Людмила БОГОЛЮБОВА: благоустройство Москвы может стать сферой поддержки добросовестного предпринимательства в городе

46Рубрика | Босс номера

Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН

Людмила Михайловна Боголюбова более 20 лет занимается бизнесом, связанным с цветами. Сначала — розничной продажей цветов, дизайном цветочных композиций, позднее — садовым дизайном и благоустройством. Садовый центр Людмилы Боголюбовой — бренд, известный многим торговым компаниям, строительным организациям как в столице, так и в других регионах страны, потому что этот бренд всегда был знаком качества. (В №5/2014 мы публиковали интервью Людмилы Михайловны, посвященное современным подходам к садовому дизайну и озеленению)

О том, почему проблемы благоустройства, озеленения Москвы и других городов России не решаются, как дóлжно, и о своем пути в бизнесе Людмила Михайловна рассказала нашему журналу.

 

Требуется столичный лоск

— Людмила Михайловна, вы довольно давно занимаетесь садовым дизайном в столице. Какие современные тенденции, на ваш взгляд, могут быть использованы в «зеленом» оформлении Москвы?

— Москва весьма разнообразна, и в ней не может быть применено какого-то одного подхода к озеленению и оформлению цветами и растениями. Запад Москвы — очень современная, по-настоящему столичная часть города. Он постмодернистский, и таким же должно быть оформление этой части города — необычные цветочные композиции, оригинальная подсветка, деревья, постриженные в стиле хай-тек.

Восток Москвы более простой, обычный — в таком стиле в России построено много городов. Оформление там просится другое, более традиционное. На востоке больше места, могут быть посажены хвойные культуры, клены, липы. Они очень украшают улицы, можно сделать красивые аллеи.

А исторический центр столицы лучше всего оформить в стилистике русских садов, чтобы подчеркнуть красоту архитектуры XVIII–XIX веков. Здесь тоже можно было бы использовать вьющиеся растения, например петунию (ампельную) — разные ее цветовые вариации и сорта, мягкую подсветку…

Среди более или менее универсальных решений я бы отметила использование вертикальных композиций: они занимают мало места, вполне украсят любую площадь и улицу. За счет применения современных технологий такие композиции могут выглядеть презентабельно до самых заморозков.

Кроме того, можно применить озеленение многолетними культурами — они в момент заказа стоят дороже, чем однолетние, но в среднесрочной перспективе этот подход обойдется городу дешевле. Очень модны стрижки деревьев в разных стилях — в соответствии с доминирующим стилем того или иного района Москвы. На западе города это может быть, как я уже сказала, стрижка хай-тек, на востоке и в центре — стрижка в стиле английского или русского сада…

— Как вы оцениваете сегодняшнее состояние озеленения столицы?

— Есть очень интересные решения. К примеру, оформление Кутузовского проспекта. Или Рублевского шоссе: по обе стороны дороги косые склоны, оформленные цветниками в российской символике, символике города Москвы и в олимпийской символике.

Например, на склонах Рублевского шоссе высаживается мелкоцветковая бегония — очень удобное решение для Москвы: цветы неприхотливые, выдерживают почти любую температуру — при правильном уходе и поливе цветник находится в идеальном состоянии до глубокой осени.

Великолепен большой цветник перед Триумфальной аркой! Там с начала апреля появляются морозоустойчивые тюльпаны, виолы. А затем в цвет Георгиевской ленты высаживаются оранжевые тагетесы и темные колеусы. При этом ведется профессиональный уход: это обязательное требование, так как тагетесы и колеусы разные по высоте.

Современное московское законодательство предусматривает жесткие санкции за недостаточный уход за цветниками. Когда это класс 1, то есть центр Москвы, все должно быть идеально. Но даже такие жесткие требования не всегда помогают, если концепции тех или иных цветников плохо продуманны.

 

Триада садовода

— Какие самые главные условия, чтобы городской цветник смотрелся эффектно все «зеленые» месяцы?

— Квалифицированные проектные решения и уход. В неграмотных проектных решениях растения не соответствуют друг другу по тем или иным параметрам.

— Например, по биологическим параметрам?

