Татьяна СЕРГЕЕВА: система профессиональной аттестации должна существовать в нашей стране наряду с системой научной аттестации

57-58Рубрика | Опыт

Текст и фото | Леонтий БУКШТЕЙН

О сегодняшнем дне Международного академического аккредитационного и аттестационного комитета мы беседуем с его президентом, доктором биологических наук, профессором Татьяной Константиновной Сергеевой.

— Татьяна Константиновна, аттестации в нашей стране проводились издавна и по разным разделам. А в чем своеобразие той, что проводит МАААК?

— Конкретно и емко основные рамки общественно-профессиональной аттестации и системы аттестации кадров высшей квалификации в целом были определены в ежегодном послании президента В.В. Путина в 2012 году: «Будем развивать и систему профессиональной аттестации, независимую от высших учебных заведений и основанную на международных стандартах».

Именно в этой фразе заключены основные тренды модернизации национальной системы аттестации кадров высшей квалификации: развитие профессиональной аттестации наряду с научной аттестацией, становление профессиональной аттестации по международным стандартам, опора на профильные общественные объединения, выступающие в роли экспертного сообщества.

С уверенностью можно говорить, что общественно-профессиональная аттестация специалистов высшей квалификации с присуждением профессиональных докторских степеней сыграет большую роль в ускорении процесса инновационного развития страны, в модернизации отечественной промышленности, будет способствовать как минимум:

• структурированию сообщества специалистов и профессионалов — нового референтного слоя российского общества;
• повышению статуса отечественных профессионалов, росту их конкурентоспособности в условиях глобализирующихся рынков;
• сближению национальной системы аттестации с международными нормами, росту признания отечественных документов об аттестации за рубежом;
• освобождению ВАК от непрофильных функций;
• притоку в сферу дополнительного профессионального образования специалистов, владеющих современными технологиями, способных обеспечить новую образовательную парадигму — «образование через всю жизнь».

— Чем все-таки вызвана к жизни вот такая система аттестации, которой занимается ваш комитет?

— Глобализация решительно и бесповоротно меняет наш мир. Еще несколько десятилетий назад хорошее базовое образование, а тем более ученая степень обеспечивали карьеру специалиста. Глобализация вызвала быстрый рост знаний, стремительную смену технологий, трансграничное движение капиталов и специалистов. В обществе, где научно-технический прогресс и инновации становятся основным конкурентным преимуществом, происходит переход от системы получения высшего образования в молодости к системе «обучение в течение всей жизни». Непрерывное дополнительное образование, рост профессионализма стимулируют стремление людей к репутационному росту. С уверенностью можно сказать, что рост профессиональных компетенций формирует потребность в их общественном признании, оценке достижений высоких профессионалов профессиональным сообществом. Причем это признание выражается не в материальных благах, а в приобретении заслуженного статуса, в нашем случае — профессиональной докторской степени.

А то ведь часто выходит так, что человек получил ученую степень и всю жизнь транслирует только то, что он изучил во времена работы над своей диссертацией. У нас же кандидат на присуждение профессиональной степени суммирует свой вклад в сферу профессиональной деятельности. В перечне требований к номинанту на аттестацию в МАААК имеются такие, как высшее образование, дополнительное профессиональное образование, перечень разработанных и внедренных проектов, авторские свидетельства и патенты на изобретения, список печатных трудов, сведения об организации и участии в конференциях, список наградных свидетельств, государственных и общественных наград, прочих профессиональных поощрений. Таким образом, формируется не только характеристика самого номинанта, но и общественная оценка его вклада в профессию. Я считаю, что система профессиональной аттестации должна существовать в нашей стране наряду с системой научной аттестации, которую осуществляет ВАК.

— Комитет — международный. Это значит, в нем аттестуются не только россияне. Как это происходит?

— А вот свежий пример. К нам из Казахстана обратился специалист, этнический казах, который бо2льшую часть жизни прожил в Китае, там получил образование, и не одно, имеет степень кандидата наук, окончил докторантуру, защитил докторскую диссертацию. Все документы соискателя — на китайском языке. Понятно, что представлять их в Европе или Америке затруднительно. В то же время номинант — известный практикующий хирург в области интервенционной хирургии. Он обратился к нам на предмет присуждения профессиональной степени доктора медицинской науки. Диплом МАААК он может предъявлять в любой стране, и он будет принят. И несмотря на то что принимающая сторона не обязана засчитывать его диплом, однако оценить уровень специалиста в ней смогут. Ученые степени российских ученых точно так же не признаются за рубежом: принимающая сторона обычно требует подтверждения квалификации нашего специалиста путем сдачи тестов либо путем практической деятельности, однако часто и это не решает проблемы признания квалификации достаточной, работодатели еще посмотрят, достоин ли российский соискатель той невысокой должности, на которую он претендует.

— Это вообще правильный подход?

— Скорее всего, правильный. Кроме того, это право принимающей стороны. Вот мы свои права в этой области не отстаиваем, увы.

— Вернемся к процессу аттестации в МАААК.

