в сфере жилищного строительства. В настоящее время перечень включает в себя 134 процедуры, из них 129 установлены федеральными законами и нормативно-правовыми актами и еще пять процедур могут быть установлены на региональном и муниципальном уровнях. Перечень включает процедуры, необходимые на всех этапах реализации проектов жилищного строительства: от получения разрешения прав на земельный участок до государственной регистрации прав на построенные объекты. Они распространяются на проекты строительства отдельных многоквартирных домов, комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, а также индивидуального жилищного строительства. Напомню, что по окончании переходного периода к ноябрю текущего года никакие иные процедуры в сфере жилищного строительства, за исключением предусмотренных и утвержденных перечнем, применяться не будут.

Необходимо отметить, что до принятия указанных решений количество федеральных, региональных и муниципальных административных процедур в сфере жилищного строительства составляло порядка 220, то есть уже определенное движение вперед. Но мы не собираемся на этом останавливаться и до конца года постараемся путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, в нормативно-правовую базу еще сократить объем этих согласований.

Также в сфере улучшения предпринимательского климата в строительстве разработан законопроект, предусматривающий возможность осуществлять работы по подготовке строительной площадки до получения разрешения на строительство, — важный момент, который, безусловно, строители ожидают, регионы ожидают. Предлагаемые изменения позволят существенно сократить средние сроки начала строительства, создать условия для повышения предпринимательской активности.

Не менее важный момент в работе министерства, безусловно, — нормативное и техническое регулирование в строительстве. В целях введения механизмов, мотивирующих подрядчиков соблюдать условия государственных и муниципальных контрактов, Минстроем подготовлены проекты нормативных актов, предусматривающих введение обязанности подрядчика предоставлять обеспечение дополнительного финансового выполнения работ в случае увеличения их стоимости в ходе реализации контракта, а также запрет на выплату более 85% стоимости, предъявляемой к оплате заказчику, выполненной работы до ввода объекта в эксплуатацию.

Также в целях совершенствования правовой базы для использования типовой проектной документации Минстроем России разработан проект федерального закона о внесении изменений в Гра­до­строительный кодекс Российской Фе­де­ра­ции и федеральный закон — технический регламент о безопасности зданий и сооружений. Применение типовой проектной документации позволит, безусловно, сократить сроки строительства объектов, в том числе объектов социально значимых, сроки прохождения государственной экспертизы проектной документации, а также уменьшить расходы бюджетов бюджетной системы на возведение объектов капитального строительства.

Минстрой России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с участием Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, национальных объединений саморегулируемых организаций в строительной сфере приступил к подготовке стратегии инновационного развития строительной отрасли. Данная стратегия будет построена на реалистическом сценарии, отражающем развитие и внедрение инноваций в строительстве.

По вопросу привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства. Мы фактически завершили работу по подготовке нормативной базы, направленной на привлечение частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. Принято порядка 30 нормативно-правовых актов. Теперь главная задача для нас — практическое внедрение новых правил игры, прежде всего за счет перехода на долгосрочные тарифы и механизмы концессионных соглашений. В соответствии с этими правилами с 1 июля 2014 года Правительство Российской Федерации раз в 5 лет устанавливает средний индекс предельного роста совокупного коммунального платежа для регионов, а субъекты, в свою очередь, — предельные индексы роста таких платежей для муниципалитетов в границах, утвержденных федеральным центром.

Для обеспечения прозрачности и понятности данного механизма и своевременной корректировки индекса с учетом экономической ситуации в соответствующих актах Правительства будут указываться коэффициенты, устанавливаемые для каждого региона исходя из расчетной необходимости с учетом изменения стоимости энергоносителей, умножаемые на уровень инфляции. В среднем по Российской Федерации изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в текущем году не смогут превышать 4,5%, или инфляция минус 30%.

Параллельно с внедрением долгосрочного регулирования совокупного платежа граждан вводится и долгосрочное тарифное регулирование, что позволит решить вопрос изношенности инфраструктуры путем привлечения инвестиций. Прежде всего это, безусловно, заключение концессионных соглашений.