— По биологическим, по эстетическим…

Часто используют дорогие цветы, цветы, не подходящие для нашей климатической зоны. Нужно с осторожностью использовать прихотливые цветы — например канны. Они смотрятся очень эффектно, но не отличаются морозоустойчивостью, не зимуют в грунте. Или агавы — они также не зимуют в грунте. На холодное время года их необходимо перевозить в теплицы.

В южных регионах страны такие цветы можно использовать в оформлении городов, но в московских условиях лучше этого избегать. В Центральной России правильнее сажать цветы, которые хорошо растут именно в этой климатической зоне, например, тюльпаны, нарциссы, любые многолетние цветы. То, что позволяет озеленить города и ранней весной, и поздней осенью.

Смену цветов на цветнике нужно очень хорошо продумать, чтобы, когда одни отцвели, зацветали другие. Например, пионы отцветают, остаются листья, ветки — смотрится некрасиво…

Особенно это важно, когда концепция цветника предполагает какие-то акценты к праздникам или памятным датам…

Теперь что касается ухода. Большинство цветников требует как минимум еженедельного, а то и более частого внимания. Есть растения, которые требуют малоквалифицированного ухода, но проектировщики о них часто не знают и их в своих проектных решениях не задействуют, отдавая предпочтение «хитам», модным цветам, увиденным, например, в европейских городах.

Если не ухаживать правильно, профессионально, то через короткий период времени цветник будет выглядеть непрезентабельно — какие-то растения переросшие, какие-то слишком маленькие. Гармония исчезнет…

Есть триада садовода: своевременные посадки — регулярный полив с учетом текущих изменений климата — стрижка и удаление увядших соцветий. О ней нужно всегда помнить не только садоводам, но и заказчикам их услуг.

— На какие структуры городу правильнее опираться в «зеленом» оформлении — на крупные городские предприятия, такие как «Мосзеленхоз», или на малый и средний бизнес?

— «Мосзеленхоз» — серьезная профессиональная организация с мощной собственной базой — материально-технической и цветочной. Для выполнения больших городских проектов, ухода за крупными «зелеными» пространствами она очень важна.

Но при этом она работает в заданной стилистике, чаще всего не берет на себя дизайнерские решения. У предприятия высокие расценки, потому что ему нужно содержать серьезную инфраструктуру и аппарат управления.

Частный бизнес более мобилен, более креативен, и у него ниже расценки. Сотрудничество с городом, с муниципалитетами — это мог бы быть серьезный стимул для развития малого и среднего бизнеса.

Однако из-за тендерной и бюрократической системы взаимодействия с бизнесом адекватное нормальное сотрудничество блокируется. Это четко видно на примере обслуживания придомовых территорий, улиц, парков районного значения, которое и сейчас осуществляется силами частного бизнеса.

 

Москва слезам не верит

— Почему так происходит?

— Расскажу о нашем опыте выполнения подрядных работ такого рода. Когда мы в первый раз приняли участие в выполнении городского заказа, меня переполняла гордость: это признание городом моей фирмы, это честь — участвовать в оформлении столицы по заказу городских властей.

Стандартный подряд предусматривает весь комплекс работ по уборке и благоустройству — зимних и летних. Мы начали работать в январе. В этот период наша работа состояла в основном в очистке от снега и льда внутриквартальных дорог, чтобы асфальт был сухой, естественно, с использованием реагентов.

Оказалось, что реагенты отсутствуют. Нам пришлось их приобретать за свой счет, на что мы не рассчитывали. Возникли непредусмотренные затраты.

Тем не менее во имя продолжения сотрудничества наша деятельность не прекращалась. Для нас это был вызов: мы выходили на объекты в 4 часа утра и уходили в 11 часов вечера. Я жила в Германии, где идеальная чистота, и уверена, что в столице России должно быть так же.

После первого месяца работы нам заявили, что всем подрядчикам префектура выплатит… 50% от стоимости работ. Как нам объяснили, префект решил оштрафовать всех подрядчиков, «чтобы показать, что шутить с префектурой нельзя».

Что такое снять 50% от официальной стоимости работ, я сейчас объясню. Су­ще­ствует журнал обязательных мероприятий, выполнение каждого из которых фиксируется и затем оплачивается. При этом мероприятия сверх обязательных — например, очистка от снега в период продолжительного снегопада или дополнительный полив цветника в жаркие недели — там не учитываются и, соответственно, не оплачиваются.