— Наш комитет — калька с аналогичной европейской организации, это — общественная организация, имеющая президиум с экспертными функциями. По условиям аттестации специалистов в комитет должны направлять профильные общественные организации, которые их знают и высоко оценивают их вклад в профессию. Мы осуществляем экспертизу документов, представленных номинантом на аттестацию, в случае принятия президиумом положительного решения оформляем дипломы и документы на легализацию, проводим документы через нотариат, затем Минюст и уж потом — МИД. Фактически имеется три базы дипломов, а сами дипломы МАААК — это документы, подтвержденные государством.

— Получается, что заслуги специалиста ныне имеют общественно-государственный статус.

— Да, точно так. Тем более в условиях, когда Россия вошла в ВТО, и теперь усилится переток не только товаров, но и специалистов. Уже сегодня в первую очередь аттестуются те специалисты, у которых есть международные контакты. Совсем недавно аттестацию в МАААК прошел специалист, фирма которого работает по стандартам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Таким специалистам наша аттестация необходима как воздух.

— Можно ли сказать, что без профессиональной аттестации мы могли бы спокойно жить, развивать науку, в том числе и прикладную, поднимать отрасли промышленности, укреплять экономику?

— Без профессиональной аттестации жить, конечно, можно, но жить именно так, как мы живем сегодня: с кризисом ВАК, непризнанием наших степеней за рубежом, с низкой конкурентоспособностью наших профессионалов внутри страны и на международном уровне. За многие десятилетия у нас в головах утвердилось суждение, что система аттестации может быть только государственной, что ее результаты должны сопровождаться системой льгот и привилегий. Последнее обстоятельство и становится зачастую «поводом» к так называемой защите диссертаций.

Посмотрите на кризис системы научной аттестации, что с ней происходит. Кто в мире после этого будет серьезно воспринимать «остепененных» людей из России? Однако кризис ВАК — это не только внутренняя проблема России, это дополнительный посыл мировому сообществу не принимать всерьез наших ученых. На мой взгляд, развитие системы общественно-профессиональной аттестации в нашей стране поможет решить целый ряд проблем. Одна из них — кризис ВАК. В том случае, если профессионалы получат собственную систему аттестации, у них отпадет необходимость защищать диссертации, «купленные» или «сделанные на заказ». ВАК, освободившись от непрофильных функций, продолжит успешно аттестовать ученых и работников высшей школы.

Вторая проблема, которую поможет преодолеть общественно-профессиональная аттестация, — это структурирование сообщества профессионалов-инноваторов, которое в последние годы приобрело статус нового референтного слоя. И третья проблема, стоящая сегодня чрезвычайно остро, — вовлечение в сферу дополнительного профессионального образования специалистов, владеющих современными технологиями, способных обеспечить новую модель дополнительного образования — «образование через всю жизнь».

— А что дальше? Есть еще нерешенные проблемы?

— Профессиональная аттестация специалистов по международным стандартам ЮНЕСКО действует в нашей стране полтора десятилетия и работает неплохо. Основные ее положительные стороны я уже назвала. Однако информации о профессиональной аттестации крайне мало, а дипломы МАААК больше признаются за рубежом, чем в нашей стране. Если же мы начнем развивать систему профессиональной аттестации, то профессионалы не станут обращаться в ВАК, им это просто не понадобится. Важным явится не написание диссертации, которая, возможно, никогда и не будет внедрена в практику, а оценка их вклада в профессию. Что касается реорганизации системы ВАК, то выскажу свое мнение. К ее модернизации необходимо привлекать ученых, которые сами не раз проходили аттестацию в ВАК, чиновникам должна быть отведена роль исполнителей. Только в этом случае грамотно выстроенная система научной аттестации будет эффективной.

— А МАААК — единственная в своем роде организация?

— Я считаю, что монополия здесь неуместна. Всякая структура должна доказывать свою легитимность, объективность. Если говорить о комитете — его настоящем и будущем, мы собираемся активно развивать два направления своей деятельности: расширять круг партнеров, в числе которых профильные общественные организации и объединения работодателей, и увеличивать количество региональных представительств на территории нашей страны и за рубежом.

И если мы говорим об инновационном процессе, то развитие профессиональной аттестации по международным стандартам — это и есть наш вклад в этот процесс. 

 

 

СЕРГЕЕВА Татьяна Константиновна, доктор биологических наук, профессор, выпускник биологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Автор свыше 90 научных публикаций, в том числе в научных изданиях Италии, Финляндии, Чехословакии. Участник международных экспедиций в Чехии, Монголии, Вьетнаме, Финляндии.

Специалист в области системной экологии, общего и экологического менеджмента. Руководитель и участник грантовых проектов в области фундаментальной экологии, экологического менеджмента, экологического и этнографического туризма. Ученый секретарь Научного совета по экологии биосистем Президиума РАН, завкафедрой экологического менеджмента в туризме Российской международной академии туризма (РМАТ). Член Комитета ТПП РФ по cодейcтвию профеccиональному и бизнеc-образованию, член Экспертного совета НТТМ-2013.
В 2013 году Т.К. Сергеевой присуждена профессиональная степень доктора экспертизы (DExp).