Внесение изменений в федеральное законодательство дает возможность перейти на долгосрочные тарифы с 2014 года, то есть по готовности регионов, по их желанию. С 2016 года такие решения будут обязательными. Это защитит инвесторов от непредсказуемости местных властей. В то же время для привлечения в отрасль именно добросовестного бизнеса предлагается фиксация целевых показателей качества и надежности.

В 2013 году было расселено более 1 млн кв.м аварийного жилья. За текущий год — задача очень сложная — мы планируем расселить 200 тыс. человек из 2 млн 800 тыс. кв.м аварийного жилья. Утвержден комплекс мер по ликвидации такого жилого фонда, предусматривающий в том числе и установление четких показателей для каждого региона. Для решения данной задачи мы упростили условия предоставления поддержки регионам и увеличили федеральное софинансирование.

Теперь средний уровень софинансирования со стороны регионов составляет порядка 47%. Но, с другой стороны, мы будем и более жестко требовать и контролировать, потому что сейчас за излишне высокое софинансирование со стороны регионов уже не спрятаться. Поэтому мы станем обеспечивать жесткий контроль за выполнением намеченных планов. У нас появилась новая система по контролю: мы контролируем все этапы от подачи заявки до фактического заселения семей.

Что касается управления многоквартирными домами. Хочу отметить: в окончательной редакции требования к лицензиату, то есть к управляющей компании, которая будет лицензироваться, — наличие необходимых материально-технических средств и кадров и отсутствие грубых нарушений в управлении многоквартирным домом в течение года до момента получения лицензии. С мая 2015 года, то есть по окончании отопительного периода, без лицензии управлять многоквартирным домом станет запрещено.

Кроме того, помимо внедрения лицензирования Минстроем в качестве дополнительных мер, направленных на стимулирование управляющих компаний к добросовестной работе, планируется введение штрафов в пользу потребителей за некачественную услугу и за нарушение при выставлении счетов, а также, что очень важно (регионы этого ждали, люди этого ждали), — введение уголовной ответственности за фальсификацию протоколов собраний собственников и ряд других мер.

Подводя итог, остановлюсь на основных задачах министерства во втором полугодии 2014 года. В сфере жилищного строительства: наращивание темпов жилищного строительства, в первую очередь жилья экономического класса; увеличение доли арендного жилья в общей площади вводимого жилья в многоквартирных домах; увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования, включая отдельные категории граждан, по сниженным ставкам; введение на региональном и муниципальном уровне практик применения так называемых голландских аукционов; также создание нормативной базы для развития жилищно-строительных кооперативов; повышение доступности жилья для населения, в том числе за счет мер господдержки отдельных категорий граждан, в частности ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов, многодетных и молодых семей.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства: практическое внедрение сформированных механизмов по лицензированию управляющих организаций, комплексному развитию ЖКХ и привлечению негосударственных инвестиций в отрасль, а также подготовка совместно с другими ведомствами концепции развития и разработка новых отраслевых законов в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами и в сфере похоронного дела; формирование нормативно-правовой базы для обеспечения практического внедрения новых механизмов переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года. Очень важный момент, потому что сегодня мы работаем четко по тем спискам признанного аварийным жилья на 1 января 2012 года, которые представили нам регионы. Наша задача сейчас — подготовить нормативно-правовую базу для тех аварийных жилых зданий, которые не попали в этот перечень. В сфере нормативно-технического регулирования в строительстве это обеспечение Минстроем межотраслевой координации разработки нормативно-технических документов, направленных на ликвидацию излишних, дублирующих требований к процессам строительства, проектирования, создание на площадке министерства межотраслевого нормативно-технического совета, разработка единой нормативно-технической базы к строительным процессам на территории стран — участников Евразийского договора, обеспечивающей беспрепятственное перемещение строительной продукции и услуг.

В сфере совершенствования институтов экспертизы и проектной документации наша задача — это переход на предоставление государственных услуг по государственной экспертизе проектной документации и государственной экспертизе инженерных изысканий в электронном виде.

Второе — оптимизация перечня объектов капитального строительства, проектной документации и результатов инженерных изысканий, которые подлежат обязательной экспертизе, также обеспечение действенного контроля за результатами деятельности негосударственных экспертных организаций и проведение мониторинга эффективности их деятельности.

И последнее — это расширение сети филиалов Главгосэкспертизы. Б

 

Материал предоставлен пресс-службой Правительства РФ