Но это же затраты из фонда оплаты труда, затраты, связанные с использованием техники: ГСМ, запчасти, ремонт! Все их приходилось делать за свой счет.

— А можно ли было выполнять только плановые мероприятия?

— Нет. Потому что есть Ад­ми­ни­стра­тив­но-техническая инспекция, которая оштрафует, если не убран снег. Да даже если убран…

Я познакомилась с ее инспекторами. Они на условиях анонимности рассказали мне, что у них есть план по штрафам. Как бы вы ни вычищали территорию, обязательно найдут повод вас оштрафовать: сами набросают снега и сфотографируют…

В итоге те деньги, которые мы получили от города за первый месяц работы по городскому контракту, составляли всего процентов 30 от понесенных нами затрат! Возместить затраты оказалось невозможным, но мы вновь решили остаться в проекте.

Подразумевали, если мы зарекомендуем себя с лучшей стороны, отношение к нам изменится. Однако этот бизнес-подход в данном случае не сработал: пошел второй месяц сотрудничества, затем третий — никаких существенных улучшений условий со стороны заказчика.

А у нас тем временем росли затраты и негодование. Фактически мы должны были финансировать город за счет наших бизнес-проектов. На мой взгляд, это незаконная схема, да и несправедливая.

— Какая-то благотворительность…

— Было принято решение, что лучше эти деньги потратить на настоящую благотворительность, и я вышла из проекта.

На мое место пришел молодой предприниматель — такой же энтузиаст, как и я. Это был уже апрель, и, так же как нам в январе реагенты, ему пришлось за свой счет покупать цветы. Он вынужден был продать машину.

Кстати, недостаточный уход за цветниками с 2013 года очень жестко штрафуется. Но, даже если ваш цветник в полном порядке, вы думаете, вас не оштрафуют? Как бы не так! Действует, как я уже сказала, план АТИ по штрафам.

Так вот, бизнес коллеги вышел из этого сотрудничества в состоянии, близком к банкротству…

Я рассказала об опыте сотрудничества с одной из московских префектур. Мои коллеги, работающие в других округах столицы, говорили мне: «Зато там взяток не берут!».

То есть я делаю такой вывод: если взяток не берут, то не платят денег, а если берут, то платят, но они в лучшем случае компенсируют эти взятки.

Для того чтобы получить объект по бла­го­устройству, необходимо принять участие в тендере. Как известно, на тендере выигрывает тот, кто предлагает самую меньшую цену. Никого не интересует, какой он профессионал.

Один из бизнесменов, выигравших тендер, предложил мне сотрудничество по цветникам в качестве субподрядчика — назвал хорошую сумму. К городскому празднику ему нужно оформить цветники, а у него нет ни людей, ни техники.

Но, поскольку я знаю экономику благо­устройства территории, прекрасно понимаю, что, если он эту задачу сможет профинансировать, ни на что другое денег у него не останется. Следовательно, контракт с ним разорвут, и город будет вынужден искать нового подрядчика на благоустройство.

— То есть благоустройством занимаются фирмы, которые не стремятся к долгому сотрудничеству с городом?

— Стремятся, но не учитывают свои возможности.

Это не специфически московская проблема — она всероссийская и связана с тендерным механизмом отбора как таковым.

Из общения с представителями муниципалитета одного из популярных дачных поселков сделала вывод, что очень часто подрядчики, выбранные на тендерах, не имеют ресурсов на проведение заказных работ. Данный муниципалитет с удовольствием бы воспользовался нашими услугами, гарантирующими качество и отсутствие указанных проблем, но наши цены выше.

Резюмирую: в сегодняшней системе поиска подрядчика по благоустройству нанимаются в лучшем случае непрофессиональные, а в худшем не очень добросовестные организации, потому что нет правильных критериев оценки качества, нормального финансирования. Зато есть волюнтаризм властей и контролирующих органов. Система не способствует ни решению проблемы благоустройства, ни поддержке бизнеса.

 

Выбор в пользу частника

— Адекватный, профессиональный бизнес предпочитает работать с частными клиентами?

— Да. С частными заказчиками или, например, дачными кооперативами.

Кстати, крупные дачные товарищества создают зачастую собственные предприятия по благоустройству. Я знаю одно из таких предприятий на Рублевке: они сами выращивают весь посадочный материал, ничего не закупают и по собственным эскизам засаживают цветники, при необходимости привлекая нашу фирму в качестве субподрядчика.

— А какие проблемы возникают с корпоративными заказчиками?

— Довольно часто нам предлагается готовый эскиз посадки растений, совершенно непрофессиональный.

Вот недавний пример. В эскизе запланирована космея. Но не один производитель не выращивает ее на продажу — ее довольно редко покупают. Нужно было растить из семян за несколько месяцев до посадки. Следовательно, космея отпадает.

Дальше — цветы календулы. Рассады ее найти невозможно. Ее тоже нужно заменять…

Нам пришлось переделывать эскиз целиком. Обычно мы готовы предложить несколько вариантов эскизов как из однолетних, так и из многолетних растений под разные бюджеты.

Например, одному из московских бутиков мы предложили восемь вариантов эскизов. Там очень красивый цветник, оформленный брусчаткой, стоит задача «скрыть» асфальт. Мы выдвинули решение. Когда оно будет реализовано, посетителя бутика встретит перед входом благоуханный рай.

Компания-заказчик получит удовлетворение своих амбиций: решение цветника стильное, достойное, солидное. Оно работает на маркетинговую концепцию данного бутика.

Плюс у нашей фирмы четкие расценки на работы, потому что мы считаем экономику своей деятельности.

 

Пять препятствий для бизнеса

— Какие проблемы вы видите в развитии предпринимательства в нашей стране?

— Прежде всего бизнесу трудно развиваться только на собственные средства, следовательно, необходима система кредитной поддержки по приемлемым ставкам. Потому что, если завтра поступит множество заказов, нужно будет делать большие закупки. Из текущих средств совершить их нереально.

— Вы лишены возможности брать садовую технику в лизинг?

— Как раз это меня не смущает. На мой взгляд, технику надо либо иметь собственную, либо брать в аренду. Лизинг — это слишком рискованно.

Другая проблема для бизнеса — административные барьеры, стоящие на пути к началу собственного дела: не всегда здоровые, скажем так, отношения с контролирующими органами, например с пожарными…

Еще одно препятствие — очень дорогая аренда помещений. Для фирмы, занимающейся садовым дизайном, важны цветники, а это большие площади. Нужны также помещения для хранения техники. Все это генерирует значительные накладные расходы.

Налоги — очень тяжелое бремя. К примеру, огромные пенсионные отчисления. И я, и каждый малый предприниматель в нашей стране думает: «Доживу я с такими отчислениями до пенсии или нет…»

И, наконец, большие проблемы с кадрами: трудно найти сотрудников с необходимыми компетенциями. Приходится учить специалистов, как правило, параллельно с производственным процессом…

Делать невозможное

— Согласны ли вы с тем, что женщина-предприниматель в отличие от мужчины справляется с ситуацией, когда шансы на успех минимальны?

— Во всяком случае, отношение женщины к своему делу всегда позитивно. Она не воспринимает трудности как фатальные, не впадает в депрессию. Женщина-предприниматель более «морозоустойчивая», целеустремленная, ей интересно создавать и преодолевать: с этим связаны ее главные амбиции. Не говорить, а делать… Я как предприниматель пережила несколько таких кризисов. Самый сложный — в 2008 году.

На тот момент оканчивала курс MBA. Там нас учили, что в кризисной ситуации необходимо избавляться от пассивов и оптимизировать активы. Этим я и занялась.

С этого начался мой новый бизнес — в сфере озеленения и садового дизайна. Как я его называю, бизнес в резиновых сапогах, потому что мне пришлось первое время самой заниматься посадкой растений, уходом за ними.

В Москве мне поступило предложение выступить в качестве субподрядчика строительной фирмы. Моя задача заключалась в благоустройстве территории. И моей визитной карточкой с самого начала стало качественное выполнение работ.

Это мое правило — довести работу до совершенства. В  бизнесе репутация, сарафанное радио — это самое главное, и именно такое отношение к качеству работы дает мне возможность находить все новых и новых заказчиков, развиваться, расширять свою деятельность. Все больше столичных бутиков, ресторанов столицы заказывает у нас фитодизайн с последующим обслуживанием. Надеюсь, мы будем сотрудничать на взаимовыгодных условиях и со столичными властями. Б